КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика учебного материала
План. Условия И факторы эффективной реализации системы внеклассного чтения в практике любой школы. Формы и средства педагогической организации внеклассного чтения. Цели, задачи и содержание внеклассного чтения. Особенности детского чтения. 1. В 6 - 7 лет детей привлекают стихи, сказки, рассказы. «Тонкие» книжки предпочитают «толстым». 2. В 8 - 9 лет увлекаются книгами о природе. Читают «толстые» книги (читают из книги 1 - 2 произведения). 3. В 9 - 1 О лет проявляется интерес к миру людей, историческим событиям, к личностям. Совмещение интересов, направленных на книги вообще, с интересами избирательными, направленными на книги вообще, с интересами избирательными, направленными на книги вполне определённого рода, которые читатель выделяет для себя из всех прочих книг, - очень сложный процесс. Он знаменует собой первую ступень читательской зрелости, которой завершается начальное обучение. Без доброжелательного взрослого на этой ступени может произойти неправомерное сужение круга чтения, что задержит общее и литературно-эстетическое развитие ребёнка. Внеклассное чтение - это обязательная часть подготовки младших школьников в области родного языка. Цель внеклассного чтения состоит в том, чтобы сформировать у учащихся интерес к детским книгам как источнику знаний, желание и привычку читать книги. Достижение этой цели зависит от решения нескольких взаимосвязанных задач: систематически ознакомить детей с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы и её видами; учить ориентироваться в книге и среди книг; учить предугадывать примерное содержание детской книги ещё до чтения; учить различать книги по существенным признакам (тематика, автор, назначение и т.д.); учить выбирать нужную книгу, пользуясь библиотечно- библиографическими средствами; учить читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным; использовать детскую литературу для воспитания ребёнка. Все учебные задачи учитель решает в течение 4 лет обучения на уроках внеклассного чтения и во внеурочное время. Основное содержание внеклассного чтения составляет индивидуальная учебная деятельность учащихся, сначала с отдельными детскими книгами, отобранными учителем, потом - в круге детского чтения, ограниченном объёмом книг, и, наконец, - в доступном круге детских книг без ограничения. В процессе этой деятельности у учащихся формируется читательская самостоятельность как свойство личности. Формы организации: 1. урочная: уроки внеклассного чтения, уроки читательской самостоятельности, библиотечные уроки. 2. внеурочная: литературные праздники - утренники, конференции, конкурсы, посещение литературных музеев, книжных выставок и т.д. 3. чтение вслух; 4. живое слово учителя; 5. аудиовизуальные пособия, пропагандирующие лучшие книги; 6. списки книг; 5. знакомство с библиотекой; 6. систематическое изучение книги как инструмента просвещения. Условия: 1. обеспечение учебного процесса детскими книгами разнообразного содержания всех основных типов и структур; 2.соблюдение педагогом объективных закономерностей, определяющих методику внеклассного чтения по этапам и периодам обучения в зависимости от уровня готовности учащихся к разным видам читательской деятельности; 3. систематическое посещение учащимися библиотек, но не классом, а индивидуально - в удобное для каждого ученика время и с личностно осознаваемой целью. Факторы: 1. наличие вблизи школ специализированных детских библиотек и читален с хорошо организованным детским фондом; 2. личная привлекательность и уровень квалификации учителя и библиотекаря; 3. полная согласованность педагогических и читательских пристрастий и действий учителя и библиотекаря. Необходимо разумное соблюдение всех 3-х факторов. В конце лекции лектор подводит итоги. Самостоятельная работа студентов: 1. Подготовить реферат на тему «Детская книга, её специфика». 2. Самостоятельно проработать главу V монографии «Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах» (М.: Педагогика, 1977. - С.145 - 167) и подготовить краткое сообщение об истории становления методики внеклассного чтения.
Лекция №13. Система формирования типа правильной читательской деятельности в 1 - IV классах. 1. Характеристика учебного материала; : ~'i" 1. 2. Чтение - рассматривание - основной метод работы с книгой. 3. Методические характеристики формирования типа правильной читатель- ской деятельности в 1 - IV классах. 4. Организация работы на подготовительном этапе. 5. Организация работы на начальном этапе. 6. Организация работы на основном этапе. Литература. 1. Ефросинина Л.А. Работа с детской книгой в период обучения грамоте // Начальная школа. - 1983. - N2. 7. 2. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1 классе. - М, 1981. Внеклассное чтение во 2 классе. - М, 1983. Внеклассное чтение в 3 классе. - NI, 1985. 3. Светловская Н.Н., Пиче-оол т,с. Обучение детей чтению: Практич. методика, М., 2001г. 4. Асташов Н.А. Текстовая иллюстрация как средство формирования у младших школьников типа правильной читательской деятельности // Начальная школа. -,1991.';" N2 7. - c.l3.i 5. Пиче-оол Т.С. Возможные пути решения проблемы самостоятельной работы младших школьников с текстом // Начальная школа. - 1991. - N2. 9. – с.31. 6. Соколова в.в. О внеклассном чтении // Начальная школа. – 1995. – №3.- с. 68. 7. Первова Г.М. Развитие теории формирования читательской самостоятельности // Начальная школа. - 1996. - N2 5. - сА. 8. Егорова Н.С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков. -1998.-N~9.-c.ll. 9. Светловская Н.Н. Разговор по существу темы, или Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиций теории формирования читательской самостоятельности // Начальная школа. - 2000. - N~ 2. - с. 24. 10. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. - 2003. - N~ 1. - С.11. Основной учебный материал -; это детские книги. Как и любой другой учебный материал, детские книги бывают разного уровня сложности. Уровень сложности определяется по нескольким показателям: содержание, тематика, жанр произведений, объём, принадлежность к кругу собственно детского чтения, гигиенические требования (цвет и качество бумаги - белая, плотная величина шрифта, величина полей, компоновка, рисунков и текста, длина строки). Особую значимость имеёт учёт зависимости и взаимосвязи в детских книгах как учебном материале их содержания и его внешних показателей – текстовых и внетекстовых. Различают 2 типа книг: 1.лёгкие, простые; 2.последовательно усложняющиеся. Начинается обучение с лёгких, простых книг. Например, «Чарушин. Про Томку». Ребёнок легко читает надписи, иллюстрации помогают предугадать содержание книги. И только освоив лёгкие книги, дети приступают к предугадыванию содержания детских книг в, усложненном оформлении (привести,и пример).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |