Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Производство и издержки




Обзор

Теория потребительского выбора углубляет представления о характере и механизме спроса, рассмотренные в предыдущих темах. Здесь экономическая наука дает подходы к ответам на два основных вопроса: 1) какое количество того или иного товара будет покупать потребитель при имеющемся у него доходе и сложившемся уровне цен; 2) как изменяется объем покупок при изменении этих условий.

Изучаемая теория исходит из предпосылок о свободе и разнообразии потребительского выбора, рациональности потребителя, ненасыщаемости потребления и возможности некоторой замены одного потребляемого блага другим, причем в рамках этой возможности потребитель безразличен к заменам.

В основе теории потребительского выбора лежат представления об общей и предельной полезности потребляемых благ. Полезность какого-либо блага - это его способность удовлетворять ту или иную человеческую потребность. Под общей полезностью понимается совокупная полезность, которую получает потребитель от всего имеющегося в его распоряжении количества данного блага. Предельная (маржинальная) полезность - это дополнительная, добавочная полезность, которую получает человек при потреблении еще одной, дополнительной единицы конкретного блага. Общая полезность с увеличением количества потребляемого блага имеет тенденцию к росту, предельная же, напротив, - к убыванию. Категории общей и предельной полезности носят субъективный характер, так как нет и не может быть объективной шкалы предпочтений, позволяющей измерять полезность разных потребительских наборов для разных потребителей.

Важнейшие черты общей и предельной полезности отражают законы Госсена, названные так по имени открывшего их немецкого ученого Г.Госсена (1810-1859). Суть этих законов в современной трактовке можно сформулировать следующим образом. Первый закон (закон убывания предельной полезности):полезность каждой последующей единицы потребляемого блага прогрессивно падает, достигая нуля в точке насыщения. Второй закон (закон выравнивания предельных полезностей или закон максимизации общей полезности): максимальная общая полезность потребляемого набора благ достигается тогда, когда каждое благо потребляется в количествах, при которых предельные полезности всех потребляемых благ в расчете на единицу затрат на них будут равны между собой. Математически этот закон можно выразить формулой:

MU1/P1 = MU2/P2 =... = MUn/Pn,

где MUj - предельная полезность j-го блага из набора, а Рj - его цена (j= 1,2...n). При выполнении этого условия потребитель находится в состоянии равновесия, когда он уже не может увеличить общую полезность, расходуя большую сумму на одно благо и меньшую - на другое в рамках имеющихся у него средств и сложившихся вкусов.

Основатели маржинализма (У.Джевонс, К.Менгер, Л.Вальрас) предполагали, что существует теоретическая и практическая возможность количественного измерения полезности каждого потребляемого товара. Была даже предложена единица измерения полезности ютиль (от англ. utility - полезность). Этот подход в экономической науке получил название количественного или кардиналистского. Кардиналистская функция полезности имеет вид: U = f (x 1,x 2,...x n), где U - общая полезность потребляемых благ, а x 1, x 2,... x n - конкретные количества потребляемых благ 1,2,...n.

Вместе с тем, предположения кардиналистов о том, что потребитель может точно знать и измерять в каких-либо единицах полезности приобретаемых товаров многим ученым казались явно нереалистичными. Поэтому в противоположность кардиналистскому подходу был выдвинут ординалистский или порядковый подход. Он базируется на предпосылке о возможностях сравнения потребительских наборов с точки зрения их предпочтительности для покупателя без измерения конкретной полезности.

Ординалистская функция полезности показывает порядок предпочтений потребителя при покупке им отдельных потребительских наборов:. U = f (U1, U2,... U k), где U1, U2,... Uk - наборы потребляемых благ, причем U1 - наиболее предпочтительный набор, дающий потребителю наибольшую полезность, а Uk - наименее предпочтительный.

Ординалистская функция полезности может быть представлена графически с помощью аппарата кривых безразличия. Кривая безразличия – это линия на графике, которая показывает все возможные комбинации приобретения покупателем продуктов Х и У, дающие ему одинаковый объем полезности. Поэтому выбор таких комбинаций (наборов) безразличен для потребителя. Информации о конкретном количестве полезности кривые безразличия не содержат. Семейство кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя, называются картой безразличия. Это графическое изображение шкалы предпочтений потребителя, его желаний. Кривые безразличия обладают следующими свойствами:

1. Чем дальше от начала координат отстоит кривая безразличия, тем большую полезность наборов из двух благ она представляет.

2. Обычно кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

3. Кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат.

4. Кривые безразличия, принадлежащие к одной карте безразличия, не пересекаются.

Движение вдоль кривой безразличия показывает, что при неизменности общей полезности различных наборов из двух благ происходит увеличение потребления одного блага и уменьшение потребления другого, т.е. в потреблении происходит определенная замена одного блага другим без потери общей полезности. Потребитель к таким заменам относительно безразличен.

По конфигурации кривых безразличия можно предварительно судить о возможностях замены одного блага другим в потреблении. Чем больше кривые безразличия напоминают прямые линии, тем замена одного блага другим осуществляется легче. Чем ближе форма кривых безразличия к прямому углу, тем замена идет труднее.

Количественно процесс замены одного блага другим иллюстрирует показатель предельной нормы замещения (MRS): MRS х у = -ΔY / ΔX, где ΔX и ΔY - изменения в потреблении товаров Х и У соответственно. Математически предельная норма замещения равна тангенсу угла наклона кривой безразличия в данной точке.

Желания потребителя, представленные на карте безразличия, в реальной жизни сдерживаются определенными ограничителями. В качестве таких ограничителей выступают цены товаров и доходы потребителя. Названное ограничение в теории потребительского выбора называется бюджетным, а прямая линия на графике, которая показывает все доступные потребителю комбинации покупок двух продуктов (Х и У) при данной величине денежного дохода и данном уровне цен, носит название бюджетной линии.

Уравнение бюджетной линии имеет вид: I = Pх . Qx + Pу . Q y,

где Рх и Ру - цены товаров Х и У, Qх и Qу - их приобретаемые количества, а I -располагаемый доход потребителя. Отношение Рх/Ру называется угловым коэффициентом бюджетной линии. Это не что иное, как тангенс угла наклона бюджетной линии к оси абсцисс. Данный показатель демонстрирует условие замещения одного блага другим в рамках имеющегося дохода при сложившемся уровне цен.

При наложении бюджетной линии на карту безразличия получается графическое изображение модели потребительского выбора и определяется равновесие (оптимум) потребителя. Оптимум потребителя находится в точке касания бюджетной линии одной из кривых безразличия. В точке равновесия углы наклона бюджетной линии и кривой безразличия совпадают, т.е. предельная норма замещения равна соотношению цен потребляемых товаров: MRS ху = ΔY/ΔX = Рх/Pу. Используя второй закон Госсена, можно утверждать, что в точке равновесия предельные полезности товаров также

равны соотношению их цен: MUх/MUу = Pх/Pу.

Аппарат кривых безразличия используется для исследования зависимости потребительского спроса от динамики доходов и цен.

Каждый новый уровень дохода перемещает бюджетную линию по карте безразличия. Каждая новая бюджетная линия при этом становится касательной к соответствующей новой кривой безразличия, наступает новое потребительское равновесие. Если соединить все вновь возникающие при таком движении точки равновесия между собой, то получится линия "доход - потребление" (IC) или линия уровня жизни. Она представляет собой путь к оптимальному выбору рационального потребителя при изменении его дохода.

Изменение цены на один из товаров при постоянстве дохода и цены другого товара приводит к изменению угла наклона бюджетной линии. При этом каждому новому значению цены товара будет соответствовать своя бюджетная линия и своя точка касания ее с подходящей кривой безразличия. При соединении этих точек получается линия "цена - потребление" (РС), которая характеризует изменение потребительского выбора при изменении цены одного из товаров, входящих в потребительский набор. Это "путь", по которому движется потребитель при изменении цены товара.

Изменение цены товара оказывает двоякое воздействие на спрос, которое в экономической теории носит название эффекта замещения и эффекта дохода. Эффект замещения - это изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением цены данного товара относительно цен на другие товары. Эффект дохода - это изменение в объеме спроса, которое обусловлено изменением реального дохода потребителя, вызванного движением цен.

Эффекты замещения и дохода редко наблюдаются независимо друг от друга. Общий эффект от действия изменения цен представляет собой сумму эффектов замещения и дохода. В экономической науке он называется эффектом Слуцкого - Хикса, по имени его первооткрывателей: русского ученого Е.Е.Слуцкого (1880- 1948) и английского экономиста, Нобелевского лауреата Д.Хикса (1904- 1989). Для товаров нормального качества эффект замещения и эффект дохода действуют в одном направлении, для товаров низшего качества - в разных (эффект дохода в этом случае отрицателен).

 

 


Содержание

Фирма как субъект экономики. Технология производства. Производственная функция и ее свойства. Изокванты. Краткосрочный и долговременный периоды. Производственный выбор в краткосрочном периоде. Производство с одним переменным фактором. Совокупный, средний и предельный продукты переменного фактора. Закон убывающей предельной производственности. Производство с двумя переменными факторами. Взаимозаменяемость факторов производства. Производственный выбор в долговременном периоде: эффект масштаба. Определение издержек производства. Экономические издержки в сравнении с бухгалтерскими. Функция издержек. Изокосты. Определение минимальных издержек производства данного объема продукции. Траектория роста. Издержки в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Средние и предельные издержки. Кривые издержек краткосрочного периода. Соотношение предельных и средних издержек. Издержки в долговременном периоде. Кривая долгосрочных средних издержек. Эффект масштаба и форма кривой долгосрочных средних издержек.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.