Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансирование муниципальной системы образования

В соответствии с законодательством органы местного самоуправления формируют местные бюджеты в части расходов на образование и соответствующие фонды развития сферы образования. Они разрабатывают и принимают местные нормативы финансирования системы образования, устанавливают налоговые льготы, стимулирующие его развитие.

┌───────────────────┐

Система образования

└────────┬──────────┘

┌─────────────────────────────────────────┐

│Государственные образовательные стандарты│

└───────────────────┬─────────────────────┘

┌─────────────────────────┐

│Образовательные программы│

└───────────┬─────────────┘

┌────────────────────┴─────────────────────────┐

▼ ▼

┌──────────────────────────┐ ┌───────────────────────────┐

│ Общеобразовательные │ │ Профессиональные │

└────────────────────┬─────┘ └───────────────────────────┘

┌───────────────────────────────────────────────┐

│ Органы муниципального управления образованием │

└───────────────────────┬───────────────────────┘

┌──────────────────────────┐

│ Муниципальные учреждения │

└────────────┬─────────────┘

┌───────────────────┬─────┴──────────────┐

▼ ▼ ▼

┌──────────────────┐┌───────────────────┐┌───────────────────────────────┐

│Детские дошкольные││Общеобразовательные││Иные образовательные учреждения│

└──────────────────┘└───────────────────┘└───────────────────────────────┘

Рис. 3. Структура системы образования на муниципальном уровне

┌──────────────────────────┐

│Образовательные учреждения│

└───────────┬──────────────┘

┌───────────────────────┴────────────────┐

┌──────────┴────────────┐ ┌─────────────────────┴───────────────┐

│ Формы собственности │ │ Профиль │

└─┬─────────────────────┘ └┬────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────────────┐

├─┤Муниципальные │ ├─┤Дошкольные │

│ └───────────────────┘ │ └──────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────────────┐

├─┤Государственные │ │ │Общеобразовательные (начальное,│

│ └───────────────────┘ ├─┤основное, полное среднее образование) │

│ ┌───────────────────┐ │ └──────────────────────────────────────┘

├─┤Ведомственные │ │ ┌──────────────────────────────────────┐

│ └───────────────────┘ │ │Начального и среднего│

│ ┌───────────────────┐ ├─┤профессионального образования │

└─┤Частные │ │ └──────────────────────────────────────┘

└───────────────────┘ │ ┌──────────────────────────────────────┐

├─┤Высшего профессионального образования │

┌────────────────────────────┐ │ └──────────────────────────────────────┘

│Специальные (коррекционные)├─┤ ┌──────────────────────────────────────┐

│для воспитанников с │ ├─┤Дополнительного образования детей и│

│отклонениями в развитии │ │ │взрослых │

└────────────────────────────┘ │ └──────────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────────────┐

│Учреждения для детей-сирот и│ ├─┤Внешкольные (дома и дворцы детского│

│детей, оставшихся без├─┤ │творчества и др.) │

│попечения родителей │ │ └──────────────────────────────────────┘

└────────────────────────────┘ │ ┌──────────────────────────────────────┐

┌────────────────────────────┐ │ │Другие учреждения, осуществляющие│

│Учреждения специальных видов├─┴─┤образовательный процесс │

│обучения (музыкальные,│ └──────────────────────────────────────┘

│художественные и др.) │

└────────────────────────────┘

Рис. 4. Типы образовательных учреждений на территории МО

Как уже отмечалось, финансовое обеспечение учебного процесса в муниципальных школах отнесено к расходным обязательствам субъектов РФ. Финансирование содержания имущественных комплексов школ осуществляется из местных бюджетов.

Уставом образовательного учреждения может быть предусмотрена предпринимательская деятельность (сдача в аренду основных фондов и имущества, оказание посреднических услуг и т.п.). Органы местного самоуправления вправе приостановить такого рода мероприятия, если они идут в ущерб собственно образовательной деятельности, предусмотренной уставом учреждения.

Новая политика вариативного образования привела к необходимости изыскания дополнительных источников финансирования. С этой целью могут быть выделены следующие экономические и организационные меры.

1. Стимулирование платежеспособного спроса на образование через налоговые льготы для предприятий, которые принимают решение о заказе специалистов, образовательные кредиты и страхование. Доля прямых заказов (договоров) в этом случае может расти, при этом реализуется свобода выбора учащимися и их семьями образовательных учреждений и форм получения образования. Этот выбор будет обеспечиваться механизмом нормативного финансирования в расчете на одного учащегося.

2. Дополнение бюджетного финансирования образовательных учреждений средствами, полученными от эффективного управления переданного им имущества. Для этого требуется расширение экономической самостоятельности образовательных учреждений и формирование действенной системы попечительского, общественного и административного контроля эффективности хозяйственных решений, принимаемых администрациями учебных заведений.

3. Постепенное уравнивание всех учебных заведений, прошедших государственную аттестацию и получивших государственную аккредитацию, в получении на конкурсной основе государственного или муниципального заказа на образование. Это требует развития системы контроля обеспечения государственных образовательных стандартов, качества знаний учащихся и студентов.

 

Взаимодействие органов местного самоуправления с учреждениями высшей школы и науки

Важную роль в повышении образовательного уровня населения играет взаимодействие муниципальной власти с учреждениями высшей школы и науки.

Высшие учебные заведения в РФ могут быть государственными и негосударственными (частными). Муниципальных вузов практически нет.

Муниципальная власть заинтересована в развитии системы высшего образования на своей территории, поскольку это обеспечивает:

подготовку местных квалифицированных кадров;

проведение прикладных научных исследований по проблемам местной жизни и развития территории;

повышение имиджа территории и формирование (расширение) ее культурного слоя.

Аналогично муниципальная власть заинтересована в развитии сети научных учреждений на территории.

Поддержка органами местного самоуправления учреждений высшего образования и науки может состоять в льготном налогоообложении, предоставлении помещений в аренду, содействии в обеспечении жильем преподавательских и научных кадров. Органы местного самоуправления могут осуществлять муниципальный заказ вузам и научным учреждениям на проведение прикладных исследований.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система управления образованием на муниципальном уровне | Государственная и муниципальная политика в сфере культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.