Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Естествознание в первобытную эпоху

Часов

Кафедра первобытной истории

 

Далекая эпоха. Все знания о ней давно утеряны. Основные приемы изучения естественнонаучной мысли – ретроспекция и реконструкция.

Источники. Этнографические, археологические, антропологические (палеоневрология).

 

Представления о первобытном человеке, как о примитивном существе, давно изжиты. Нет сомнений в том, что наш предок прекрасно знал окружающий мир и ориентировался в нем, имел представление о Космосе и себе самом.

Местность

Есть все основания предполагать, что первобытный человек обладал начатками географических знаний. Несомненно, он должен был хорошо ориентироваться в пространстве. В том пространстве, которое было им освоено – родная тайга, побережье моря, степные районы….

Пример. Путешествие по тундре на вездеходе. Удивляло, что водитель безошибочно выбирал нужное направление, хотя, казалось бы, в однообразной тундре не было никаких ориентиров (а представьте, зима, - все это покрыто многометровым слоем снега). Похожие одна на другую сопки, многочисленные речки-близнецы и насколько хватает взгляда – мелкий кустарник. Это умение ориентироваться просто поражало и вызывало многочисленные изъявления восторга. Прошло несколько лет, и я уже сама узнавала места, по которым мы проезжали. Да, и еще узнала, что у водителя всегда с собой ЖПС-навигатор J.

Вполне вероятно, существовали простейшие карты-схемы, которые позволяли ориентироваться на местности.

Растения

Растения играли важную роль в жизни первобытных людей. Растительный орнамент появляется на предметах, датируемых еще эпохой палеолита. К некоторым растениям настолько привязывались, что оно становилось маркером культурной группы, её тотемным представителем. В эпоху неолита, когда возникают и расцветают первые цивилизации, растения уже представлены отдельными богами, которым посвящены отдельные культы. И вспомните, какими революционными преобразованиями известна эпоха неолита? Неолитическая революция. Переход от присваивающего хозяйства к производящему – земледелию и скотоводству. Это значит, что уже в эпоху неолита люди обладали уже настолько значительным багажом знаний о природе, что были в состоянии доместицировать отдельные виды растений и животных.

В эпоху первобытности люди были прекрасно знакомы с разновидностями растений и их свойствами. Знали периоды их вегетации. Ориентировались во вкусовых качествах и калорийности. Этому не стоит удивляться. Ведь растения входили в рацион питания первобытного человека. Мы знаем, что мясо не может быть основным продуктом питания для человека. Оно тяжело для пищеварения. Для переваривания мяса необходимы ферменты и клетчатка, которую поставляют именно растения. Иногда, в голодные годы, растения становились главным компонентом меню. И от их наличия в рационе часто зависела жизнь, как отдельного человека, так и всего коллектива.

Не будем забывать, что растения не только употреблялись в пищу, но и служили основой для изготовления напитков – пива и вина.

Растения использовали также в качестве топлива. Здесь тоже не все просто и есть свои секреты. Нужно знать, какие растения можно использовать для разжигания костра, какие – для поддержания. Какие растения необходимы для приготовления обеда знойными летными днями, а какие – для обогрева пещеры длительными зимними ночами. И. т.д. Примеры. 1. Алтай. Чевалков. Костер. 2. Чукотка. Тундра. Мох для костра.

Кроме того, растения использовали в качестве строительного материала для жилищ, хозяйственных построек и спальных мест, а также для орудий труда и их составных частей. Археологи вполне уверенно говорят о том, что первые орудия труда были изготовлены именно из растений – из дерева. Каменные изделия появились несколько позже. В дальнейшем из дерева делали рукояти к орудиям труда, посуду, столовые приборы, предметы мебели. Из растений же изготавливали одежду, циновки и другие предметы домашнего обихода.

Первобытный человек был хорошо знаком с лекарственными свойствами растений. Ими лечили самые разнообразные болезни, в том числе простуду и желудочно-кишечные расстройства. Не меньший интерес представляли растительные контрацептивы. От численности группы зависела ее выживаемость. В суровых условиях кочевки, когда не всегда есть уверенность в рационе, в его достатке, в условиях, когда группа должна проявить чудеса мобильности – беременностей старались избежать. Женщины потребляли растения с контрацептивными свойствами. Когда существовала необходимость в расширении численности группы, беременных кормили растениями способствующими «удержанию» ребенка.

