КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ключевые термины
Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия. Культура – то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности. Усвоение человеком культурных ценностей формирует внегенетическую программу его поведения, и поэтому овладение культурой является решающим фактором, отличающим человека от животных. Мотивация (целенаправленная потребность) – физиологический механизм, побуждающий к определенному действию. Образ жизни – способ жизнедеятельности человека (индивида). Самореализация – полное применение всех своих способностей. Установка – цель, направленность, состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Глава 4. Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента Гармоничное развитие интеллекта, физических и духовных сил высоко ценится человеком. В студенческом возрасте появляется максимальная возможность повышения своего интеллектуального уровня и самореализации. Усилия, направленные на самопознание и самосовершенствование, улучшение состояния здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, уровня культуры и интеллекта, требуют определенной психофизиологической подготовки, осуществляемой в процессе обучения. Факторы, влияющие на состояние психофизиологического здоровья студента Современная система обучения учитывает два вида факторов, влияющих на состояние психофизиологического здоровья студента: объективные и субъективные. К объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный. В качестве субъективных факторов рассматривают знания, профессиональные способности, мотивацию обучения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость. Сюда же следует отнести темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, а также личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность) и способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе. В этот период происходит становление целостного интеллекта и его отдельных функций, в котором определяющую роль играют образование и учение. Систематическая умственная работа повышает интеллектуальный уровень студента, позволяет эффективно заниматься учебной деятельностью. Время, затраченное на учебный процесс, в среднем составляет 52–58 ч в неделю (включая самоподготовку), т. е. ежедневная учебная нагрузка равна 8–9 ч, следовательно, рабочий день студента является одним из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея распределять свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням. Несмотря на это, восстановительные процессы у многих студентов проходят неполноценно. В качестве причин можно назвать: недостаточный сон, нерегулярное и несбалансированное питание, недостаточное пребывание на свежем воздухе, ограниченное использование средств физической культуры и спорта и т. д. Иногородние студенты сложно переносят процесс адаптации к новым условиям учебной деятельности и проживания. В результате влияния вышеперечисленных причин период адаптации, связанный с изменением прежних стереотипов, может привести к временному снижению успеваемости и трудностям, которые студент испытывает в связи с вхождением в новый круг общения. Социальные перемены в жизни студента, вызывающие хроническое психоэмоциональное перенапряжение, чувство дискомфорта, неуверенность, раздражительность, повышенную тревожность, а также отсутствие режима дня, наличие хронических заболеваний, вредных привычек ведут к хронической усталости, нарушению сна, нервно-умственному переутомлению и появлению сердечно-сосудистых, нервных и психических заболеваний. В настоящее время вопрос о состоянии здоровья студенческой молодежи имеет особую актуальность. По данным Госкомстата РФ, из 2,8 млн студентов, обучающихся в 560 вузах России, более 50% страдают заболеваниями разной нозологии; 85% из их числа нуждаются в коррекции здоровья; около 80% юношей непригодны к военной службе. Данные ежегодного медицинского осмотра студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) показали, что в период обучения в вузе их состояние здоровья не отличается от общестатистических данных по России (в 2002 г. из 1590 обследованных 793 чел. имели отклонения в здоровье). К наиболее часто встречающимся относятся отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата, кардиореспираторной, пищеварительной систем и зрительного анализатора (табл. 8). По мнению О. А. Новоселовой, Ж. Ж. Раппопорт, Н. А. Фомина, систематические занятия физической культурой могут увеличить адаптивные возможности человека, предотвратить развитие болезни, компенсировать имеющиеся физические и психические недостатки, а также предотвратить наступление утомления и переутомления в процессе напряженной учебной работы. Именно в этот период надо обращать особое внимание на правильный режим труда и отдыха, на применение средств активного отдыха, компенсирующих малую двигательную активность и предупреждающих переутомление. Таблица 8 Состояние здоровья студентов РГППУ по данным выборочного ежегодного медицинского осмотра
Примечание. В числителе – количество студентов с определенной группой заболеваний, в знаменателе – процентное отношение к количеству обследованных, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
С точки зрения теории и методики физического воспитания утомление рассматривается как временное снижение работоспособности, ухудшение функционального состояния организма. Под усталостью понимается психическое переживание, связанное с утомлением. Степень усталости большей частью соответствует степени действительного снижения работоспособности, что, в свою очередь, связано с количеством и качеством проделанной работы. Выполнение работы в течение длительного времени за счет волевых усилий может привести к суммированию утомления, которое приведет к переутомлению. Признаки переутомления: ощущение усталости до начала работы и низкая работоспособность в течение всего рабочего дня; повышенная раздражительность, неадекватная реакция на всевозможные, даже самые незначительные раздражители; исчезновение интереса к работе; ослабление интереса к окружающим событиям; снижение аппетита; падение веса; расстройства сна (трудное засыпание и просыпание, бессонница, дневная сонливость, кошмарные сновидения); понижение устойчивости к различным инфекциям и в первую очередь к простудным заболеваниям. Кроме вышеперечисленных симптомов могут наблюдаться головные боли, головокружение, тошнота, а иногда даже рвота, повышение сухожильных рефлексов, тремор вытянутых рук, а иногда и век, понижение кровяного давления до 90/50 мм рт. ст., повышенная потливость, повышение возбудимости вестибулярной системы (укачивание в автобусе, автомобиле и т. п.), затруднение в восприятии пространства, иллюзии и др. Установить хроническое утомление можно только по совокупности этих признаков, а не по одному из них, пусть даже и явно выраженному. В качестве профилактических мер против хронического переутомления можно назвать: ● чередование работы и отдыха, причем в ряде случаев активный отдых (физические упражнения) является более действенным видом отдыха; ● положительное эмоциональное возбуждение; ● прием определенных пищевых веществ и витаминов, которые оказывают положительное влияние на работоспособность. Если рассматривать утомление с точки зрения физиологии труда, то под утомлением понимают процесс временного снижения функциональных возможностей организма под влиянием интенсивной или длительной работы, выражающийся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и в дискоординации физиологических функций. Работу можно разбить на следующие периоды. 1. Период врабатывания. В начале работы происходит настройка всех рабочих систем организма, в результате чего повышается мощность функциональных систем организма. 2. Период высокого, стабильного уровня максимальных возможностей. Уровни максимальных возможностей волевого напряжения стабилизированы. Если в процессе работы имеет место упражняемость, то вследствие этого может повыситься уровень максимальных возможностей. Утомление в этот период отсутствует. 3. Период полной, или устойчивой компенсации. Появляющееся утомление может приводить к снижению функциональных возможностей организма. Однако за счет волевых усилий можно сохранить работоспособность на прежнем уровне благодаря использованию резервных возможностей организма. В результате этого происходит улучшение показателей внимания. 4. Период неустойчивой компенсации. Утомление нарастает, в результате чего продолжает снижаться уровень максимальных возможностей. Волевое напряжение, связанное с тонической условно-рефлекторной деятельностью, испытывает колебания. При ослаблении волевого напряжения работоспособность снижается. Однако, несмотря на снижение «резервных возможностей», перед окончанием работы человек в ряде случаев может волевым напряжением сохранять высокий уровень производительности труда («конечный порыв»). 5. Период устойчивого снижения производительности. Усиливающееся утомление настолько снижает максимальные возможности, что волевым усилием человек уже не в состоянии сохранить заданный уровень производительности в короткие интервалы времени. Данные о субъективном состоянии человека в процессе выполняемой деятельности дают полезный материал для характеристики его работоспособности. А. А. Ухтомский считает, что так называемые субъективные признаки утомления дают на практике гораздо более деликатные и точные критерии утомления и утомляемости индивидуумов, чем существующие лабораторные методы сами по себе. Объективные процессы, появляющиеся при развитии утомления, возникают в сознании работающего в виде ощущения усталости, поэтому такое состояние можно трактовать как биологический сигнал о необходимости либо прекратить работу, либо уменьшить ее интенсивность. По данным, приведенным в табл. 9, можно ориентироваться в степени переутомления, свойственного лицам, занимающимся преимущественно умственным трудом. Таблица 9 Характеристика степени переутомления при умственном труде
Особенности умственной деятельности студентов. Учебный процесс требует напряжения основных психических функций, таких, как память, внимание (особенно его концентрация и устойчивость), восприятие, мышление. Кроме того, обучение часто сопровождается наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты). Учитывая специфику умственного труда, при котором мозг является не только регулирующим, но и работающим органом, его влияние прежде всего сказывается на функциональном состоянии центральной нервной системы. Современные представления о нервно-физиологических механизмах умственной деятельности основаны на достижениях нейрофизиологии и психологии. Известно, что любая умственная работа вызывает определенное нервно-эмоциональное напряжение. Обостряются восприятие, внимание, память, сопровождающиеся вегетативными сдвигами в организме. Для умственной деятельности необходим определенный оптимум эмоционального напряжения, при котором реакции организма оказываются наиболее совершенными и эффективными. Деятельность психических процессов, таких, как восприятие, внимание, память, мышление, скорость реагирования претерпевает, как правило, фазовые изменения. В начале работы внимание, запоминание, скорость выполнения «тестовых» задач и работоспособность обычно изменяются в сторону улучшения; значительная же умственная нагрузка обычно оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность. Обнаруживается ухудшение функций внимания, памяти, восприятия, что проявляется в большом числе ошибок. Увеличивается время реакции на простые и дифференцированные сенсомоторные реакции. При умственном труде происходят изменения в работе функций сердечно-сосудистой системы. Интенсивная кратковременная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа – замедление. Иное дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением. Напряженная работа в условиях дефицита времени, высокой ответственности за результат – все это неизменно сказывается на циркуляторном аппарате кровообращения. Так, до начала учебной работы у студентов частота пульса находится в пределах 70,6 удара в минуту; при выполнении относительно спокойной учебной работы – 77,4 удара в минуту. Такая же работа средней степени напряженности повышает пульс до 83,5 удара в минуту, а при сильном напряжении – до 93,1 удара в минуту. Если умственная работа без резко выраженного эмоционального компонента ведет к увеличению выделения надпочечниками адреналина в кровь на 20%, то при стрессовых ситуациях – на 50–300%. При эмоциональном, напряженном труде дыхание становится неравномерным. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80%. При этом изменяется морфологический состав крови: повышается количество лейкоцитов до 8–9 тыс. в мм3 крови, уменьшается свертываемость крови, нарушается терморегуляция организма, что приводит к усиленному потоотделению. Изменение функций ЦНС и сердечно-сосудистой системы при умственной работе зависит не только от степени нервно-эмоционального напряжения, но и от других условий, в числе которых определенную роль играет гиподинамия. Использование психологических методов оценки личности позволяет выявить первые сигналы о начинающихся психосоматических нарушениях, что крайне важно для своевременного принятия необходимых мер по предупреждению развивающейся патологии. Нервно-эмоциональное напряжение организма в процессе работы проявляется в изменениях функций ЦНС, вегетативной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, а также оказывает влияние на личностные особенности человека. Умственная деятельность студентов сопряжена с эмоциональным напряжением, которое обусловлено необходимостью одновременного изучения многих дисциплин за сравнительно короткий срок и контролем со стороны преподавателя. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические, физические особенности. Кроме того, для достижения успеха в любой деятельности большое значение имеют свойства личности, такие, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др. Работоспособность зависит и от мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности. В учебной деятельности работоспособность зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Наряду с этим успешность обучения может быть обусловлена усидчивостью, аккуратностью и сдержанностью. Интерес к эмоционально привлекательной учебной работе увеличивает продолжительность ее выполнения. Результативность выполнения оказывает стимулирующее воздействие на сохранение более высокого уровня работоспособности. Мотивы похвалы, указания или порицания могут оказать чрезмерные по силе воздействия, вызывая сильные переживания за результат работы, что может привести к снижению работоспособности. Установка также влияет на эффективность работоспособности. Физиологические сдвиги в динамике работоспособности в процессе занятий зависят от ряда факторов. Во время обычных лекций или практических занятий отмечается постепенное повышение работоспособности в течение двух и более часов, причем в последующие часы показатель может превышать исходные данные. Это проявляется в уменьшении латентных периодов зрительно- и слухо-моторных реакций, в снижении порога чувствительности анализаторов, увеличении скорости переработки информации и др. Показатели сердечно-сосудистой и эндокринной систем при этом мало изменяются. Некоторые исследователи наблюдали учащение или замедление частоты пульса, небольшое повышение или снижение уровня артериального давления. Явления утомления, если о них судить по физиологическим показателям текущей работоспособности, редко развиваются в течение учебного дня. Это однако не означает, что длительные напряженные занятия не могут оказывать отрицательного влияния на организм студентов. Иная картина наблюдается в период контрольных работ и экзаменов. Значительная активация системы вегетативного обеспечения высшей нервной деятельности проявляется, в частности, в резком увеличении экскреции катехоламинов, повышении ЧСС, артериального давления, минутного объема крови. Как показали исследования, умственная деятельность студентов характеризуется наличием большой и неравномерной нагрузки, следствием которой является нарушение ритма отдыха и питания, что ведет к переутомлению, снижению способности к усвоению знаний, следовательно, к снижению успешности обучения. Однако до сих пор недостаточно ясна роль отдельных факторов, обусловливающих довольно высокий уровень заболеваемости студентов вузов. Степень напряжения физиологических функций достигает наибольшей величины во время экзаменов, но сравнительно небольшая длительность не позволяет считать их единственной причиной, отрицательно влияющей на организм. Увеличение некоторых показателей гемодинамики, в частности систолического артериального давления и мозгового кровотока, свидетельствует о том, что в течение учебного года при наличии перегрузки постепенно увеличивается средняя величина артериального давления. Гипертония на отдельных курсах к концу года возрастает в 1,5–2 раза, достигая иногда 20–25%, уменьшается кровоснабжение мозга, которое делается неадекватным высоким потребностям организма. При умеренной продолжительности занятий в вузе и дома (8–10 ч в день) и рациональной организации режима дня неблагоприятных функциональных изменений не отмечается, а гипертония наблюдается не более чем у 2% студентов. Исследованиями установлено, что наиболее «трудными» парами являются первая и пятая. Вторая и третья пары – самые продуктивные. Это свидетельствует о том, что начало учебного дня не отличается высокой результативностью. Период врабатывания – до 30 мин – характеризуется тем, что в коре головного мозга образуется рабочая доминанта. Большое значение имеет соответствующая установка – мотивация. Период высокого уровня работоспособности находится в пределах 1,5–3 ч. Изменения функционального состояния организма напрямую зависят от содержания, формы, вида, объема учебного труда. Далее наступает период спада работоспособности либо она остается на прежнем уровне за счет волевых усилий. Но в течение дня может наступить «второй подъем» работоспособности при самостоятельной работе (рис. 3). Объясняется это суточным ритмом, мотивацией, а также психическим настроем.
Рис. 3. Работоспособность студентов в течение учебного дня Любой род деятельности, а интеллектуальный особенно, психологически взаимосвязан с воздействием жизненных ритмов и биологических колебаний, свойственных самому организму и потребностям трудового процесса. В период активной деятельности, повышенной работоспособности показатели функционального состояния сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной, выделительной и других систем достигают максимального уровня. В период отдыха, сна происходят необходимые восстановительные процессы. Чем точнее осуществлен контакт начала трудовой деятельности с мобилизацией жизненно важных функций организма, тем продуктивнее будут результаты трудовых действий. Если сравнивать по дням недели, то в понедельник умственная работоспособность на низком уровне. К среде – четвергу она возрастает и становится самой плодотворной. В пятницу работоспособность ниже, чем в среду – четверг, а в субботу примерно такая же, как в понедельник (рис. 4). Безусловно, данная закономерность изменится при вмешательстве разного рода факторов нервно-эмоционального напряжения, связанного с выполнением ответственного задания (подготовкой к контрольной работе, семинару, зачету и т. п.). Работоспособность студента в течение семестра, учебного года также подчинена изменениям в периодах врабатывания, оптимальной деятельности и снижения. Первый месяц обучения характеризуется тем, что студент привыкает к учебным нагрузкам и режиму. Период устойчивой работоспособности длится 2–2,5 месяца. Периоды увеличения ежедневной нагрузки до 11–13 ч и более в сочетании с нервно-эмоциональным состоянием и переживаниями в периоды зачетной и экзаменационной сессии характеризуются снижением работоспособности.
Рис. 4. Работоспособность студента в течение учебной недели Каникулы являются периодом восстановления работоспособности. У студентов, ведущих организованный активный образ жизни, занимающихся спортом, работоспособность восстанавливается полностью, а период врабатывания сокращается до 5–7 дней. Изменение физического и психического состояния студентов в период экзаменационной сессии Сложным психофизиологическим периодом для студента является экзаменационный период, протекающий в условиях дефицита времени. В этот период к интеллектуально-эмоциональной сфере студента предъявляются повышенные требования. Объясняется это прежде всего тем, что экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. У тех студентов, для которых важны результаты предстоящих экзаменов и есть потребность сдать их как можно лучше, перед экзаменом возникает состояние тревоги. Это субъективно-неприятное переживание имеет и характерные объективные проявления: учащается сердцебиение, повышается давление крови, повышается тонус мимической мускулатуры. Вместе с тем поведение студентов в этот период бывает различным: одни сосредоточенно дочитывают те разделы учебника, в знании которых они не совсем уверены, другие суетливо листают учебник, так как не в состоянии сосредоточиться ни на одном разделе. На первый взгляд может показаться, что две эти формы поведения отражают разную степень эмоциональной напряженности. На самом же деле это тревожное состояние можно считать просто защитной реакцией либо необходимым средством для реализации своих возможностей. В период экзаменов при средней продолжительности самоподготовки (8–9 ч в день) интенсивность умственного труда возрастает по отношению к периоду учебных занятий на 85–100%. Значительно повышается частота сердцебиений: до 88–92 ударов в минуту против 76–80 в период учебных занятий. Артериальное давление также повышается до 135/85–155/95 мм рт. ст. против 115/70 мм рт. ст. в период учебных занятий. Происходят изменения в антропометрических показателях: масса тела за период экзаменов снижается на 1,6–3,4 кг, причем в большей степени это присуще студентам, у которых реакция на экзамен повышена. Под влиянием напряженной умственной деятельности, свойственной экзаменационному периоду, в условиях перестройки жизнедеятельности, отсутствия в ней полноценной физической нагрузки происходит последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности в течение всего периода экзаменационной сессии. Наиболее заметные сдвиги в показателях психофизического состояния наблюдаются у первокурсников, что свидетельствует о низком уровне адаптации студентов к условиям экзаменационного периода. В зимнюю сессию работоспособность студентов значительно выше, чем в весеннюю, что говорит о воздействии объективных и субъективных факторов обучения, проявляющих свое негативное влияние в наибольшей мере к концу учебного года. Роль физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии Для полноценной деятельности мозга необходимо, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, массу которого наполовину составляют мышцы. Движения мышц создают громадное число нервных импульсов, которые обогащают мозг массой ощущений, поддерживают его в нормальном рабочем состоянии. Тонус и работоспособность головного мозга поддерживаются в течение длительных промежутков времени, когда сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуется с их последующим растяжением и расслаблением. Такой режим движений наблюдается во время ходьбы, бега, передвижения на лыжах, коньках и многих других физических упражнений, выполняемых ритмично с умеренной интенсивностью. Оптимально дозированная мышечная нагрузка повышает общий эмоциональный тонус, создавая устойчивое настроение, которое служит благоприятным фоном для умственной деятельности и важным профилактическим средством против переутомления. Ощущения от мышечных упражнений, движений И. П. Павлов называл «чувством мышечной радости». По данным Ж. Ж. Раппопорт, у молодежи 17–22-летнего возраста количество движений должно быть не менее 18–22 тыс. в сутки. При этом процент физических упражнений с большой и высокой интенсивностью должен составлять не менее 30% от общего объема движений. Выполнение этих показателей возможно только в том случае, если студент минимум 40–50 мин в день будет заниматься физическими упражнениями в специально оборудованных залах, применяя специально разработанные комплексы. Однако согласно учебному плану студенты организованно могут заниматься физической культурой только два раза в неделю, что, по скромным расчетам, составляет 12–14% от необходимой двигательной активности. Двигательная активность студентов первого и второго курсов РГППУ вне сессии составляет примерно 60% от необходимого двигательного объема, при этом в сессионный период (декабрь, май) она снижается почти в два раза (табл. 10). Таблица 10 Динамика двигательной активности студентов
Примечание. М – среднее арифметическое отклонение, m – среднеквадратичное отклонение. В период экзаменационной сессии для снятия утомления и регулирования психоэмоционального и функционального состояния необходимо: ● во-первых, избегать перегрузок (рационально распределять работу); ● во-вторых, обеспечить полноценный сон (8–9 ч); ● в-третьих, чаще выходить на свежий воздух, так как долгое нахождение в закрытом помещении (что часто наблюдается в период подготовки к экзаменам) не способствует ни улучшению физического состояния студента, ни активизации его умственных возможностей; ● в-четвертых, использовать «малые формы» физической культуры. Умственная работа малоэффективна, если она выполняется в условиях хронического переутомления. Рациональный режим труда и отдыха рассматривается как одна из форм борьбы с утомлением, достижения и длительного сохранения высокой работоспособности. Основные методы восстановления работоспособности – «малые формы» физической культуры, включающие в себя утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурные паузы для активного отдыха, занятия физическими упражнениями в свободное время для развития физических качеств. Установлено, что для обучающихся оптимальными являются нагрузки при занятиях физическими упражнениями в объеме 10–15 ч в неделю, или 1,3–1,8 ч ежедневно, что создает устойчивые предпосылки к физическому совершенствованию. Таким образом, большое значение приобретают физкультурные мероприятия в режиме дня. В начале дня необходимо выполнять 10–20-минутную зарядку на свежем воздухе, причем в начале нагрузка должна повышаться, а в конце занятия – несколько снижаться. Дозировка упражнений должна быть такой, чтобы занимающийся испытывал бодрость, а не усталость. Для повышения двигательного режима рекомендуются ежедневные прогулки по 30–60 мин с применением энергичной ходьбы со скоростью около 6 км в час, а в свободный от учебы день – разнообразные физкультурные мероприятия (походы, игры, развлечения и т. д.) продолжительностью 2–4 ч. Немаловажное значение в целях снижения умственного утомления и повышения работоспособности студентов имеет использование физкультурных пауз в процессе умственной деятельности. Положительный эмоциональный настрой и творческий подход будут способствовать хорошему усвоению учебного материала и положительно влиять на развитие личностных качеств студентов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |