Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Предложение в условиях совершенной конкуренции




Обзор

Изучение функции рыночного предложения предполагает исследование поведения экономических субъектов производящих и продающих товары. Это направление называется теорией предложения или теорией фирмы.

Фирма – юридический и экономический независимый субъект, приобретающий ресурсы и производящий товары или услуги для реализации на рынке с целью получения прибыли. Понятие «фирма» не тождественно понятию «предприятие». Последнее обозначает технологически или географически обособленного хозяйствующего субъекта. Соответственно, фирма может состоять из одного или нескольких предприятий, с разной степенью самостоятельности, но не имеющих абсолютно экономическую или юридическую независимость от других участников фирмы.

Основой неоклассического экономического анализа является рациональная фирма, т. е. экономический субъект, действующий с целью максимизации прибыли. В рамках неоклассического анализа фирма рассматривается как внутренне непротиворечивый субъект, чья деятельность полностью определяется внешними обстоятельствами (прежде всего, типом конкуренции на рынке и государственным регулированием).

Так называемые альтернативные теории фирмы (У. Баумоль, Г. Саймон, Дж.Гэлбрейт, О.Уильямсон и др.) определяют фирму как организацию, характеризующуюся внутренними противоречиями (интересы владельцев, управляющих, работников, внешних агентов). Результатом реализаций этих противоречий является невозможность максимизации прибыли, и, следовательно, выбор иных, реалистичных целей (например, максимизация объема продаж, определенный, но не максимальный уровень прибыли, захват доли рынка и т.п.).

В любом случае поведение фирмы можно условно разбить на два этапа. На первом этапе фирма приобретает ресурсы и принимает решение о том, какую технологию использовать для оптимального сочетания факторов производства. Этот этап описывается с помощью модели равновесия фирмы в производстве. На втором этапе фирме необходимо определить оптимальный объем производства и цены в соответствии с собственными интересами и конкурентной ситуацией на рынке. Этот этап описывается с помощью модели рыночного равновесия фирмы (в условиях совершенной или несовершенной конкуренции).

Как было показано в темах 3 и 4, кривая предложения любого товара зависит, главным образом, от издержек его производства. В данной теме мы возвращаемся к кривой предложения, с тем чтобы показать, как издержки производства изменяются в зависимости от изменения объема выпуска и от того времени, которым располагает фирма для приведения своих ресурсов в соответствие с внешними изменениями. Теория производства и затрат является центральной в экономическом управлении фирмой, т.к. дает ключ к определению объема предложения, при котором достигается максимальная прибыль.

Производство – это процесс, в ходе которого взаимодействие факторов производства завершается выпуском готовой продукции. Технологическая зависимость между различными комбинациями факторов производства и максимально возможным объемом выпуска продукции описывается производственной функцией, которая может быть изображена графически с помощью карты изоквант. Каждая изокванта – это кривая, отражающая различные сочетания ресурсов для производства определенного объема продукции. Чем дальше изокванта от начала координат, тем больше объем выпуска.

Возможность изменения использованных производственных факторов зависит от времени, которым располагает фирма. В краткосрочном периоде некоторые факторы производства являются фиксированными и их использование не может быть изменено. Увеличение объема выпуска при этом достигается за счет увеличения затрат переменных факторов. Используя карту изоквант можно описать производственный выбор в условиях с одним и двумя переменными факторами производства. Кривая общего продукта, которая может быть построена на основе карты изоквант, показывает, как изменяется объем выпуска продукции, когда отношение переменных факторов производства к постоянным увеличивается. Используя кривые совокупного продукта, можно построить кривые среднего и предельного продуктов переменного фактора производства. Форма кривой совокупного продукта отражает закон убывающей предельной производительности. Согласно этому закону, начиная с определенного момента, предельный продукт переменного фактора будет снижаться по мере увеличения отношения применяемого переменного фактора к постоянному. Это значит, что существует предел увеличения объема выпуска продукции без изменения производственных мощностей.

Специфической чертой одновременного изменения двух переменных факторов является возможность замены одного из них другим. Кривизна изокванты, описываемая показателем предельной нормы технологического замещения, характеризует возможность взаимной замены факторов производства при сохранении данного объема выпуска продукции.

В долговременном периоде могут быть изменены все факторы производства. Эффект роста масштабов производства может быть положительным, неизменным или отрицательным (рост объема производства соответственно быстрее, в той же степени или медленнее, чем ввод дополнительных ресурсов). Чтобы выбрать оптимальное сочетание факторов производства, фирме необходимо объединить данные о количестве и возможных комбинациях факторов производства данного объема продукции с информацией о ценах на ресурсы.

В данной теме следует обратить внимание на отличие экономического подхода к определению издержек производства от бухгалтерского. Издержки в бухгалтерском смысле есть фактические денежные затраты на примененные в производстве ресурсы. Суть экономического подхода выражается концепцией «издержек упущенных возможностей». Экономические издержки – возможная денежная выручка от наиболее выгодного из всех альтернативных способов использования ресурсов. Разность между экономическими и бухгалтерскими (явными) издержками представляет собой «неявные» издержки (альтернативная стоимость ресурсов, являющихся собственностью фирмы). К «неявным» издержкам относится также «нормальная прибыль», необходимая для того, чтобы удержать фирму в данной сфере деятельности.

Функция издержек описывает зависимость между выпуском продукции и минимальными издержками, необходимыми для производства этого объема продукции. Выбор минимизирующего издержки сочетания производственных факторов происходит путем нахождения точки касания изокванты, соответствующей необходимому объему производства, и изокосты - линии, отражающей комбинации факторов производства с равной суммарной величиной издержек. Соединив точки касания изоквант и изокост, соответствующих разным объемам выпуска продукции, можно построить траекторию роста фирмы. Траектория роста показывает, как будет изменяться использование переменных факторов по мере увеличения объема выпуска, и позволяет построить кривую переменных издержек фирмы.

Общие (совокупные) издержки фирмы в краткосрочном периоде равны сумме переменных и постоянных издержек. Величина постоянных издержек, в отличие от переменных, не меняется при изменении выпуска продукции. Средние общие издержки представляют собой общие издержки, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции. Аналогично общим издержкам, в средних издержках краткосрочного периода различают средние постоянные и средние переменные издержки. Предельные издержки – это издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции. Форма кривых издержек краткосрочного периода определяется действием закона убывающей предельной производительности. В данном разделе, используя аналитический и графический методы, исследуется динамика различных видов краткосрочных издержек, а также соотношение средних и предельных издержек.

Анализируя издержки долговременного периода следует обратить внимание на взаимосвязь между краткосрочными и долговременными издержками и особенности построения кривой долгосрочных издержек. Кривая долгосрочных средних издержек показывает минимальные издержки производства любого данного объема продукции, когда все факторы производства являются переменными. Она представляет собой огибающую краткосрочных кривых средних издержек производства, соответствующих различным размерам предприятий, которые фирма может построить в течение длительного периода времени. Форма кривой долгосрочных средних издержек, при прочих равных условиях, отражает эффект масштаба. При положительном эффекте масштаба долгосрочные средние издержки сокращаются, при постоянном или отрицательном – соответственно остаются постоянными или увеличиваются.

 

 


Содержание

Характеристики рынка совершенной конкуренции. Конкурентная фирма и конкурентная отрасль. Спрос на продукт конкурентной фирмы. Средний, предельный и валовый доход. Прибыль в бухгалтерском и в экономическом смысле. Нормальная прибыль. Выбор объема производства в краткосрочном периоде. Способ сопоставления валового дохода и валовых издержек. Способ сопоставления предельного дохода и предельных издержек. Максимизация прибыли и минимизация убытков. Точка прекращения деятельности. Точки безубыточности. Кривая краткосрочного предложения конкурентной фирмы. Выбор объема производства в долгосрочном периоде.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.