И, наконец, уже в палеолите были выделены те группы растений, которые способствовали приобретению особого состояния сознания – транса.

Мы видим, что растения играли важнейшую роль в жизни древнего человека. И это способствовало глубокому проникновению человеческой мысли в ту область знания, которую мы сегодня называем ботаникой. Учитывая это, мы можем с полным правом сказать, что ботаники – представители одной из древнейших профессий.

Животные.

Не меньшее внимание наших предков привлекали животные. Конечно, животные интересовали людей, в первую очередь, как еда, пищевой ресурс. Наши предки никогда не были абсолютными вегетарианцами, они не отказывались от мяса. Поэтому они были прекрасно знакомы с анатомией. Во-первых, зверя нужно было завалить. А для этого нужно было знать слабые точки его тела.

Пример. Охота на мамонта. Кто сказал, что его трудно убить? Нужно знать, куда бить. В качестве подтверждения – китовая охота.

Во-вторых, зверя нужно разделать, чтобы не тащить на себе тонну лишнего груза – кости и несъедобные части туши (хотя, насчет несъедобности можно сильно сомневаться). А чтобы разделать зверя быстро и аккуратно, с минимальными затратами труда и времени, нужно знать где и что резать, в какой последовательности.

Пример. Разделка кита. Или оленя (путешествие по тундре на вездеходе, охота, разделка в считанные минуты – «остались от козлика рожки, да ножки»).

Употребление мяса в пищу и развитие охоты как основного способа добывания еды способствовало также тому, что первобытный человек прекрасно был знаком с «расписанием» и повадками тех животных, на которых охотился. Конечно, об этом можно говорить только гипотетически. Но для подобного утверждения есть все основания.

В качестве примера снова сюжет из жизни береговых чукчей. Охота на морского зверя, на кита и на белого медведя.

Кстати, береговые чукчи, еще не загарпунив кита, знают, какое у него мясо – «хорошее» или «плохое». Оказывается, дословно: «Плохое мясо пахнет медикаментами».

Кроме того, первобытные люди были знакомы также с питательными и другими свойствами мяса, жира и субпродуктов. Много жирной пищи – в теле долго сохраняется тепло. Болеешь, выпадают зубы – поешь квашеного мяса. Бледное лицо и слабость – налегай на печенку. И т.д.

Мы видим, что животные, как и растения, также играли значительную роль в жизни первобытного человека. И это также способствовало проникновению человеческой мысли в глубины той отрасли знания, которая сегодня известна как зоология.

Наша схема естественнонаучного знания первобытного человека будет неполна, если мы опустим процессы производства каменных изделий, керамики, металлов.

Нет никаких сомнений в том, что люди уже на заре своего существования превосходно ориентировались в горных породах и их свойствах. Они знали, где найти каменное сырье. Они знали, как его добыть. Уже в эпоху неолита мы видим разветвленные системы шахт и штреков, в которых добывали превосходное кремневое и другое каменного сырье. Это, дорогие мои, чистейшая геология. На речных галечниках люди могли отобрать необходимые для изготовления орудий гальки, ориентируясь на цвет, запах, звон породы. Причем для определенных типов орудий отбирали и определенную породу. Например, для заточки металлического лезвия брали абразивы – песчаники, а для изготовления скребков – кремневые породы. Это уже раздел геологии – петрография.

Знание химических процессов, полученное, как говорят, стихийно-эмпирическим путем (т.е. случайно в результате опытов) способствовало появлению керамики и металлов. Не будем останавливаться на этом. Здесь все и так очевидно.

Человек.

