Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Теория потребительского выбора




Обзор

Тема рассматривает роль государства в рыночной экономике. Поскольку существует круг проблем, неподвластных механизму рынка либо решаемых им неэффективно, возникает необходимость участия государства в экономических процессах.

Минимальной границей вмешательства государства в реальный рынок является организация денежного обращения, предоставление общественных товаров, устранение последствий внешних эффектов. Максимальная граница вмешательства государства в реальный рынок включает перераспределение доходов, обеспечение занятости трудоспособного населения, борьбу с монополизмом и инфляцией, поддержку развития фундаментальных научных исследований, решение региональных проблем, возникающих из-за нерыночных факторов, реализацию национальных интересов в мировой экономике. Деятельность государства не должна переходить очерченных максимальных границ вмешательства, разрушать рыночный механизм.

Общественные товары, предоставляемые государством, призваны удовлетворять коллективные потребности, индивидуальный спрос на которые на рынке не формируется и, соответственно, не может быть удовлетворен рынком. Общественные товары характеризуются следующими свойствами: 1) потребляются коллективно; 2) не могут быть исключены из потребления; 3) индивидуальное потребление их не наносит ущерба интересам других потребителей, т.е. объемы индивидуального потребления равны между собой, а суммарное потребление равно совокупному их предложению; 4) имеют региональную структуру.

Общественные товары связывают коллективные потребности с налоговой и бюджетной политикой государства. Структура бюджетных расходов соответствует предложению общественных товаров. Размеры подоходного налога, являющегося платой за общественные товары, могут определяться в соответствии с критерием Викселля, т.е. по прогрессивной шкале налогообложения.

Из концепции общественных товаров следуют выводы для экономической политики: необходимо поддержание равновесия между доходами бюджета от налогов и его расходами; структура расходов бюджета должна соответствовать спектру общественных товаров.

Внешними называют эффекты, возникающие в процессе рыночного производства и потребления, которые не выражаются в денежной форме и на которые не реагирует рынок. Внешние эффекты классифицируются: 1) по источникам возникновения – на производственные и потребительские; 2) по объектам воздействия – производство и потребление; 3) по характеру воздействия – на положительные и отрицательные. Государство выявляет внешние эффекты, «измеряет» их в денежной форме, принимает решения, компенсирует их воздействие на экономику. Предложения экономистов по регулированию внешних эффектов: введение специального налога для последующего перераспределения в пользу пострадавших от них; установление государством цен, учитывающих внешние эффекты; отчисления в бюджет, аналогичные налогу Пигу; экспертиза проектов на экологическую безопасность; запрещение коммерческой эксплуатации невоспроизводимых ресурсов, применения вредных технологий; правовые и административные меры принуждения к инвестированию средств в восстановление природной среды.

Требования, предъявляемые к методам регулирования: исключаются действия, разрывающие рыночные связи (тотальное планирование, натуральное распределение, всеобщий контроль над ценами); экономические регуляторы не должны заменять рыночные стимулы; осуществляется контроль за применением экономических регуляторов, долгосрочными последствиями решений; учитывается национальная специфика.

Методы регулирования подразделяют на экономические и административные. Первые не сужают свободу выбора субъектов. Вторые ограничивают свободу выбора, иногда сводят ее к нулю. Влияние на рынок рекомендуется осуществлять экономическими методами, хотя допустимо использование административных мер. Административные меры оправданы, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается потерями для других и общества в целом. Областями эффективного применения административных методов регулирования являются; контроль монопольных рынков, регулирование последствий внешних эффектов, разработка экологических стандартов и контроль за их исполнением, определение и поддерживание минимально допустимых параметров благосостояния населения, защита национальных интересов в системе мирового хозяйства.

Государственное регулирование рыночной экономики подразделяют на две формы: прямое участие в процессе производства и косвенное воздействие путем использования финансового механизма. Прямое участие осуществляется через государственный сектор.

Удельный вес государственного сектора в развитых странах значителен. Государство в них играет роль предпринимателя, крупного инвестора, организатора НИОКР, потребителя конечной продукции. Пути возникновения государственной собственности: строительство за счет бюджета; национализация, путем приобретения акций; развитие отраслей, связанных с НТП. В государственном предпринимательстве оказываются инфраструктура, добывающая промышленность, некоторые ведущие отрасли.

При высокой доле государственного сектора в экономике проводится разгосударствление. Разгосударствление повышает эффективность функционирования государственной собственности, оставшихся в госсекторе предприятий. Способами разгосударствления являются: денационализация с переходом государственной собственности в частные руки, к банкам, коллективам предприятий (приватизация); либерализация рынков; оздоровление государственного сектора; создание смешанных предприятий.

Косвенное регулирование экономики использует бюджетные и кредитные рычаги. Бюджет – совокупность государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная законодательно. Фискальная функция осуществляет перераспределение индивидуальных доходов населения через бюджет. Она гарантирует населению минимальный доход, обеспечивает приемлемым уровнем социальных услуг (здравоохранение, образование, занятость).

Кредитно-денежная политика осуществляется центральным банком. Ее основные направления: изменение учетной ставки центрального банка, изменение нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке. Используются также методы селективного контроля за экономикой: предельная маржа (минимальный % наличности, устанавливаемый центральным банком, который вносит покупатель ценных бумаг) и ограничение потребительского кредита на ссуды для покупки товаров. Посредством регулирования курсов валют, государственного кредита и гарантий государства частному кредиту ведется регулирование движения капитала между странами.

Государством проводится также долгосрочная структурная политика, или политика экономического роста. Ее направления: контроль за состоянием равновесия экономической системы; развитие производной инфраструктуры; поддержание отраслей с низкой рентабельностью и важных для экономики; финансирование предприятий, связанных с НТП; влияние на технологическую модернизацию и качество продукции; регулирование связей международной технологической кооперации. Роль долгосрочного регулирования возрастает, требует ориентации на открытость национальной экономики для внешнего мира, взаимной координации перспективных программ различных государств.

 


Содержание

Понятие полезности. Общая и предельная полезность. Законы Госсена. Функция полезности: кардиналистский и ординалистский подход. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения. Бюджетная линия. Равновесие (оптимум) потребителя. Эффект Слуцкого - Хикса (эффект замещения и эффект дохода).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.