КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация работы на подготовительном этапе
Методические характеристики формирования типа правильной читательской деятельности в 1 - IV классах. Чтение - рассматривание - основной метод работы с книгой. Ведущий метод обучения на уроках внеклассного чтения - это чтение - рассматривание. Его основой является аксиома деятельности: книгу читают и смотрят. Смотрят до того как приступят к чтению (не ошибиться в выборе и настроиться на чтение), в процессе чтения, (ориентир на -шрифты, рисунки и -. т.д.), пересматривают после прочтения: (уточнить объективность, правильность общей оценки прочитанного, выводов, к которым читатель пришёл сам). Наиболее благоприятные условия обучения методу чтения - рассматривания создаются в первом полугодии 1 класса, когда дети ещё не овладели основами техники чтения и не пользуются механическим схватыванием слов. Если обучение грамоте и усвоение метода чтения - рассматривания происходит одновременно, то во втором полугодии 1 класса использование этого метода превращается у ребёнка в устойчивую потребность. В результате рассматривания ребенок самостоятельно выделяет ведущие внешние показатели содержания любой книги, соотносит их друг с другом и делает общий вывод о тематике и характере помещённых в книге произведений. Использование метода позволяет: - научить узнавать книгу, познакомить не менее чем с 50 книгами в год; - добиться запоминания содержания прочитанных книг; - научить выбирать книгу и т.д. Метод чтения - рассматривания является основным, но не единственным. На уроках внеклассного чтения используется чтение вслух; размышления о прочитанном, беседы, рассказы, пересказы. Помогут сделать интересными эти уроки дидактические игры, конкурсы, инсценировки, выставки книг и др. ,.; f Процесс формирования читателя имеет три этапа: 1) подготовительный (1 класс); 2) начальный (2 класс); 3) основной (3-4 классы). Рассмотрим методические характеристики формирования типа правильной читательской деятельности. .. Методические характеристики формирования типа правильной читательской деятельности в 1 - IV классах общеобразовательных школ.
Рассматривание книг на подготовительном этапе осуrцествляется после чтения вслух, чтобы дети воспринимали связь содержания книги с её внешними приметами. На этом этапе вырабатывается цепочка: содержание – иллюстрация – название – автор. Работа на занятиях в подготовительный период строится в следующем порядке: - чтение книги вслух (книга до чтения не показывается) - рассматривание обложки и иллюстраций (устанавливается связь с текстом) - сообщение учителем фамилии автора и краткий рассказ о том, какие книги он писал. В результате такой работы делается вывод, что иллюстрации, название, фамилия автора могут подсказать примерную тему книги. На начальном этапе рассматривание предшествует первому прочтению. Цепочка в обратном порядке: автор ~ название - иллюстрации - содержание.
, На основном этапе рассматривание полностью самостоятельное, с опорой на такие элементы книги, как фамилия автора, название, предисловие, содержание, титульный лист. На подготовительном этапе главная цель обучения - пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать «знакомые»; ввести детей в доступный круг чтения. Для достижения этой цели 1 раз в неделю в течение 20-2~ минут проводится занятие с детской книгой (в составе ..,.;, урока обучения грамоте). Ведущая учебная задача этого периода - показать детям связь между содержанием книги и её внешними приметами (т.е. такими элементами книги, как заглавие, фамилия автора, иллюстрация). На подготовительном этапе внеклассного чтения первоклассники знакомятся с художественной литературой по 4-5 темам детского чтения (короткие сказки, стихи, загадки, рассказы). Из видов библиотечно-библиографической по- мощи учащиеся осваивают плакат и получают первое представление о книжной выставке. Цель обращения к книге ставится учителем, но выбрать книгу ребёнок должен самостоятельно. Круг книг на этом этапе Ограничивается классной или личной библиотечкой. Решению основной задачи подготовительного этапа внеклассного чтения поможет правильный отбор материала для этих уроков. Следует отметить основные требования, к книгам, используемым на этом " , \ "'.. i 1. В жанровом отношении книги для чтения вслух должны содержать сказки, стихи, загадки, рассказы (желательно короткие) и охватывать традиционные темы (о Родине, о подвигах, о детях, о животных, о растениях, о приключениях и волшебстве). 2. Отбираемые книги должны быть относительно новыми, неизвестными пер- 3. Избранная книга должна быть доступна по содержанию (тема, идея, язык). 4. Отбирать нужно те книги, которые нравятся самому учителю. 5. Книги и художественные, произведения должны быть невелики по объёму (3-7 минут чтения вслух). 6. Книги для чтения и рассматривания должны быть разными по структуре и содержать: а) одно произведение; б) несколько произведений одного автора; в) произведения разных авторов. 7.Объём 8-16 страниц в «типовом оформлении», Т.е. на первой странице обложки: фамилия автора предшествует заглавию; иллюстрация соответствует заглавию; шрифт - тот, которому учили на ypoкe обучения грамоте. ,,, ,J, I \ Таким образом, на подготовительном этапе учитель впервые учит ребёнка ориентироваться в книге. Следовательно, учебный материал для занятий не может быть отобран произвольно. На подготовительном этапе занятие начинается с беседы, которая помогает настроить детей на восприятие произведения, затем произведение читается учителем вслух, при З10М следует добиватьоя, чтобы дети внимательно слушали, запоминали сюжет: и героев, оценивали события, гepоев, характеризовали свои чувства, переживания, после чего в ходе беседы воссоздаётся содержание прочитанного, фиксируются читательские переживания детей. Только после уяснения содержания произведения учитель демонстрирует книгу, в которой оно помещено. Рассматривание книги ведётся с целью отыскания прочитанного произведения. Для этого обращается внимание на буквы, которыми напечатана фамилия автора, заглавие книги, рассматриваются иллюстрации на обложке и внутри книги. В результате дети убеждаются, что содержание всегда отражено в элементах книги, а это приводит их к выводу: о содержании книги можно догадаться по её внешним показателям. Таким образом, при рассматривании книги соблюдается следующий порядок: - рассматривание страниц обложки -. Перелистывание книги - рассматривание иллюстраций - выделение названия и автора. Прочитанная и рассмотренная книга ставится в «Уголок чтения». Дети ещё не умеют читать, поэтому домашнего задания по чтению книг они не получают. Занятие заканчивается рекомендацией учителя просмотреть книги в классе или дома и найти среди них книги по теме прошедшего занятия. Нетрудно заметить, что основная роль в занятии с детской книгой на подготовительном этапе отведена учителю: он отбирает учебный материал, готовит детей к восприятию выбранной книги и произведения, объявляет тему чтения и читает произведение вслух; он же демонстрирует образец рассматривания книги, даёт рекомендации к деятельности с книгой во внеурочное время. Ученики на подготовительном этапе должны научиться слушать произведение, делиться впечатлениями' по поводу прочитанного, запомнить нужные действия время. ОСНОВНЫМ результатом к концу подготовительного этапа должны стать исчезновение у детей равнодушия к книгам, явное желание обращаться к книге (рассматривать, классифицировать, требовать, читать), запоминание 12-15 книг, , 'i про читанных на уроках внеклассного чтения: , ' 1, I ~ Наиболее типичной ошибкой в организации внеклассного чтения в 1 классе является то, что не ребёнок, а родители, библиотекарь или сам учитель, осуществляя поставленную цель чтения, находят ребёнку книги по определённой теме или определённого автора. Главным же должно стать обучение этому первоклассника с первых дней.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |