Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компоненты организационной культуры




Уровни организационной культуры

Л е к ц и я 11

Характеристика типов культур

 

Культура Цель Власть
Адхократия   Ускорять адаптивность, обеспечивать гибкость, творческий подход в ситуациях неопределенности «Перетекает» в зависимости от проблемы. Самостоятельность.  
Клан   Долгосрочная выгода от совершенствования личности. Здоровый психологический климат Неофициальность и самоуправление, участие наемных работников в принятии решения
Бюрократия   Рентабельность, надежность, плавно текущий и предсказуемый выпуск продукции Распределение полномочий по принятию решения, стандартизованные правила и процедуры
Рынок   Вести организацию к производительности, результатам и прибыли Лидеры – твердые хозяева и суровые конкуренты

 

Организационная культура включает следующие компоненты:

F Мировоззрение: направляет действия членов организации в отношении других сотрудников, ее клиентов и конкурентов.

F Культурные ценности: доминирующие ценности, символы, мифы.

F Нормы: применяются повсеместно, «правила игры».

F Поведение: проявляется при взаимодействии и общении, ритуалах, церемониях.

F Психологический климат: проявляется при взаимодействии с сотрудниками.

 

 

 

Рис. 34. Уровни организационной культуры

 

Многие компоненты культуры трудно обнаружить постороннему человеку: можно несколько недель провести в организации, но так и не понять основных положений культуры, управляющих поступками людей. Каждый новый сотрудник часто проходит через определённую процедуру знакомства с нормами, принятыми в организации, когда более опытный сотрудник детально знакомит его с тем, что и как следует делать, к кому обращаться с теми или иными вопросами, как успешно выполнить то или иное задание.

Уровни организационной культуры, которые впервые описал Э. Шейн, отчетливо различаются по степени наблюдаемости и возможности ими управлять (рис. 34).

11.2. ПОВЕРХНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ: ПОВЕДЕНИЕ

 

«Поверхностный», или поведенческий, уровень включает видимые внешние факты: применяемая технология, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги, иными словами, все то, что можно воспринимать. Изучение организационной культуры начинается именно с этого уровня, оценить который гораздо проще, чем остальные.

Поведенческий уровень культуры – это свод неписаных норм и правил. Исторически многие проявления организационной культуры могут иметь источник в виде письменных положений, правил, распоряжений. Если они оказались действенными, соответствующими обычному порядку ведения дел на предприятии, зафиксированные в документах нормы и правила начинают жить собственной жизнью, выполняя функцию регуляции организационного поведения.

Поведенческий уровень организационной культуры находится в непосредственной связи с формальными аспектами функционирования организации. Регламенты и процедуры – это неотъемлемая часть организационной культуры. Поведениепроявляетсяпри взаимодействии и общении людей, в ритуалах и церемониях, в различного рода символах. Постороннему человеку, как только он ступает на порог организации, становится очевидна эта сторона культуры, ее противоречивость.

Психологический климат в организации, с которым сталкивается человек при взаимодействии с ее сотрудниками, это преобладающая и относительно устойчивая духовная атмосфера, определяющая отношение людей друг к другу. Поведение – индивидуальная форма, зависящая не только и не столько от требований организации, сколько от психофизиологических и психологических особенностей, но организационная культура устанавливает определенные барьеры для тех или иных личностных проявлений.

Ознакомьтесь с типовыми представителями, их характеристиками и местом в организации (табл. 18).

 

Т а б л и ц а 18

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.