Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация работы на подготовительном этапе

Методические характеристики формирования типа правильной читательской деятельности в 1 - IV классах.

Чтение - рассматривание - основной метод работы с книгой.

Ведущий метод обучения на уроках внеклассного чтения - это чтение - рас­сматривание. Его основой является аксиома деятельности: книгу читают и смотрят. Смотрят до того как приступят к чтению (не ошибиться в выборе и настроиться на чтение), в процессе чтения, (ориентир на -шрифты, рисунки и

-.

т.д.), пересматривают после прочтения: (уточнить объективность, правильность общей оценки прочитанного, выводов, к которым читатель пришёл сам).

Наиболее благоприятные условия обучения методу чтения - рассматрива­ния создаются в первом полугодии 1 класса, когда дети ещё не овладели осно­вами техники чтения и не пользуются механическим схватыванием слов. Если обучение грамоте и усвоение метода чтения - рассматривания происходит од­новременно, то во втором полугодии 1 класса использование этого метода пре­вращается у ребёнка в устойчивую потребность.

В результате рассматривания ребенок самостоятельно выделяет ведущие внешние показатели содержания любой книги, соотносит их друг с другом и делает общий вывод о тематике и характере помещённых в книге произведе­ний.

Использование метода позволяет:

- научить узнавать книгу, познакомить не менее чем с 50 книгами в год;

- добиться запоминания содержания прочитанных книг;

- научить выбирать книгу и т.д.

Метод чтения - рассматривания является основным, но не единственным.

На уроках внеклассного чтения используется чтение вслух; размышления о прочитанном, беседы, рассказы, пересказы. Помогут сделать интересными эти уроки дидактические игры, конкурсы, инсценировки, выставки книг и др.

,.; f

Процесс формирования читателя имеет три этапа:

1) подготовительный (1 класс);

2) начальный (2 класс);

3) основной (3-4 классы).

Рассмотрим методические характеристики формирования типа правильной читательской деятельности.

..


Методические характеристики формирования типа правильной читательской деятельности в 1 - IV классах об­щеобразовательных школ.

 

  Этапы обучения     Подготовительный     Начальный                   Основной            
  Годы обучения 1 класс (I - lУ)         П класс (1 - lУ)       Пlкласс (1 - lУ)       lУ класс (1 - lУ)      
Характеристика обу- Первый период       Второй период       Третий период       Четвёртый период    
чения                                                                          
Учебный материал   детская книга в типовом 2-4 детские книги объё- Художественные и науч- Художественная, научно-
              оформлении объёмом 8-16 мом от 8 до 30 страниц в но-познавательные дет- познавательная и спра-
              страниц             любом оформлении       ские книги с ограничени- вочная детская книга без
- -                 --                 --   ем объёма; группировка ограничения- объёма;
                                              монографическая       группировка тематическая
Количество времени 20 минут в заключение урока Урок (45 мин)         Урок (45 мин)       1 урок (45 мин) в 2 недели
На работу         обучения грамоте ~.                 . - ,               .. -.      
Учебная деятель- Обязательная коллективная Обязательная индивиду- Обязательная самостоя- Обязательная самостоя-
    (работа           -'. ~                 -.                   -',            
ность С дет- деятельность вместе с учите- альная деятельность   по тельная индивидуальная тельная индивидуальная
ской книгой)       лем - на занятии; необяза- образцу под наблюдением деятельность по заданным деятельность в рамках из-
              тельная индивидуальная - по учителя; по желанию и в признакам - на уроке и бранной темы - на уроке
.,;:.           образцу во внеурочное время свободное время       вне урока           и вне ypока.        
              (только по желанию)                                      
Метод и способ ос- Слушание - рассматривание Чтение - рассматривание -Чтение - рассматривание Чтение - рассматривание
воения   содержания книг в процессе   освоения книг. Аналитико- с целью выбора книг и с целью выбора печатных
: учебного материала грамоты. Литературные игры синтетические упражне- освоения её содержания в источников и освоения их
              во внеурочное время     ния по ориентации   в полном соответствии с содержания в зависимости
                                группах книг         заданием           от личных читательских
                                                              возможнрстей и предпоч-
                    --                 -'                 тений            
                                                                             

Рассматривание книг на подготовительном этапе осуrцествляется после чтения вслух, чтобы дети воспринимали связь содержания книги с её внешними приметами. На этом этапе вырабатывается цепочка: содержание – иллюстрация – название – автор.

Работа на занятиях в подготовительный период строится в следующем порядке:

- чтение книги вслух (книга до чтения не показывается)

- рассматривание обложки и иллюстраций (устанавливается связь с текстом)

- сообщение учителем фамилии автора и краткий рассказ о том, какие книги он писал.

В результате такой работы делается вывод, что иллюстрации, название, фамилия автора могут подсказать примерную тему книги.

На начальном этапе рассматривание предшествует первому прочтению.

Цепочка в обратном порядке: автор ~ название - иллюстрации - содержание.

 

,

На основном этапе рассматривание полностью самостоятельное, с опорой

на такие элементы книги, как фамилия автора, название, предисловие, содер­жание, титульный лист.

На подготовительном этапе главная цель обучения - пробудить и под­держать у детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать «знако­мые»; ввести детей в доступный круг чтения. Для достижения этой цели 1 раз в неделю в течение 20-2~ минут проводится занятие с детской книгой (в составе

..,.;,

урока обучения грамоте).

Ведущая учебная задача этого периода - показать детям связь между со­держанием книги и её внешними приметами (т.е. такими элементами книги, как заглавие, фамилия автора, иллюстрация).

На подготовительном этапе внеклассного чтения первоклассники знакомят­ся с художественной литературой по 4-5 темам детского чтения (короткие сказки, стихи, загадки, рассказы). Из видов библиотечно-библиографической по-

мощи учащиеся осваивают плакат и получают первое представление о книжной выставке. Цель обращения к книге ставится учителем, но выбрать книгу ребё­нок должен самостоятельно. Круг книг на этом этапе Ограничивается классной или личной библиотечкой.

Решению основной задачи подготовительного этапа внеклассного чтения поможет правильный отбор материала для этих уроков.

Следует отметить основные требования, к книгам, используемым на этом

"

, \

"'.. i

1. В жанровом отношении книги для чтения вслух должны содержать сказки,

стихи, загадки, рассказы (желательно короткие) и охватывать традиционные темы (о Родине, о подвигах, о детях, о животных, о растениях, о приключе­ниях и волшебстве).

2. Отбираемые книги должны быть относительно новыми, неизвестными пер-

3. Избранная книга должна быть доступна по содержанию (тема, идея, язык).

4. Отбирать нужно те книги, которые нравятся самому учителю.

5. Книги и художественные, произведения должны быть невелики по объёму (3-7 минут чтения вслух).

6. Книги для чтения и рассматривания должны быть разными по структуре и

содержать:

а) одно произведение;

б) несколько произведений одного автора; в) произведения разных авторов.

7.Объём 8-16 страниц в «типовом оформлении», Т.е. на первой странице об­ложки: фамилия автора предшествует заглавию; иллюстрация соответствует заглавию; шрифт - тот, которому учили на ypoкe обучения грамоте.

,,, ,J, I \

Таким образом, на подготовительном этапе учитель впервые учит ребёнка

ориентироваться в книге. Следовательно, учебный материал для занятий не может быть отобран произвольно.


На подготовительном этапе занятие начинается с беседы, которая помогает настроить детей на восприятие произведения, затем произведение читается учителем вслух, при З10М следует добиватьоя, чтобы дети внимательно слуша­ли, запоминали сюжет: и героев, оценивали события, гepоев, характеризовали свои чувства, переживания, после чего в ходе беседы воссоздаётся содержание прочитанного, фиксируются читательские переживания детей. Только после уяснения содержания произведения учитель демонстрирует книгу, в которой оно помещено. Рассматривание книги ведётся с целью отыскания прочитанно­го произведения. Для этого обращается внимание на буквы, которыми напеча­тана фамилия автора, заглавие книги, рассматриваются иллюстрации на облож­ке и внутри книги. В результате дети убеждаются, что содержание всегда отра­жено в элементах книги, а это приводит их к выводу: о содержании книги мож­но догадаться по её внешним показателям.

Таким образом, при рассматривании книги соблюдается следующий порядок:

- рассматривание страниц обложки

-. Перелистывание книги

- рассматривание иллюстраций

- выделение названия и автора.

Прочитанная и рассмотренная книга ставится в «Уголок чтения».

Дети ещё не умеют читать, поэтому домашнего задания по чтению книг они не получают. Занятие заканчивается рекомендацией учителя просмотреть книги в классе или дома и найти среди них книги по теме прошедшего занятия.

Нетрудно заметить, что основная роль в занятии с детской книгой на под­готовительном этапе отведена учителю: он отбирает учебный материал, гото­вит детей к восприятию выбранной книги и произведения, объявляет тему чте­ния и читает произведение вслух; он же демонстрирует образец рассматривания книги, даёт рекомендации к деятельности с книгой во внеурочное время. Ученики на подготовительном этапе должны научиться слушать произведение, де­литься впечатлениями' по поводу прочитанного, запомнить нужные действия


время.

ОСНОВНЫМ результатом к концу подготовительного этапа должны стать исчезновение у детей равнодушия к книгам, явное желание обращаться к книге (рассматривать, классифицировать, требовать, читать), запоминание 12-15 книг,

, 'i

про читанных на уроках внеклассного чтения:

, ' 1, I ~

Наиболее типичной ошибкой в организации внеклассного чтения в 1

классе является то, что не ребёнок, а родители, библиотекарь или сам учитель, осуществляя поставленную цель чтения, находят ребёнку книги по определён­ной теме или определённого автора. Главным же должно стать обучение этому первоклассника с первых дней.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика учебного материала | Организация работы на начальном этапе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.