Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые термины

Здоровье – состояние полного физического, психического и со­ци­аль­но­го благополучия.

Культура – то, что постигает человек в про­цес­се своей жизнедеятельности. Усвоение человеком культурных ценностей формирует внегенетическую программу его поведения, и по­это­му овладение культурой является решающим фактором, отличающим человека от животных.

Мотивация (целенаправленная потребность) – физиологический механизм, побуждающий к оп­ре­де­лен­но­му действию.

Образ жизни – способ жизнедеятельности человека (индивида).

Самореализация – полное применение всех своих способностей.

Установка – цель, направленность, состояние предрасположенности субъекта к оп­ре­де­лен­ной активности в оп­ре­де­лен­ной ситуации.

Глава 4.
Психофизиологические основы учебного труда и средства физической культуры в регулировании работоспособности

Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента

Гармоничное развитие интеллекта, физических и ду­хов­ных сил высоко ценится человеком. В сту­ден­чес­ком возрасте появляется максимальная возможность повышения своего интеллектуального уровня и са­мо­ре­али­за­ции. Усилия, направленные на самопознание и са­мо­со­вер­шенство­ва­ние, улучшение состояния здоровья, повышение умственной и фи­зи­чес­кой работоспособности, уровня культуры и ин­тел­лек­та, требуют определенной психофизиологической подготовки, осуществляемой в про­цес­се обучения.

Факторы, влияющие на состояние психофизиологического здоровья студента

Современная система обучения учитывает два вида факторов, влияющих на состояние психофизиологического здоровья студента: объективные и субъек­тив­ные. К объек­тив­ным факторам относят среду жизнедеятельности и учеб­но­го труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный. В ка­честве субъек­тив­ных факторов рассматривают знания, профессиональные способности, мотивацию обучения, работоспособность, нервно-пси­хи­чес­кую устойчивость. Сюда же следует отнести темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, а так­же личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность) и спо­соб­ность адаптироваться к со­ци­аль­ным условиям обучения в ву­зе. В этот период происходит становление целостного интеллекта и его отдельных функций, в ко­то­ром определяющую роль играют образование и уче­ние. Систематическая умственная работа повышает интеллектуальный уровень студента, позволяет эффективно заниматься учебной деятельностью.

Время, затраченное на учебный процесс, в сред­нем составляет 52–58 ч в не­де­лю (включая самоподготовку), т. е. ежед­нев­ная учебная нагрузка равна 8–9 ч, следовательно, рабочий день студента является одним из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея распределять свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням. Несмотря на это, восстановительные процессы у мно­гих студентов проходят неполноценно. В ка­честве причин можно назвать: недостаточный сон, нерегулярное и нес­ба­лан­си­ро­ван­ное питание, недостаточное пребывание на свежем воздухе, ограниченное использование средств физической культуры и спор­та и т. д. Иногородние студенты сложно переносят процесс адаптации к но­вым условиям учебной деятельности и про­жи­ва­ния.

В ре­зуль­та­те влияния вышеперечисленных причин период адаптации, связанный с из­ме­не­ни­ем прежних стереотипов, может привести к вре­мен­но­му снижению успеваемости и труд­нос­тям, которые студент испытывает в свя­зи с вхож­де­ни­ем в но­вый круг общения. Социальные перемены в жиз­ни студента, вызывающие хроническое психоэмоциональное перенапряжение, чувство дискомфорта, неуверенность, раздражительность, повышенную тревожность, а так­же отсутствие режима дня, наличие хронических заболеваний, вредных привычек ведут к хро­ни­чес­кой усталости, нарушению сна, нервно-умствен­но­му переутомлению и по­яв­ле­нию сердечно-со­су­дис­тых, нервных и пси­хи­чес­ких заболеваний.

В нас­то­ящее время вопрос о сос­то­янии здоровья студенческой молодежи имеет особую актуальность. По данным Госкомстата РФ, из 2,8 млн студентов, обучающихся в 560 ву­зах России, более 50% страдают заболеваниями разной нозологии; 85% из их числа нуждаются в кор­рек­ции здоровья; около 80% юношей непригодны к во­ен­ной службе.

Данные ежегодного медицинского осмотра студентов Российского государственного профессионально-пе­да­го­ги­чес­ко­го университета (РГППУ) показали, что в пе­ри­од обучения в ву­зе их состояние здоровья не отличается от общестатистических данных по России (в 2002 г. из 1590 обсле­до­ван­ных 793 чел. имели отклонения в здо­ровье). К на­ибо­лее часто встречающимся относятся отклонения в сос­то­янии опорно-дви­га­тель­но­го аппарата, кардиорес­пи­ра­тор­ной, пищеварительной систем и зри­тель­но­го анализатора (табл. 8).

По мнению О. А. Но­во­се­ло­вой, Ж. Ж. Рап­по­порт, Н. А. Фо­ми­на, систематические занятия физической культурой могут увеличить адаптивные возможности человека, предотвратить развитие болезни, компенсировать имеющиеся физические и пси­хи­чес­кие недостатки, а так­же предотвратить наступление утомления и пе­ре­утом­ле­ния в про­цес­се напряженной учебной работы. Именно в этот период надо обращать особое внимание на правильный режим труда и от­ды­ха, на применение средств активного отдыха, компенсирующих малую двигательную активность и пре­дуп­реж­да­ющих переутомление.

Таблица 8

Состояние здоровья студентов РГППУ по данным выборочного ежегодного медицинского осмотра

Функцио­наль­ная сис­те­ма, в ко­то­рой наб­лю­да­ет­ся на­ру­ше­ние 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Опор­но-дви­га­тель­ный ап­па­рат 237/28,3 250/6,7 227/28,6
Кар­ди­орес­пи­ра­тор­ная, пи­ще­ва­ри­тель­ная сис­те­мы 316/37,8 302/32,2 188/23,7
Центральная нервная сис­те­ма 42/5,5 39/4,2 24/3,0
Зри­тель­ный ана­ли­за­тор 242/28,9 244/36,8 354/44,6

 

Примечание. В числителе – количество студентов с определенной группой заболеваний, в знаменателе – процентное отношение к количеству обследованных, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

 

С точ­ки зрения теории и ме­то­ди­ки физического воспитания утомление рассматривается как временное снижение работоспособности, ухудшение функционального состояния организма. Под усталостью понимается психическое переживание, связанное с утом­ле­ни­ем. Степень усталости большей частью соответствует степени действительного снижения работоспособности, что, в свою очередь, связано с ко­ли­чеством и ка­чеством проделанной работы.

Выполнение работы в те­че­ние длительного времени за счет волевых усилий может привести к сум­ми­ро­ва­нию утомления, которое приведет к пе­ре­утом­ле­нию.

Признаки переутомления: ощущение усталости до начала работы и низ­кая работоспособность в те­че­ние всего рабочего дня; повышенная раздражительность, неадекватная реакция на всевозможные, даже самые незначительные раздражители; исчезновение интереса к ра­бо­те; ослабление интереса к ок­ру­жа­ющим событиям; снижение аппетита; падение веса; расстройства сна (трудное засыпание и про­сы­па­ние, бессонница, дневная сонливость, кошмарные сновидения); понижение устойчивости к раз­лич­ным инфекциям и в пер­вую очередь к прос­туд­ным заболеваниям.

Кроме вышеперечисленных симптомов могут наблюдаться головные боли, головокружение, тошнота, а иног­да даже рвота, повышение сухожильных рефлексов, тремор вытянутых рук, а иног­да и век, понижение кровяного давления до 90/50 мм рт. ст., повышенная потливость, повышение возбудимости вестибулярной системы (укачивание в ав­то­бу­се, автомобиле и т. п.), затруднение в воспри­ятии пространства, иллюзии и др.

Установить хроническое утомление можно только по совокупности этих признаков, а не по одному из них, пусть даже и яв­но выраженному. В ка­честве профилактических мер против хронического переутомления можно назвать:

● че­ре­до­ва­ние работы и от­ды­ха, причем в ря­де случаев активный отдых (физические упражнения) является более действенным видом отдыха;

● по­ло­жи­тель­ное эмоциональное возбуждение;

● при­ем определенных пищевых веществ и ви­та­ми­нов, которые оказывают положительное влияние на работоспособность.

Если рассматривать утомление с точ­ки зрения физиологии труда, то под утомлением понимают процесс временного снижения функциональных возможностей организма под влиянием интенсивной или длительной работы, выражающийся в ухуд­ше­нии количественных и ка­чествен­ных показателей работы и в дис­ко­ор­ди­на­ции физиологических функций.

Работу можно разбить на следующие периоды.

1. Пе­ри­од врабатывания. В на­ча­ле работы происходит настройка всех рабочих систем организма, в ре­зуль­та­те чего повышается мощность функциональных систем организма.

2. Пе­ри­од высокого, стабильного уровня максимальных возможностей. Уровни максимальных возможностей волевого напряжения стабилизированы. Если в про­цес­се работы имеет место упражняемость, то вследствие этого может повыситься уровень максимальных возможностей. Утомление в этот период отсутствует.

3. Пе­ри­од полной, или устойчивой компенсации. Появляющееся утомление может приводить к сни­же­нию функциональных возможностей организма. Однако за счет волевых усилий можно сохранить работоспособность на прежнем уровне благодаря использованию резервных возможностей организма. В ре­зуль­та­те этого происходит улучшение показателей внимания.

4. Пе­ри­од неустойчивой компенсации. Утомление нарастает, в ре­зуль­та­те чего продолжает снижаться уровень максимальных возможностей. Волевое напряжение, связанное с то­ни­чес­кой условно-реф­лек­тор­ной деятельностью, испытывает колебания. При ослаблении волевого напряжения работоспособность снижается. Однако, несмотря на снижение «резервных возможностей», перед окончанием работы человек в ря­де случаев может волевым напряжением сохранять высокий уровень производительности труда («конечный порыв»).

5. Пе­ри­од устойчивого снижения производительности. Усиливающееся утомление настолько снижает максимальные возможности, что волевым усилием человек уже не в сос­то­янии сохранить заданный уровень производительности в ко­рот­кие интервалы времени.

Данные о субъек­тив­ном состоянии человека в про­цес­се выполняемой деятельности дают полезный материал для характеристики его работоспособности. А. А. Ух­томский считает, что так называемые субъективные признаки утомления дают на практике гораздо более деликатные и точ­ные критерии утомления и утом­ля­емос­ти индивидуумов, чем существующие лабораторные методы сами по себе.

Объективные процессы, появляющиеся при развитии утомления, возникают в соз­на­нии работающего в ви­де ощущения усталости, поэтому такое состояние можно трактовать как биологический сигнал о не­об­хо­ди­мос­ти либо прекратить работу, либо уменьшить ее интенсивность.

По данным, приведенным в табл. 9, можно ориентироваться в сте­пе­ни переутомления, свойственного лицам, занимающимся преимущественно умственным трудом.

Таблица 9

Характеристика степени переутомления при умственном труде

Симптом Сте­пень пе­ре­утом­ле­ния
Лег­кая Зна­чи­тель­ная Тя­же­лая
       
Сни­же­ние де­ес­по­соб­нос­ти За­мет­но вы­ра­же­но Вы­ра­же­но Сильно вы­ра­же­но
Ком­пен­са­ция по­ни­же­ния де­ес­по­соб­нос­ти во­ле­вым уси­ли­ем Пол­ная Час­тич­ная Нез­на­чи­тель­ная
По­яв­ле­ние ра­нее от­сутству­ющей ус­та­лос­ти при умствен­ной наг­руз­ке При обыч­ной наг­руз­ке При нез­на­чи­тель­ной наг­руз­ке Без ви­ди­мой наг­руз­ки
       
Окончание табл. 9
       
Эмо­цио­наль­ные пе­ре­ме­ны Не­ус­тойчи­вое настро­ение Раздра­жи­тель­ность, дис­ком­форт Уг­не­те­ние, по­вы­шен­ная раздра­жи­тель­ность
Дви­же­ния Не на­ру­ше­ны Не­уве­рен­ные На­ру­ше­ние ко­ор­ди­на­ции
На­ру­ше­ние сна Сис­те­ма­ти­чес­кое не­до­сы­па­ние, труд­но за­сы­пать или про­сы­пать­ся Сон­ли­вость днем Бес­сон­ни­ца
Сни­же­ние умствен­ной ра­бо­то­спо­соб­нос­ти Труд­но сос­ре­до­то­чить­ся Вре­мен­ное ухуд­ше­ние па­мя­ти Зна­чи­тель­ное ухуд­ше­ние вни­ма­ния и па­мя­ти
Ве­ге­та­тив­ные на­ру­ше­ния Час­тое ощу­ще­ние тя­жес­ти в го­ло­ве Пе­ри­оди­чес­кие го­лов­ные бо­ли, сни­же­ние ап­пе­ти­та Час­тые го­лов­ные бо­ли, по­те­ря ап­пе­ти­та

 

Особенности умственной деятельности студентов.
Общие закономерности изменения работоспособности студентов

Учебный процесс требует напряжения основных психических функций, таких, как память, внимание (особенно его концентрация и ус­тойчи­вость), восприятие, мышление. Кроме того, обучение часто сопровождается наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты). Учитывая специфику умственного труда, при котором мозг является не только регулирующим, но и ра­бо­та­ющим органом, его влияние прежде всего сказывается на функциональном состоянии центральной нервной системы.

Современные представления о нервно-фи­зи­оло­ги­чес­ких механизмах умственной деятельности основаны на достижениях нейрофизиологии и пси­хо­ло­гии. Известно, что любая умственная работа вызывает определенное нервно-эмо­цио­наль­ное напряжение. Обостряются восприятие, внимание, память, сопровождающиеся вегетативными сдвигами в ор­га­низ­ме. Для умственной деятельности необходим определенный оптимум эмоционального напряжения, при котором реакции организма оказываются наиболее совершенными и эф­фек­тив­ны­ми. Деятельность психических процессов, таких, как восприятие, внимание, память, мышление, скорость реагирования претерпевает, как правило, фазовые изменения. В на­ча­ле работы внимание, запоминание, скорость выполнения «тестовых» задач и ра­бо­тос­по­соб­ность обычно изменяются в сто­ро­ну улучшения; значительная же умственная нагрузка обычно оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность. Обнаруживается ухудшение функций внимания, памяти, восприятия, что проявляется в большом числе ошибок. Увеличивается время реакции на простые и диф­фе­рен­ци­ро­ван­ные сенсомоторные реакции.

При умственном труде происходят изменения в ра­бо­те функций сердечно-со­су­дис­той системы. Интенсивная кратковременная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа – замедление. Иное дело, когда умственная деятельность связана с эмо­цио­наль­ны­ми факторами, нервно-пси­хи­чес­ким напряжением. Напряженная работа в ус­ло­ви­ях дефицита времени, высокой ответственности за результат – все это неизменно сказывается на циркуляторном аппарате кровообращения.

Так, до начала учебной работы у сту­ден­тов частота пульса находится в пре­де­лах 70,6 уда­ра в ми­ну­ту; при выполнении относительно спокойной учебной работы – 77,4 уда­ра в ми­ну­ту. Такая же работа средней степени напряженности повышает пульс до 83,5 уда­ра в ми­ну­ту, а при сильном напряжении – до 93,1 уда­ра в ми­ну­ту. Если умственная работа без резко выраженного эмоционального компонента ведет к уве­ли­че­нию выделения надпочечниками адреналина в кровь на 20%, то при стрессовых ситуациях – на 50–300%. При эмоциональном, напряженном труде дыхание становится неравномерным. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80%. При этом изменяется морфологический состав крови: повышается количество лейкоцитов до 8–9 тыс. в мм3 крови, уменьшается свертываемость крови, нарушается терморегуляция организма, что приводит к уси­лен­но­му потоотделению.

Изменение функций ЦНС и сер­деч­но-со­су­дис­той системы при умственной работе зависит не только от степени нервно-эмо­цио­наль­но­го напряжения, но и от других условий, в чис­ле которых определенную роль играет гиподинамия.

Использование психологических методов оценки личности позволяет выявить первые сигналы о на­чи­на­ющих­ся психосоматических нарушениях, что крайне важно для своевременного принятия необходимых мер по предупреждению развивающейся патологии. Нервно-эмо­цио­наль­ное напряжение организма в про­цес­се работы проявляется в из­ме­не­ни­ях функций ЦНС, вегетативной, сердечно-со­су­дис­той и эн­док­рин­ной систем, а так­же оказывает влияние на личностные особенности человека.

Умственная деятельность студентов сопряжена с эмо­цио­наль­ным напряжением, которое обусловлено необходимостью одновременного изучения многих дисциплин за сравнительно короткий срок и контро­лем со стороны преподавателя.

Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические, физические особенности. Кроме того, для достижения успеха в лю­бой деятельности большое значение имеют свойства личности, такие, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др. Работоспособность зависит и от мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности. В учеб­ной деятельности работоспособность зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Наряду с этим успешность обучения может быть обусловлена усидчивостью, аккуратностью и сдер­жан­ностью.

Интерес к эмо­цио­наль­но привлекательной учебной работе увеличивает продолжительность ее выполнения. Результативность выполнения оказывает стимулирующее воздействие на сохранение более высокого уровня работоспособности. Мотивы похвалы, указания или порицания могут оказать чрезмерные по силе воздействия, вызывая сильные переживания за результат работы, что может привести к сни­же­нию работоспособности. Установка также влияет на эффективность работоспособности.

Физиологические сдвиги в ди­на­ми­ке работоспособности в про­цес­се занятий зависят от ряда факторов. Во время обычных лекций или практических занятий отмечается постепенное повышение работоспособности в те­че­ние двух и бо­лее часов, причем в пос­ле­ду­ющие часы показатель может превышать исходные данные. Это проявляется в уменьше­нии латентных периодов зрительно- и слу­хо-мо­тор­ных реакций, в сни­же­нии порога чувствительности анализаторов, увеличении скорости переработки информации и др. Показатели сердечно-со­су­дис­той и эн­док­рин­ной систем при этом мало изменяются.

Некоторые исследователи наблюдали учащение или замедление частоты пульса, небольшое повышение или снижение уровня артериального давления. Явления утомления, если о них судить по физиологическим показателям текущей работоспособности, редко развиваются в те­че­ние учебного дня. Это однако не означает, что длительные напряженные занятия не могут оказывать отрицательного влияния на организм студентов.

Иная картина наблюдается в пе­ри­од контрольных работ и эк­за­ме­нов. Значительная активация системы вегетативного обеспечения высшей нервной деятельности проявляется, в частнос­ти, в рез­ком увеличении экскреции катехоламинов, повышении ЧСС, артериального давления, минутного объема крови. Как показали исследования, умственная деятельность студентов характеризуется наличием большой и не­рав­но­мер­ной нагрузки, следствием которой является нарушение ритма отдыха и пи­та­ния, что ведет к пе­ре­утом­ле­нию, снижению способности к ус­вое­нию знаний, следовательно, к сни­же­нию успешности обучения. Однако до сих пор недостаточно ясна роль отдельных факторов, обусловливающих довольно высокий уровень заболеваемости студентов вузов. Степень напряжения физиологических функций достигает наибольшей величины во время экзаменов, но сравнительно небольшая длительность не позволяет считать их единственной причиной, отрицательно влияющей на организм.

Увеличение некоторых показателей гемодинамики, в частнос­ти систолического артериального давления и моз­го­во­го кровотока, свидетельствует о том, что в те­че­ние учебного года при наличии перегрузки постепенно увеличивается средняя величина артериального давления. Гипертония на отдельных курсах к кон­цу года возрастает в 1,5–2 ра­за, достигая иногда 20–25%, уменьшается кровоснабжение мозга, которое делается неадекватным высоким потребностям организма.

При умеренной продолжительности занятий в ву­зе и до­ма (8–10 ч в день) и ра­цио­наль­ной организации режима дня неблагоприятных функциональных изменений не отмечается, а ги­пер­то­ния наблюдается не более чем у 2% студентов.

Исследованиями установлено, что наиболее «трудными» парами являются первая и пя­тая. Вторая и третья пары – самые продуктивные. Это свидетельствует о том, что начало учебного дня не отличается высокой результативностью. Период врабатывания – до 30 мин – характеризуется тем, что в ко­ре головного мозга образуется рабочая доминанта. Большое значение имеет соответствующая установка – мотивация. Период высокого уровня работоспособности находится в пре­де­лах 1,5–3 ч. Изменения функционального состояния организма напрямую зависят от содержания, формы, вида, объема учебного труда. Далее наступает период спада работоспособности либо она остается на прежнем уровне за счет волевых усилий.

Но в те­че­ние дня может наступить «второй подъем» работоспособности при самостоятельной работе (рис. 3). Объясняется это суточным ритмом, мотивацией, а так­же психическим настроем.

 

Рис. 3. Работоспособность студентов в течение учебного дня

Любой род деятельности, а ин­тел­лек­ту­аль­ный особенно, психологически взаимосвязан с воз­действи­ем жизненных ритмов и би­оло­ги­чес­ких колебаний, свойственных самому организму и пот­реб­нос­тям трудового процесса. В пе­ри­од активной деятельности, повышенной работоспособности показатели функционального состояния сердечно-со­су­дис­той, эндокринной, мышечной, выделительной и дру­гих систем достигают максимального уровня. В пе­ри­од отдыха, сна происходят необходимые восстановительные процессы. Чем точнее осуществлен контакт начала трудовой деятельности с мо­би­ли­за­цией жизненно важных функций организма, тем продуктивнее будут результаты трудовых действий.

Если сравнивать по дням недели, то в по­не­дель­ник умственная работоспособность на низком уровне. К сре­де – четвергу она возрастает и ста­но­вит­ся самой плодотворной. В пят­ни­цу работоспособность ниже, чем в сре­ду – четверг, а в суб­бо­ту примерно такая же, как в по­не­дель­ник (рис. 4). Безусловно, данная закономерность изменится при вмешательстве разного рода факторов нервно-эмо­цио­наль­но­го напряжения, связанного с вы­пол­не­ни­ем ответственного задания (подготовкой к контрольной работе, семинару, зачету и т. п.).

Работоспособность студента в те­че­ние семестра, учебного года также подчинена изменениям в пе­ри­одах врабатывания, оптимальной деятельности и сни­же­ния. Первый месяц обучения характеризуется тем, что студент привыкает к учеб­ным нагрузкам и ре­жи­му. Период устойчивой работоспособности длится 2–2,5 ме­ся­ца. Периоды увеличения ежедневной нагрузки до 11–13 ч и бо­лее в со­че­та­нии с нервно-эмо­цио­наль­ным состоянием и пе­ре­жи­ва­ни­ями в пе­ри­оды зачетной и эк­за­ме­на­ци­он­ной сессии характеризуются снижением работоспособности.

 

Рис. 4. Работоспособность студента в течение учебной недели

Каникулы являются периодом восстановления работоспособности. У сту­ден­тов, ведущих организованный активный образ жизни, занимающихся спортом, работоспособность восстанавливается полностью, а пе­ри­од врабатывания сокращается до 5–7 дней.

Изменение физического и психического состояния студентов в период экзаменационной сессии

Сложным психофизиологическим периодом для студента является экзаменационный период, протекающий в ус­ло­ви­ях дефицита времени. В этот период к ин­тел­лек­ту­аль­но-эмо­цио­наль­ной сфере студента предъявляются повышенные требования. Объясняется это прежде всего тем, что экзамен – это не просто проверка знаний, а про­вер­ка знаний в ус­ло­ви­ях стресса. У тех студентов, для которых важны результаты предстоящих экзаменов и есть потребность сдать их как можно лучше, перед экзаменом возникает состояние тревоги. Это субъективно-неприятное переживание имеет и ха­рак­тер­ные объективные проявления: учащается сердцебиение, повышается давление крови, повышается тонус мимической мускулатуры.

Вместе с тем поведение студентов в этот период бывает различным: одни сосредоточенно дочитывают те разделы учебника, в зна­ни­и которых они не совсем уверены, другие суетливо листают учебник, так как не в сос­то­янии сосредоточиться ни на одном разделе. На первый взгляд может показаться, что две эти формы поведения отражают разную степень эмоциональной напряженности. На самом же деле это тревожное состояние можно считать просто защитной реакцией либо необходимым средством для реализации своих возможностей.

В пе­ри­од экзаменов при средней продолжительности самоподготовки (8–9 ч в день) интенсивность умственного труда возрастает по от­ношению к пе­ри­оду учебных занятий на 85–100%. Значительно по­вышается частота сердцебиений: до 88–92 уда­ров в ми­ну­ту против 76–80 в пе­ри­од учебных занятий. Артериальное давление также повышается до 135/85–155/95 мм рт. ст. против 115/70 мм рт. ст. в пе­ри­од учебных занятий. Происходят изменения в антро­по­мет­ри­чес­ких показателях: масса тела за период экзаменов снижается на 1,6–3,4 кг, причем в большей степени это присуще студентам, у ко­то­рых реакция на экзамен повышена.

Под влиянием напряженной умственной деятельности, свойственной экзаменационному периоду, в ус­ло­ви­ях перестройки жизнедеятельности, отсутствия в ней полноценной физической нагрузки происходит последовательное снижение показателей умственной и фи­зи­чес­кой работоспособности в те­че­ние всего периода экзаменационной сессии.

Наиболее заметные сдвиги в по­ка­за­те­лях психофизического состояния наблюдаются у пер­во­курсни­ков, что свидетельствует о низ­ком уровне адаптации студентов к ус­ло­ви­ям экзаменационного периода. В зим­нюю сессию работоспособность студентов значительно выше, чем в ве­сен­нюю, что говорит о воз­действии объективных и субъек­тив­ных факторов обучения, проявляющих свое негативное влияние в на­иболь­шей мере к кон­цу учебного года.

Роль физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии

Для полноценной деятельности мозга необходимо, чтобы к не­му поступали импульсы от различных систем организма, массу которого наполовину составляют мышцы. Движения мышц создают громадное число нервных импульсов, которые обогащают мозг массой ощущений, поддерживают его в нор­маль­ном рабочем состоянии. Тонус и ра­бо­тос­по­соб­ность головного мозга поддерживаются в те­че­ние длительных промежутков времени, когда сокращение и нап­ря­же­ние различных мышечных групп ритмически чередуется с их последующим растяжением и расслаб­ле­ни­ем. Такой режим движений наблюдается во время ходьбы, бега, передвижения на лыжах, коньках и мно­гих других физических упражнений, выполняемых ритмично с уме­рен­ной интенсивностью. Оптимально дозированная мышечная нагрузка повышает общий эмоциональный тонус, создавая устойчивое настроение, которое служит благоприятным фоном для умственной деятельности и важ­ным профилактическим средством против переутомления. Ощущения от мышечных упражнений, движений И. П. Пав­лов называл «чувством мышечной радости».

По данным Ж. Ж. Рап­по­порт, у мо­ло­де­жи 17–22-лет­не­го возраста количество движений должно быть не менее 18–22 тыс. в сут­ки. При этом процент физических упражнений с большой и вы­со­кой интенсивностью должен составлять не менее 30% от общего объема движений. Выпол­не­ние этих показателей возможно только в том случае, если студент минимум 40–50 мин в день будет заниматься физическими упражнениями в спе­ци­аль­но оборудованных залах, применяя специально разработанные комплексы. Однако согласно учебному плану студенты организованно могут заниматься физической культурой только два раза в не­де­лю, что, по скромным расчетам, составляет 12–14% от необходимой двигательной активности.

Двигательная активность студентов первого и вто­ро­го курсов РГППУ вне сессии составляет примерно 60% от необходимого двигательного объема, при этом в сес­си­он­ный период (декабрь, май) она снижается почти в два раза (табл. 10).

Таблица 10

Динамика двигательной активности студентов

Курс Дви­га­тель­ная ак­тив­ность, кол-во дви­же­ний в сут­ки
Сен­тябрь Но­ябрь Де­кабрь Март Май
М±m М±m М±m М±m М±m
1-й 14673±477 9890±204 6565±262 11673±239 7254±268
2-й 15270±398 10400±309 7082±232 12320±100 7840±341

 

Примечание. М – среднее арифметическое отклонение, m – среднеквадратичное отклонение.

В пе­ри­од экзаменационной сессии для снятия утомления и ре­гу­ли­ро­ва­ния психоэмоционального и функцио­наль­но­го состояния необходимо:

● во-пер­вых, избегать перегрузок (рационально распределять работу);

● во-вто­рых, обеспечить полноценный сон (8–9 ч);

● в-третьих, чаще выходить на свежий воздух, так как долгое нахождение в зак­ры­том помещении (что часто наблюдается в пе­ри­од подготовки к эк­за­ме­нам) не способствует ни улучшению физического состояния студента, ни активизации его умственных возможностей;

● в-чет­вер­тых, использовать «малые формы» физической культуры.

Умственная работа малоэффективна, если она выполняется в ус­ло­ви­ях хронического переутомления. Рациональный режим труда и от­ды­ха рассматривается как одна из форм борьбы с утом­ле­ни­ем, достижения и дли­тель­но­го сохранения высокой работоспособности.

Основные методы восстановления работоспособности – «малые формы» физической культуры, включающие в се­бя утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурные паузы для активного отдыха, занятия физическими упражнениями в сво­бод­ное время для развития физических качеств. Установлено, что для обучающихся оптимальными являются нагрузки при занятиях физическими упражнениями в объеме 10–15 ч в не­де­лю, или 1,3–1,8 ч ежедневно, что создает устойчивые предпосылки к фи­зи­чес­ко­му совершенствованию.

Таким образом, большое значение приобретают физкультурные мероприятия в ре­жи­ме дня. В на­ча­ле дня необходимо выполнять 10–20-ми­нут­ную зарядку на свежем воздухе, причем в на­ча­ле нагрузка должна повышаться, а в кон­це занятия – несколько снижаться. Дозировка упражнений должна быть такой, чтобы занимающийся испытывал бодрость, а не усталость.

Для повышения двигательного режима рекомендуются ежедневные прогулки по 30–60 мин с при­ме­не­ни­ем энергичной ходьбы со скоростью около 6 км в час, а в сво­бод­ный от учебы день – разнообразные физкультурные мероприятия (походы, игры, развлечения и т. д.) продолжительностью 2–4 ч.

Немаловажное значение в це­лях снижения умственного утомления и по­вы­ше­ния работоспособности студентов имеет использование физкультурных пауз в про­цес­се умственной деятельности. Положительный эмоциональный настрой и твор­чес­кий подход будут способствовать хорошему усвоению учебного материала и по­ло­жи­тель­но влиять на развитие личностных качеств студентов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие здорового образа жизни | Методические принципы физического воспитания. Переутомление – невротическое состояние, возникающее при суммировании остаточных явлений предыдущего утомления с на­лич­ным при недостаточном или
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.