Лучше поговорим о человеке. Что первобытные люди знали о себе. Охота – опасное занятие. Много охотников гибло. Люди умирали от болезней и во время нападения соседних племен. Люди дрались и получали различные увечья. Полная опасностей жизнь способствовала проникновению в сферу анатомии. Разнообразные археологические находки показывают, что первобытный человек знал строение скелета и черепа, знал расположение различных органов тела. Очень рано стала развиваться стоматология. Кариес у неандертальцев. Полости, оставшиеся после выпавшего зуба, научились закрывать искусственно. Первые протезы были заимствованы у тех, которым они уже были не нужны. Позже появились каменные. Глубокое знание анатомии, в свою очередь, сделало возможным развитие такой области знания, как хирургия. Человеку палеолита и неолита не были чужды операции. Например, ампутация. С ней предок сталкивался чрезвычайно часто. Частые обмораживания, инфекции могли закончиться трагично, если бы во избежание потери всего тела не научились расставаться с его частями. Не исключено, что достаточно рано наши предки познакомились и с такой операцией, как «кесарево сечение». Несмотря на то, что первый источник, в котором упоминается об удачном исходе этой операции, появился лишь в 16 веке, многие мифологические сюжеты рассказывают о том, как эта операция проходила. Она развилась из мероприятий по спасению жизни ребенка, тогда когда мать уже была мертва.

Одна из интереснейших операций, о которой следует сказать, – это трепанация черепа.

Космос

Мы знаем, что первобытный человек много «путешествовал». То есть, перемещался с места на место во время охотничьих рейдов, обменных операций, военных походов и длительных миграций. Необходимость передвижения в пространстве в первобытные времена заставила быстро выработать метрическую и временную системы.

На чем основывалась система измерений расстояний, сказать достаточно сложно. Но система измерения времени, точнее ее реконструкции, могут поразить неподготовленного слушателя. Для реконструкций используются наскальные рисунки и предметы мобильного искусства – скульптуры, браслеты и т.д. Сегодня мы знаем три типа изобразительного текста – мобильное искусство (скульптура), настенное искусство (открытые писаницы), настенное искусство (пещерное, закрытое). Сплетены между собой и подчинены реализации общей задаче – сохранение и потребление естественных знаний эпохи. Роли. Мобильное искусство – для практического использования – «карманный календарь». Настенное искусство (открытые) – отслеживание движений, соотнесение верности, вычисление погрешностей наблюдений. Пещерные памятники – сокрытие этой информации, для ее сохранения.

Формат текста – знаковая запись. Может быть такой хитрой, что не каждый ее узнает, если нет опыта работы с ней.

Одно из самых загадочных изображений располагается в труднодоступной шахте пещеры Ляско во Франции: падающий человек между бизоном и носорогом. У человека птичья голова, бизон поражен дротиком, а носорог будто удаляется от этой сцены. Рядом с человеком изображен удлинённый предмет, увенчанный фигурой птицы. В данной композиции присутствуют две группы интересных знаков:

1. между человеком и носорогами — три пары точек.

2. под изображением человека и бизона — сложный зубчатый символ.

Разные методы для прочтения, для интерпретации. Аманда Вайс, Феликс Шмайдер. Суть метода. Перенесение цветопозитивных снимков (снимают в ультрафиолете или в других режимах – получают «невидимые обычному глазу» снимки) в сигнатурную плоскость (звездную). Образная передача участка звездного неба, включающего Млечный Путь, созвездие Орион. Ларичев.

(Франция). Адаранта (фигура с воздетыми кверху руками). Костяная пластина, на поверхности которой слабым рельефом передана фигура человека с простертыми вверх руками. Здесь же каверны, окружающие эту фигуру, и покрывающие обратную сторону этой пластины. Своеобразная текстовая запись, построенная по правилам календарной записи эпохи палеолита. Раппенглюк – это созвездие Ориона. Сюжет в неолите назван Адаранта – молящаяся женщина.

Ля Мадлен, Ложери Бас, Лассель, Пешмер, Ла Ваш и др. (Франция). Мария Кёниг. Разработала методику интерпретации знаковых (исключительно), не символических текстов, построенных с помощью каверн, штрихов и прочее. Видит в этих невзрачных знаках тексты лунно-солярного содержания и выделяет троичный лунный цикл (не четверичный) и уводит эту тройку в статус магического. Новолуние, проход до полнолуния (25 дней) и полнолуние. Точки на камушках. Кодирование фаз луны.

Мезино (Восточная Европа, Украина), Авдеево (Украина), Пшедмость (Чехия). Фролов. Искал календари. Их и нашел. Сначала отработал утилитарный счет – 5, 10 (связанный с подсчетом конечностей). Потом – календарный, связанный с числом 7 (фаза Луны). Не отрицал возможность существования солнечного календаря.

