Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности борьбы с преступностью несовершенно­летних

Личностные характеристики несовершеннолетних преступников

Исследователи постоянно отмечают, что удельный вес лиц мужского пола среди несовершеннолетних преступни­ков всегда существенно выше (90—95%) их удельного веса в населении данной возрастной группы, проживающей в соот­ветствующих регионах страны (48—52%). Доля девушек, со­вершающих преступления (4—10%), наоборот, значительно меньше их удельного веса в населении.

Существенно также и то, что удельный вес лиц женско­го пола в преступности несовершеннолетних в 3—4 раза мень­ше по сравнению с аналогичными показателями взрослой жен­ской преступности. Однако надо учитывать, что противоправ­ная активность в совершении общественно опасных деяний у девушек тоже достаточно высока, но главным образом до достижения ими возраста уголовной ответственности.

По статистическим данным, удельный вес лиц женского пола среди несовершеннолетних, состоящих на профилакти­ческом учете в органах милиции, всегда примерно в 2—2,5 раза выше удельного веса их среди несовершеннолетних, совершивших преступления.

На протяжении ряда лет наблюдался рост удельного веса среди 14—15-летних: с 19% в период 1966—1970 годов до 33,2% в 1995 году.

Многие годы криминологами постоянно фиксировались значительные различия преступной активности контингентов несовершеннолетних, выделяемых в зависимости от рода их занятий. В настоящее время все интенсивнее идет про­цесс заметного сближения почти всех социальных и профес­сиональных категорий несовершеннолетних по уровню про­являемой ими активности в совершении преступлений. С криминологической точки зрения важен тот факт, что сближе­ние различных групп и контингентов происходит в основном за счет опережающего возрастания числа преступных проявле­ний, учитываемых статистикой применительно к школьникам и другим категориям учащихся. Наиболее криминально активными являются, как и в прежние годы, подростки без по­стоянного источника дохода (не работающие и не учащиеся).

групп детей и подростков, определяющие как реальные различия их сегодняшних позиций в жизни

 

Система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних базируется на мероприятиях общесоциального характера, призванных обеспечить надлежащий уровень жизни, благосостояния, культуры, воспитания и образования граждан. Являясь частью общей системы борьбы с преступностью, она обладает существенными особенностями. Эти особенности определяются тем, что система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних:

создана и действует в соответствии с государственной семейной, молодежной и уголовной политикой, реализуемой через комплексные мероприятия целевых федеральных и ре­гиональных программ оказания социальной, экономической и иной необходимой помощи семье и детям, предупрежде­ния безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, борьбы с преступностью в их среде;

имеет самостоятельную законодательную основу — ком­плекс международных, конституционных, федеральных и иных структурно связанных и взаимодополняющих друг друга пра­вовых актов, регулирующих вопросы создания оптимальных условий жизни, воспитания детей и подростков, защиты их прав и интересов, предупреждения отрицательных влияний, осуществления борьбы с безнадзорностью и преступностью;

обеспечивается деятельностью специализированной сис­темы государственных учебных, воспитательных, лечебных, правоохранительных и иных органов и учреждений, общест­венных организаций и религиозных конфессий. Деятельность эта постоянно координируется как на федеральном, так и на региональных уровнях. Она опирается на необходимую ин­формационно-аналитическую базу и обеспечивается в матери­ально-техническом отношении бюджетным финансированием. Наличие особенностей в системе мер по борьбе с пре­ступностью несовершеннолетних связано также со специфи­кой правового и фактического положения несовершеннолет­них, как возрастной группы населения, наиболее остро ис­пытывающей формирующее влияние негативных факторов социальной среды, спецификой рассмотренных выше при­чин преступности, а также личностных качеств несовершен­нолетних правонарушителей.

Борьба с преступлениями несовершеннолетних плани­руется и проводится на разных уровнях и направлениях, в отношении различных контингентов детей и подростков. Она характеризуется значительным диапазоном общевоспитатель­ных, профилактических, а также специальных карательных мер. По характеру целевой направленности эти меры при­званы предупреждать противоправное поведение несовершен­нолетних, пресекать их преступные действия, а также пре­дупреждать возможность рецидива. Они осуществляются применительно к основным сферам воспитания детей и под­ростков с помощью специфических, характерных для орга­нов, участвующих в этой деятельности, средств и методов. Речь идет главным образом о целенаправленной работе по устранению недостатков в области семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, организации их досуга, а также повышению эффективности деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью.

Концептуальные основы и конкретные меры по реше­нию возникающих в этой связи проблем определены в мно­гочисленных документах, утвержденных Президентом и Пра­вительством РФ. В их числе: "Основные направления госу­дарственной семейной политики", "Основные направления государственной социальной политики по улучшению поло­жения детей в Российской Федерации до 2000 года", Указ Президента РФ от 1 июня 1992 года "О первоочередных ме­рах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы", Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 года "О первоочередных мерах в области молодежной политики", постановления Пра­вительства РФ от 23 августа 1993 года "О реализации Кон­венции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей" и от 13 января 1996 года

В 1994 году разработана и начала реализовываться фе­деральная президентская программа "Дети России", в 1996 году одобрена Правительством РФ федеральная программа "Развитие социального обслуживания семьи и детей", пре­дусматривающие комплексные меры социальной и экономи­ческой защиты детей.

Непосредственно на решение проблем борьбы с преступ­ностью несовершеннолетних нацелены меры, предусмотрен­ные Указом Президента РФ от 6 сентября 1993 года "О про­филактике безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних, защите их прав".

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Территориальные различия преступности несовершеннолетних | Криминология в странах Западной Европы, США и Японии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.