Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематические вопросы

Города и территориальная организация производительных сил

Конспект лекции 11-12

· Городская система: свойства и методы изучения;

· Город, как система в большой системе городов;

· Системный подход к анализу места городов в территориальной организации производительных сил, определение и функции города;

· Иерархическая соподчиненность, пространственные отношения и неравномерность городских поселений;

· Экономико-географическое положение, классификация и типология городов;

· Город и системы расселения.

 

Городская система — пространственная форма расселения любого таксономического ранга, сложившаяся вокруг урбанистического ядра: автономный город, городская агломерация, урбанизированный район, урбанизированная зона, мегалополис. Городская система представляет сложноорганизованный территориально-географический объект, объединяющий элементы природной среды и результаты антропогенной деятельности, которые находятся в многообразных и упорядоченных взаимных связях, образуя тем самым функционально-структурное и пространственное единство. Основными свойствами городских систем являются:

1) целостность — наличие единых целей, тенденций развития, которых не было у отдельных элементов, составляющих систему;

2) автономность — стремление к большей внутренней упорядоченности, восполнению «недостающих» элементов и функций;

3) устойчивость — тяготение к сохранению или такому развитию структуры, которое обеспечивает выполнение общих для отдельных элементов функций.

Из определения и основных свойств, присущих городским системам, следует, что это социальные системы, призванные обеспечивать устойчивое развитие человеческого общества. Для них свойственны динамизм развития и саморегуляция отдельных компонентов. Сейчас город рассматривается как система в большой системе городов, и даже еще шире — в территориальных социально-экономических системах. Город сам по себе представляет сложную систему, включающую подсистемы населения, производства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сферы обслуживания, культуры и др. В городских системах может возникать конфликт между целями долгосрочного планирования и краткосрочными решениями, если последним отдается предпочтение. При этом развитие городов преследует многие цели, то есть является многоцелевым, так как сочетают неоднородные внутренние и внешние цели, дополняемые независимыми целями их отдельных элементов и многообразные стратегии их достижения. В свою очередь, необходимость достижения различных целей обусловливает нелинейность развития городских систем (Алаев, 1983; Лычкина, 1999). Изучение городских систем выполняется на основе системного подхода.

Основы системного подхода были сформулированы в 1960-х годах XX столетия, хотя его принципы разработаны значительно раньше (например, учения В.И.Вернадского о биосфере, А.А.Григорьева о графической оболочке, Л.С.Берга о ландшафтах). Системный подход — междисциплинарное научное направление, изучающее объекты любой физической природы как системы, предполагающее познание частей объектов на основании их совокупности (целостности). Понятие системного подхода отличается от классического подхода, который ориентирован на познание целого через его отдельные части. Классический подход доминирует в большинстве естественных наук и предполагает использование физических, структурных и других методов исследования, которые используются при анализе отдельных объектов, а не их совокупности.

Различные способы применения системного подхода обусловлены акцентом на статическую (динамическую) сторону организации системы. Систему можно рассматривать как объект или структурно-функциональную конструкцию. Описание ее частей и их взаимосвязи представляет собой функциональное объяснение изучаемого объекта. Функции подразделяются на внутренние (поддержание целостности - гомеостаз) и внешние (обмен веществом, информацией, энергией с внешней средой — метаболизм). Кроме того систему можно рассматривать как саморазвивающуюся целостность, реализующую свою сущность в процессе развития индивидуальных форм. Для применения системного подхода формулируют требования, предъявляемые к решению задач; выбирают средства исследования или анализа и определяют перечень критериев для оценки решений.

Основным инструментом исследований, использующих системный подход, является системный анализ. Системный анализ — научный метод познания, представляющий последовательность действий по установлению структурных связей между элементами исследуемой системы. Он опирается на комплекс экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов. Моделирование составляет основу системного анализа. Моделирование — один из основных методов познания и отражения действительности. Основная задача моделирования заключается в выяснении или воспроизведении свойств реальных объектов, предметов и явлений с помощью других объектов, процессов, явлений, либо с помощью абстрактного описания в виде изображения, плана, карты, совокупности уравнений, алгоритмов и программ. Таким образом, модель — это искусственно созданные объект, явление или динамический процесс, замещающие оригинальные прототипы и сохраняющие лишь отдельные их свойства, которые представляют интерес для исследования. Модель ориентирована на потребности исследователя и становится источником последующих выводов и гипотез. Моделирование нашло широкое применение при анализе городских систем. Городскую систему можно охарактеризовать бесконечным числом переменных, отражающих отдельные ее свойства. Город образует сложную систему, и анализ его развития может быть выполнен на основе создания модели, которая, по существу, будет абстракцией реальной системы.

В зависимости от конкретных задач, модели симулируют отдельные элементы и связи реальных городских систем. На практике это достигается использованием метода имитационного моделирования. При этом наибольшее распространение получили модели системной динамики, позволяющие интерпретировать динамические процессы на высоком уровне агрегирования. Состояние городской системы описывается переменными (численность населения, производственные фонды, жилой фонд, земельный ресурс). Внешние воздействия и управленческие решения определяют динамику (скорость изменения) параметров моделируемой системы (Харвей, 1974; Уемов, 1978; Митичкин, 2002).

Города можно рассматривать как отдельные системы, составляющие большую систему более высокого ранга. Под большой системой в терминах системного анализа обычно понимается система, обладающая способностью обретать новые формы, качества и свойства, которые невозможно было предвидеть. Примерами новых форм развития городских систем являются агломерации и мегалополисы. Города образуют локальные, региональные, национальные и межгосударственные системы расселения или городские системы. Ранее мы рассматривали эволюционные изменения урбанистических систем от индустриальных до постиндустриальных форм. Эти изменения также являются проявлением развития сложных систем, приобретения ими новых свойств и качеств. Соответственно системный анализ является не только методической основой моделирования развития городской среды, но и средством изучения систем городов.

Производительные силыэто система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих взаимодействие между человеком и природой в процессе общественного производства. Они выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии её богатств, в ходе которого воспроизводятся условия существования человека и происходит процесс его становления и развития. Производительные силы образуют основу развития общества. Каждой ступени их развития соответствуют определённые производственные отношения, выступающие в качестве общественной формы их движения (Философский словарь, 1986).

Города — места наивысшей концентрации производительных сил, составляющих основу экономического развития отдельных территорий страны. Наряду с предприятиями промышленности и непроизводственной сферы, в городах сконцентрирован значительный интеллектуальный потенциал, интенсивно развиваются информационные и высокие технологии, различные направления антропогенной деятельности. Каждый вид производственной деятельности можно рассматривать, с одной стороны, как отдельную хозяйственно-экономическую систему, а с другой — как элемент системы национальной экономики. На территориальное размещение производительных сил влияют региональные, ресурсные, отраслевые и социальные факторы, а также исторически сложившиеся пропорции экономического развития различных зон страны. В свою очередь, территориальные пропорции развития и размещения предприятий промышленности определяют характер формирования городов и поселков. Таким образом, оценка места и роли городов в территориальной организации производительных сил может быть получена только при применении системного подхода. Системный анализ позволяет выделить приоритетные группы отраслей производства региона, рассмотреть их состояние, тенденции и ход развития.