Сунгирь (Владимир). Погребение детей. Фигурные изображения животных со знаковой записью на поверхности. Ларичев. Лунно-солнечный календарь. Лошадка (маленькая костяная плоско вырезанная фигурка). Диск с радиально размещенными линиями из точек.

Игнатьевская пещера. «Академия» палеолита. Ларичев. Палеолитический человек знал не только ритмику движений небесных тел, но и такие явления, как орбитальные пересечения, путь движения планет по определенным линиям, не видимым в пространстве, солнечное и лунное затмение. И схематично фиксировал эти явления в пещерных залах, считая это надежным способом для сохранения этой информации и ознакомления с подрастающим поколением.

Мы видим, что первобытный человек ориентировался не только в пространстве, но и во времени, создавал календари и карты звездного неба. Его познавательные способности поражают, а накопленные знания заставляют задуматься – так ли уж много знаем мы – дети 21 века.

И последнее. Область математики. Проблема происхождения способности человека к счету.

Три предпосылки становления счета:

1. повседневная практическая деятельность человека, действия по разделению целого на части и сложение некоторого целого из частей.

2. природные ритмы, в особенности взаимосвязи ритмов человеческого организма с ритмами природной среды.

3. познавательная процедура сравнения, выделения качественно определенных характеристик природных предметов и соотнесение их между собой.

Известно, что первобытному человеку была свойственна образная память. Он схватывал объект целиком, не расчленяя его на составные части. Таким объектом могло быть целое стадо мамонтов. И человек легко мог назвать все отличительные особенности этого стада, потому что знал «в лицо» каждого мамонта. А вот пересчитать их количество – не мог. Говоря научным языком, человек первоначально имел возможность отражать и фиксировать только качественные, а не количественные свойства предметов. Человек фиксировал качественное своеобразие стада, состоявшее из отдельных мамонтов, индивидуальные свойства которых были хорошо ему известны. Это исторически первая форма становления количественных представлений.

Следующий этап выработки понятия о счете связан с ситуациями, в которых человек соотносил одно множество однотипных вещей с другим, качественно иным множеством. Цель такого соотнесения – определение равенства этих множеств. У нас это еще недавно было очень распространено и называлось бартером. В первобытном обществе это ситуация, скажем, обмена определенного числа рыб на определенное число съедобных кореньев. На этом этапе существенный прорыв в умении считать произошел тогда, когда в процедуру соотнесения двух различных множеств было введено третье множества, которое стало посредником между двумя исходными. Иначе говоря, когда появились «деньги», как бы они не выглядели.

Завершение становления систем счета связано с разработкой понятия числа. Понятие числа абстрактно. Оно выражает количественные отношения уже независимо от реального содержания. То есть независимо от конкретных признаков совокупностей предметов. По мере развития хозяйственной жизни возникла потребность считать и обозначать большое количество предметов, что привело к созданию систем счисления. Когда нужно было пересчитать большое количество одинаковых предметов, применялся групповой счет. Такой счет вели несколько человек: один – вел счет единицам, второй – десяткам, третий – сотням. Развитие хозяйства требовало не просто умения считать, но и умения сохранять длительное время или передавать на расстояние результаты счета. Для этого применялись бирки, шнуры, нарезки или узлы, на которых уже обозначаются не только единицы, но и группы единиц. В итоге, в эпоху древних цивилизаций существовало уже несколько систем счисления. Но об этом чуть позже.

Подведем итоги.

Итак, мы знаем, что первобытный человек был далеко не так примитивен, как его рисовали еще в начале прошлого столетия. За несколько сотен и тысяч лет он накопил значительный объем знаний естественнонаучного характера. Это представления о местности, в которой он жил. Это разнообразные знания о растениях, животных и о нем самом. Это знания о Космосе. Следует также заметить, что эти знания были получены стихийно-эмпирическим путем. Никто специально не вскрывал животных, чтобы узнать строение скелета. Никто целенаправленно не смешивал травы в разных пропорциях и не проводил врачебные опыты на своих соплеменниках. Все знание получено случайно, в процессе жизнедеятельности. Тщательно сохранено и передано потомкам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История естественнонаучной мысли | Лекция 2. Развитие рациональных знаний в цивилизациях Древнего Востока
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.