В пределах каждой территории можно выделить три основные системы отраслей производства, формирующих устойчивую во времени базу территориальной организации и развития производительных сил. Ведущая роль принадлежит отраслям специализации, продукция которых вывозится за пределы региона (например, авиастроение, автостроение, электронная промышленность, приборостроение и др.). В прямой зависимости от отраслей специализации находится группа сопряженных с ними отраслей производства. К третьей группе относятся обслуживающие отрасли, которые производят продукцию местного потребления, используя в основном внутрирайонные ресурсы (Региональная экономика, 2007). Сбалансированное развитие материального производства, науки и социальной инфраструктуры является условием устойчивого развития отдельных территорий и регионов. Однако совсем не обязательно, чтобы в каждом районе должен был представлен весь круг указанных отраслей. По мере развития рыночных отношений, региональная значимость отдельных отраслей производства может меняться в зависимости от ценовой или потребительской конъюнктуры. Таким образом, в современных условиях главным фактором устойчивого экономического развития становится степень развитости всей городской инфраструктуры. Это дает основание по-новому взглянуть на значение сопряженных и обслуживающих отраслей, которые становятся залогом будущего экономического развития и процветания городов. В свою очередь, применение системного анализа позволяет оценить вклад отдельных отраслей в территориальную организацию производительных сил и тенденции регионального развития.

Существует много различных определений города, так как он сложный, многоликий и междисциплинарный объект. Город исследуется многими науками и прикладными дисциплинами. В основе правового определения его статуса лежит противопоставление сельской местности, определение минимальной численности населения, выполнение административных функций и другие признаки (или их сочетание). Город определяется как компактное поселение с преобладанием несельскохозяйственных функций с определенным типом антропогенного преобразования в виде застройки крупными зданиями и другими сооружениями. В России (с 1957 года) к городам относятся центры с не менее 12 тыс. жителей, 85% и более населения которых составляют рабочие и служащие (вместе с членами их семей). При этом учитывается административное значение центра, уровень его благоустройства, развитие коммунального хозяйства и сети социально-культурных учреждений. Численность рабочих поселков или поселков городского типа должна быть не менее 3 тыс. жителей и не менее 85% их населения должны составлять рабочие, служащие и члены их семей.

В операционном плане города выполняют экономические (промышленные, транспортные, торгово-распределительные, снабженческие) и неэкономические (административно-политические, культурные, научные, организационные) функции. Среди основных функций города выделяют градообразующие и градообслуживающие. Градообразующей называют деятельность по обслуживанию экономических, культурных, административных, научных и других связей. Деятельность по удовлетворению потребности самого города (в том числе промышленных и транспортных) называют градообслуживающей. Города делятся на моно- и полифункциональные. Монофункциональные города — преимущественно небольшие поселения курортного, научного, промышленного профиля, а также районные центры. Среди полифункциональных городов выделяются кроме Москвы и Санкт-Петербурга, межрегиональные (Самара, Екатеринбург, Новосибирск), республиканские и областные центры, а также центры федеральных округов. Существует прямая зависимость между количеством и масштабами функций города и численностью его населения. Как правило, полифункциональные города отличаются большой людностью и более быстрым ростом населения. Функциональная структура города влияет на половозрастной и профессиональный состав населения, образовательный уровень и образ жизни. В городах с преобладанием металлургической, химической, горнодобывающей промышленности среди населения высока доля мужчин; в текстильных центрах, наоборот, преобладают женщины. Города, как саморазвивающиеся системы, различаются по типу, структуре и функциям. В них постоянно меняется динамика структурно-территориальных и функциональных зон: изменяются территориальные пропорции в направлении центр — периферия, а также функциональные профили зданий и районов, то есть происходит перенос на новые территории социопространственных континуумов (например, промышленных, управленческих и административно-хозяйственных объектов, зон рекреации). Поэтому городским системам свойственна определенная иерархическая организация, пространственная неравномерность, взаимодействие и динамичность (Перцик, 1991).

Стремление выявить и описать иерархию населенных мест строгими логическими или математическими моделями возникло в XIX веке. На материалах изучения расселения и сетей обслуживания Южной Германии, немецкий ученый Вальтер Кристаллер в 1933 году разработал теорию центральных мест. Исходя из идеализированного допущения об односторонности территории, равномерности размещения на ней ресурсов, одинаковой плотности и покупательной способности населения, а также равномерности транспортной инфраструктуры, В. Кристаллер предположил, что территориальное расположений населенных пунктов имеет определенные закономерности. Примером такой системы является размещение главного пункта в центре и соподчиненных ему пунктов в углах шестиугольной решетки. Каждый такой шестигранник с семью населенными пунктами входит в более обширную зону, насчитывающую до 49 пунктов (7x7), притом главный город центрального шестигранника является центральным для всей зоны (Модели в географии, 1971; Харвей, 1974; Хаггет, 1979). Пример системы расселения Кристаллера приведен на рис. 1.

Из рисунка 1 видно, что модель Кристаллера относится к идеальным моделям размещения городов, то есть моделям, нацеленным на поиск оптимального размещения географических объектов в однородном пространстве: на равнине с одинаковой плотностью и покупательной способностью населения, одинаковым транспортным сообщением и другим параметрам. В теории Кристаллера — город — центр для всех других населенных пунктов данного района, обеспечивающий их товарами и услугами. Центральное место обслуживает дополняющие районы. Эта теория нашла широкое применение в географии и других областях знаний с 1950-х годов прошлого века.

Последующие попытки создать теоретические модели, адекватно описывающие реальное распределение населенных мест и центров обслуживания в регионах и городах, в основном исходили из идеи Кристаллера. Например, американский географ Уолтер Изард, один из основателей региональной науки модифицировал и усложнил эту схему, исходя из влияния городских агломераций. Схематическое представление модели систем расселения по Изарду приведено на рисунке 2 (по Пивоварову, 1999).

 

 

 


Рис. 1. Модель системы расселения Кристаллера.

 

 

Рис. 2. Схема модели расселения по Изарду (Пивоваров, 1999).

Сравнивая рисунки 1 и 2, можно заметить, что принципиальными отличиями схемы расселения Изарда являются более упорядоченные и прочные связи между центрами городских агломераций и соподчиненными им территориями. При этом интересно отметить, что в модели Изарда более развиты периферийные связи в пределах крупных агломераций. Наличие этих связей снижает функциональную значимость центров агломераций, повышая автономность отдельных их элементов.

Одним из способов изучения иерархии населенных мест является анализ соотношений между рангом и размером городов. Подобная закономерность была найдена социологом Джоржем Зипфом (в русской транскрипции — Ципфом), по имени которого она называется правилом Ципфа "ранг-размер". Согласно правилу Ципфа в простейшем случае население любого города стремится быть равным числу жителей самого крупного города, деленного на его порядковый номер (ранг) в системе городов страны:

, где

P Г — население рассматриваемого города;

PL — население самого крупного города;

Rb — ранг данного города;

b — коэффициент, зависящий от условий рассматриваемого города.

Правило Ципфа выведено эмпирически и часто отвечает не совокупности всех городов страны, а лишь ее части. Позднее высказывались предположения, что закон Ципфа описывает распределение систем расселения. Правило Ципфа и его модификации анализировались многими исследователями применительно к разным территориям и историческим периодам (Пивоваров, 1999).

Пространственная неравномерность связана с неоднородностью городских систем, испытывающих воздействие центростремительных процессов на сосредоточение различных видов хозяйственной деятельности. Другими факторами, обусловливающими пространственную неравномерность городов, являются географические особенности территории, цены на землю, взаимное расположение зон промышленности и жилой застройки, транспортная инфраструктура. Разработаны модели, цель которых — выявить количественные показатели пространственной неравномерности расселения. Наиболее известна модель американского исследователя Колина Кларка, описывающая пространственную неравномерность распределения плотности населения в городе. Модель Кларка исходит из предположения, что плотность населения в городе экспоненциально падает с удалением от его центра:

, где

R - расстояние от точки х в городе до его центра;

С е и а — постоянные, характерные для каждого города;

В литературе оценке этой модели уделено большое внимание. Отмечено, однако, что неоднородность условий в городе, особенно транспортных, приводит к отклонениям от модели Кларка, особенно в части распределения плотности населения. Если в качестве меры расстояния использовать не геометрическое расстояние до центра, а время его достижения, то модель будет лучше соответствовать начальному распределению плотности населения с учетом сосредоточенности расселение вдоль радиальных магистралей.

На основе анализа территориально-пространственной структуры городов и ее сопоставления с ценами на земельные участки в городах США были разработаны дифференцированные модели структуры города: концентрическая (Е. Барджес), секторная (Х. Хойт), многоядерная Ч. Гарриса и Е. Ульмана (Harris и Ullman, 1945; Перцик, 1991; Пивоваров, 1999). Модели структуры города показаны на рисунке 3.

 

Рис. 3. Теоретические модели структуры города (по Harris и Ullman, 1945; Перцик, 1991; Пивоваров, 1999): концентрическая (а); секторная (б) и многоядерная (в). Цифрами обозначены: 1 - центральный деловой район; 2 - район оптовой торговли и мелкие промышленные предприятия; 3 - район неблагоустроенных жилищ; 4 - район жилищ среднего качества; 5 - район благоустроенных жилищ; 6 - район тяжелой промышленности; 7 - периферийный деловой район; 8 - жилые предместья; 9 - промышленные предместья; 10- зона маятниковых миграций.

Как видно из рисунка 3, модели интерпретируют территориальную структуру города и выделяют городские районы разного уровня (деловые, жилые, промышленные). Наиболее универсальный характер имеет концентрическая модель Барджеса. Остальные же модели можно рассматривать как ее частные случаи (Harris и Ullman, 1945; Перцик, 1991; Пивоваров, 1999). В целом, же на организацию городской системы оказывают влияние многие факторы. Потому конкретное пространственно-территориальное размещение отдельных районов в городах является результатом взаимодействия комплекса социально-экономических, природно-географических, историко-архитектурных и других факторов.

Задачи выявления закономерности пространственных взаимодействий между системами городских поселений (перемещение людей, грузов, информации), привели исследователей к идее создания так называемых гравитационных моделей.[1] В гравитационных моделях в качестве массы обычно принимается численность населения. Предложены способы дифференцированного учета исходных величин и параметров, вводимых в модели (взвешенные величины численности жителей в зависимости от размера дохода на душу населения в разных регионах, исчисление расстояния в стоимости затрат на переезд или перевозку грузов и т.д.). Исследование реальных условий взаимодействий между городами позволило выявить важное свойство относительного сжатия пространства между крупными городами благодаря применению в сообщении скоростных транспортных средств (самолеты, поезда, средства электронной связи и пр.). Крупные города как бы сближаются между собой, тогда как расположенные, казалось бы, ближе к ним малые города отдаляются. Свойство динамичности получило отражение во многих моделях. Воздействие некоторых процессов, лежащих в основе развития города (например, рост промышленности), на взаимосвязанные с ним процессы (например, последующий рост населения и сферы обслуживания), можно количественно измерить, сделав определенные допущения и ограничения. Примером таких оценок является потенциал поля расселения городских поселений Московского региона в 1981 году, представленный на рисунке 4 (Перцик, 1991; Пивоваров, 1999).

 

 

 

 

Рис. 4. Поле расселения городских поселений Московского региона в 1981 г. (Перцик, 1991).

Приведенный на рисунке 4 потенциал поля расселения составлен без учета влияния г. Москвы, но с учетом основных направлений (лучей) расселения и связи между отдельными поселениями. Связь между поселениями определялась по интенсивности маятниковых миграций. По рисунку можно сделать вывод, что наиболее интенсивно расселение проходит в направлении северо-восточного, северо-западного и южного лучей. Эти же регионы являются и зонами наиболее интенсивной маятниковой миграции.

Аналогичные подходы применены в ряде моделей, из которых особенно известна динамическая модель Дж. Форрестера (Форрестер, 1974). Рассматривая город как сложную, во многом резистентную (сопротивляющуюся административным воздействиям) систему с прямыми и обратными связями — положительными и отрицательными, Форрестер пытается моделировать формирование и развитие города на протяжении длительного времени. Основные уровни модели Форрестера представлены на рис. 5.

 

 

Рис. 5. Основные уровни модели Форрестера (Форрестер, 1974).

Как видно из рисунка 5, подсистемы, выделенные в динамической модели Форрестера, включают население, жилой фонд и предприятия. Каждая подсистема рассматривается с точки зрения пространственно-временной эволюции. Население поделено на три класса: «Неполностью занятые», «Занятые» и «Менеджеры-профессионалы». В жилом фонде выделен «Дешевый жилой фонд», «Доходный жилой фонд» и «Сверхдоходный жилой фонд». Предприятия поделены на «Новые предприятия», «Зрелые предприятия» и «Предприятия, пришедшие в упадок» (Форрестер, 1974).

Следует отметить, что в модели не учитываются финансовые отношения между органами власти и объектами управления. А ведь финансирование является основой проведения любых городских программ. Как правило, денежные средства поступают от других уровней власти в виде субсидий и дотаций, а также через налоги от населения, предприятий и других объектов и явлений на территории города. Другим недостатком модели является ее сложность, многочисленность связей между переменными и множество допущений. В таких случаях результаты расчетов и адекватность самой модели реальным процессам вызывают большие сомнения. Кроме того, подобные имитационные модели основываются на исследовании ранее сложившихся тенденций и не учитывают возможных новых изменений. Такая условность ограничивает возможность их применения для анализа городских систем. Но, несмотря на подобные ограничения, модель Форрестера привлекла большое внимание искусством формализации многих процессов и параметров на основе системного анализа и программирования.

Экономико-географическое положениеодно из фундаментальных понятий при исследовании городов. Основными чертами экономико-географического положения являются: (1) историзм (изменение во времени); (2) уникальность, индивидуализирующая характеристику города; (3) тесная связь с окружением (город как бы «вырастает» из территории); (4) взаимосвязь макро-, мезо- и микроположения города; (5) особое значение макроположения для потенциала роста города; (6) тесная связь микроположения с планировочными и инженерными факторами, определяющими возможности территориального развития. Анализ экономико-географического положения отдельных городов имеет важное значение для планирования, разработки градостроительных решений и выявления перспектив территориального развития.

Классификация городов заключается в их ранжировании по отдельным признакам или сочетаниям. Типология — это выделение совокупности (типов) городов по наиболее важным признакам, причем эти типы не обязательно образуют непрерывный ряд, в котором нарастает величина показателей и учтены все разновидности поселений, как при их классификации. Таким образом, понятия классификации и типологии близки и взаимосвязаны, но не тождественны. Типология - более высокий уровень обобщения, позволяющий дать комплексную характеристику городов и на этой основе наметить стратегию их развития.

Наиболее часто используются классификации городских поселений по:

1. величине (численности населения, или людности);

2. функциям;

3. степени участия в территориальном разделении труда;

4. происхождению;

5. экономико-географическому положению;

От величины города зависят такие его признаки как темпы роста, демографическая, функциональная и планировочная структура. В зависимости от численности населения в официальных статистических источниках и градостроительной практике выделяют следующие группы городов: малые (до 20 тыс. жителей), средние (20-100 тыс.), крупные (100-500 тыс.), крупнейшие (500 тыс. и более) и города миллионеры. Важным является рубеж в 100 тыс. жителей. По достижению этой величины, особенно в условиях России, городское поселение становится полноценным городом. Рубеж в 1 млн. жителей свидетельствует о превращении города в крупнейшую агломерацию.

Типологическое разделение городов по функциям отражает наиболее важные особенности. По их преобладанию и сочетанию выделяют пять основных типов городов:

1. многофункциональные, сочетающие административно-политические, культурные и экономические функции с развитой промышленностью и транспортом;

2. города с преобладанием промышленных и транспортных функций межрайонного или межрегионального значения;

3. города с преобладанием административных, культурных, организационно-хозяйственных функций (обычно это небольшие поселения или центры низовых административных районов);

4. города-курорты;

5. города науки;

Для объективного выделения функциональных типов городов используют данные о распределении занятого населения по отраслям и видам деятельности, разделяя работающих в градообразующей и обслуживающих сферах деятельности. По степени участия в территориальном разделении труда выделяют города, участвующие преимущественно в местном, внутрирайонном, межрайонном, международном разделении труда. При генетической классификациигородов их разделяют по времени и причинам возникновения. Учитывают сохранение исторических черт в современной планировке и облике города. Такая классификация важна при изучении внутренней географии города и решении его планировочных проблем.

Наиболее сложна и наименее разработана типологическая классификация городов по экономико-географическому положению,которая позволяет определить направления будущего развития города путем оценки потенциальных возможностей района или какой-то его фокусной точки. В зависимости от экономико-географического положения выделяются города на пересечении транспортных путей (Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск), в районах добычи (Донецк, Кемерово, Рудный), развитой обрабатывающей промышленности (Ярославль, Серпухов) и интенсивного сельского хозяйства (Краснодар, Ставрополь).

Изучение функциональной структуры городов, их экономико-географического положения, места в территориальном разделении труда и связей позволят понять роль городов в качестве опорных элементов систем расселения разного типа и ранга, которые формируются в процессе эволюции урбанизации и развития различных видов деятельности. Разнообразие и устойчивость связей, а также территориальная протяженность способствует преобразованию крупного города в агломерацию, а также формированию обширных урбанизированных районов и зон. Выделяются следующие основные группы связей между городами и другими поселениями, которые объединяют их в общую систему:

1. Трудовые связи (ежедневные или периодические поездки из одного поселения в другое). Их отличительные особенности сравнительно небольшая протяженность (до 1,5 часов в один конец), причем расстояния, зависят от уровня развития транспорта. Для локальных систем расселения, каковыми являются агломерации, значение трудовых связей особенно велико.

2. Производственные (главным образом внешние) связи расположенных в городе предприятий по сырью, полуфабрикатам, инфраструктуре. Одновременно с комбинированием и комплексированием производства в пределах промышленного узла увеличиваются дальние производственные связи. Они особенно характерны для крупнейших специализированных предприятий общегосударственного масштаба, таких как ВАЗ (Тольятти), КАМАЗ (Набережные Челны), связанных с сотнями разбросанных по всей стране и за ее пределами «смежников».

3. Организационно-хозяйственные связи по управлению, руководству предприятиями, финансированию и проектированию. Роль этих связей особенно заметна в сельской местности. В рамках крупных производственных объединений или фирм производственное кооперирование предприятий содействует образованию специализированных («ведомственных») систем поселений. Также возникают линейные системы железнодорожных поселков.

4. Административные связи по линии органов власти носят иерархический характер от низших до высших рангов (сельский совет - район - область и т.д.).

5. Связи по обслуживанию населения (культурно-бытовые, рекреационные, деловые) обычно не замыкаются внутри одного поселения, они многогранны и поэтому могут играть значительную роль в формировании территориальных систем.

6. Информационные связи в виде потоков информации мея^у поселениями, которые на современном этапе растут особенно быстро и становятся все более важными системообразующими факторами.

Следовательно, существует целый ряд специализированных систем поселений, каждая из которых входит в ту или иную систему расселения. Применительно к России можно выделить следующие основные категории территориальных систем расселения:

1. Локальная интегральная система расселения;

2. Иерархически построенная система городов - центральных мест, осуществляющая всестороннее обслуживание населения и хозяйства окружающих районов;

3. Отраслевые производственные системы;

4. Региональная интегральная система городов;

5. Общегосударственная система крупных центров.

Города являются элементами различных территориальных систем. Это во многом определяет трудности управления современным городом как системой, функционирующей в территориальных социально-экономических системах более высокого порядка. При управлении городом необходимо учитывать соотношение его саморазвития и внешних воздействий, которое различается в городах различных типов и прежде всего в двух основных категориях городов - центральных (в них ощущается большее влияние внешних воздействий) и специализированных центрах (соответственно в них велика роль саморазвития).

Город обычно выступает в двух основных качествах: как центр своего окружения (центральное место) и специализированный центр. Любой город развивается и функционирует в тесном взаимодействии с пригородной зоной и более отдаленной окружающей территорией. Он обслуживает их потребности, выполняя центральные функции,т.е. роль центра прилегающего ареала, который тяготеет нему. В конце 1980-х годов радиус пригородной зоны для средней полосы России определялся в 20-25 км для города с населением 100-500 тыс. жителей, 25-30 км при численности 500-1000 тыс. и 35-50 км - для городов-миллионеров. Тесная связь и взаимообусловленность города с окружением получила отражение в ряде концепций, таких как «город-район», «региональный город» и другие.

Специализированные центры характеризуются резко выраженной одной функцией. Они не заняты или мало заняты обслуживанием окружающей их территории. Спектр хозяйственной деятельности в таких городов узко специфичен. Зато территориальные связи обширные: они могут охватывать большую часть страны, а иногда выходят за ее пределы. Обычно это центры различных отраслей промышленности, а также порты, курорты, центры науки, высшего образования. Им свойственны существенные социальные недостатки, прежде всего в связи с ограниченностью выбора занятий, досуга, образования. Наиболее распространенные категории специализированных центров:

· Места размещения предприятий с негативным воздействием на окружающую среду. Таковы города цветной металлургии, химической и цементной промышленности, теплоэнергетики.

· Поселения в районах с экстремальными природными условиями, где суровый климат, продолжительная зима и короткое прохладное лето не позволяют дополнить развитие основной отрасли другими видами деятельности.

· Города со специализированными предприятиями и учреждениями.

· Города, входящие в крупнейшие агломерации, где многофункциональность специализированного центра опирается на разнообразие социальной среды в рамках агломерации в целом.

С развитием регионов и увеличением разнообразия их функций, различия между центральными местами и специализированными центрами сглаживаются. Часть специализированных центров, обладающих выгодами экономико-географического положения, начинают выполнять в большей мере центральные функции: административные, организационно-хозяйственные и образовательные. Вместе с тем, и центральные города, особенно значительные по размерам, являются удобными местами для выполнения специализированных функций.

Литература

1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983, -290 с.

2. Лычкина Н.Н. Системы принятия решений в задачах социально-экономического развития регионов, -М.: Компьюлог, №2 (32), 1999, -16 с.

3. Митичкин С.А. Компьютерное моделирование развития городов, Новые рынки, 2 (8), 2002.

4. Модели в географии (Под ред. П.Хаггета, Дж. Чарли).- М.: Прогресс, 1971.

5. Перцик Е.Н. География городов (геоурбанистика). -М., Высшая школа, 1991. -319 с.

6. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: ВЛАДОС, 1999. -232 с.

7. Региональная экономика: Учебник (Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова). - М.: ИНФРА-М, 2007, -666 с.

8. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978, -272 с.

9. Философский словарь (Под ред. И.Т. Фролова), -5-е изд., М.: Политиздат, 1986, -590 с.

10. Форрестер Дж. Динамика развития города: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1974. – 287 с.

11. Хаггет П. География: синтез современных знаний. - М.: Прогресс, 1979. -686 с.

12. Харвей Д. Научное объяснение в географии. М.: Прогресс, 1974, -504 с.

13. Harris C. D., Ullman E. L. The Nature of Cities. Annals of the American Academy of Political and Social Sciences. 1945, vol. 242, pp. 7-17.

 


[1] Гравитационными эта группа моделей называется потому, что использует принцип закона всемирного тяготения, согласно которому два тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Направления деятельности по повышению личной эффективности менеджера в индустрии туризма | ЛЕКЦІЯ № 12
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.