Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия сенсорного развития ребенка

Ориентировочная сторона деятельности (сенсорные системы) развиваются раньше исполнительской (моторные системы). Поэтому Ж.Пиаже назвал этот период в развитии ребенка сенсомоторным.

Младенчество

Основные особенности развития восприятия

Пренатальный период

· На 3-ем месяце образуются чувственные рецепторы языка; развивается кожная (тактильная) и звуковая чувствительность;

· На 4-м месяце плод реагирует на прикосновение, поворачивается, зажмуривается от яркого света.

Зрение:

· На 1-м месяце ребенок выделяет предмет, следит за ним (ориентировочный рефлекс «что такое?»); появляется избирательность к различным стимулам (особенно к округлым и замкнутым формам – человеческое лицо и фигура)

Слух:

· После рождения нормально слышащий ребенок воспринимает тембр, громкость звуков, отдает предпочтение человеческому голосу.

· После 4-5 мес. ребенок различает голоса близких ему людей

· После 6 мес. различает по звучанию свое имя.

Движения:

· На 5-м месяце формируется акт хватания как основа будущей предметно-манипулятивной деятельности, приводя к развитию руки как органа осязания и движения

· Устанавливается зрительно-двигательная координация.

Таким образом, в период младенчества дети очень избирательны к стимулам внешней среды, предпочитая те, которые характерны для человека.

Ранний возраст

Восприятие играет главную роль для развития всех психических процессов, определяя поведение и сознание. Л.С.Выготский отмечал, что в раннем детстве все психические функции происходят вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия. Например, память существует в виде узнавания при восприятии знакомых предметов; мышление (наглядно-действенное) – это установление связи между воспринимаемыми предметами, т.е. нет предмета в поле зрения или действия – нет мыслительных процессов).

Развитие восприятия в раннем возрасте связано с прямохождением и предметной деятельностью.

· Появляется цветоразличение (к 2-м годам дети различают 4 основных цвета);

· Складывается новый тип внешних ориентировочных действий – примеривание, а позже зрительное соотнесение предметов по их признакам, что позволяется выполнять действия без проб и ошибок;

· Возникают представления о свойствах предметов;

· Развивается фонематический слух, необходимый для общения со взрослым, что приводит к восприятию всех звуков (фонем) родного языка.

Дошкольный возраст

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления.

Развитие восприятия

       
 
   
 

 


освоение новых свойств формирование новых по

предметов по содержанию, структуре

и характеру обследовательских

действий, опосредованных

сенсорными эталонами

· Ребенок подходит со знанием основных геометрических фигур, цвете (к 6-ти годам точность в цветоразличении возрастает в 2 раза);

· Младшие дошкольники обращают внимание на цвет и величину; старшие – на форму;

· Развивается восприятие музыки (понимают различия в высоте звуков и тембре);

· Совершенствуется тактильная чувствительность; обоняние;

· Меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций дети переходят к ознакомлению с предметами на основе зрения и осязания. Если предмет новый, его обследование снова превращается в развернутый процесс. Если зрительное восприятие не дает необходимой информации о его свойствах, рука выступает как орган обследования.

· Появляются новые действия восприятия: идентификация; отнесение к эталону; моделирующие действия.

· В восприятии выделяются произвольные действия. наблюдение превращается в своеобразную деятельность, направленную на решение интеллектуальных проблем.

· Большое значение для восприятия имеет речь. Называние воспринятого признака объекта в слове помогает ребенку абстрагировать его от предмета. Речь помогает осмыслить важнейшие качества предметов как единое целое.

Восприятие пространства

Ребенок начинает познавать пространство по мере овладения им: от освоения близкого пространства до овладения далеким пространством благодаря прямохождению.

На первом году жизни ребенок овладевает пространством, ограниченным пределами его кроватки. На 2-м году слово взрослого включается в пространственную ориентировку.

В раннем детстве ребенок начинает ориентироваться в более широком пространстве. Собственное тело становится точкой отсчета в восприятии пространства:

1) развитие ориентировки начинается с правой и левой руки, затем направления спереди – сзади по отношению к телу ребенка;

2) развитие ориентировочных действий, связанных с овладением предметной деятельностью – ребенок выясняет отношения между предметами (друг за другом, между ними и т.д.);

3) большое значением имеют продуктивные виды деятельности (конструирование, лепка, позволяющие познать отношения за, под, на, перед);

4) совершенствованию пространственных отношений способствует речь.

Ориентировка в пространстве складывается только к концу дошкольного возраста.

Восприятие времени

Для дошкольника восприятие времени представляет большую трудность, т.к.:

1) время не имеет наглядной формы;

2) необратимо, течет в одном направлении;

3) невозможно совершать действия с ним;

4) все, что происходит с ребенком – во времени, а не со временем;

5) один и тот же временной промежуток воспринимается по-разному в зависимости от содержания и характера деятельности, выполняемой ребенком;

6) на протяжении всего дошкольного возраста дети не воспринимают очень длительные временные период (год, век, эпоха).

Знакомство со временем начинается с усвоения обозначений и мер времени, выработанных людьми, которые имеют условный и относительный характер (сегодня, завтра, вчера, теперь).

Предпосылки восприятия времени складываются еще на первом году, когда у младенца формируется биоритм сна и бодрствования.

К концу раннего детства дети осваивают непродолжительные и конкретные временные отрезки (утро-вечер), поскольку в течение этих промежутков выполняют разную деятельность).

В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не ориентируется во времени. Формирование временных отношений происходит в среднем дошкольном возрасте:

1) вначале ребенок знакомится с короткими промежутками времени (минута, час, день). Эти временные промежутки легко осваиваются, если ребенку часто даются задания на время.

2) наглядный характер психических процессов приводит к тому, что ребенок «ищет» материальный носитель времени – часы.

3) ребенок не осознает объективность времени.

4) представления об исторических периодах остаются для дошкольников трудными, т.к. нет наглядных опор.

Для восприятия больших временных промежутков необходимы систематические наблюдения за природой; использование календаря, дневника наблюдений.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет восприятие ими художественных произведений. Это сложный психический процесс, предполагающий способность узнать, понять изображенное. Здесь имеет место и эмоциональная окрашенность воспринятого, выражения отношения к нему. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаясь сами непосредственно воздействовать на ход событий, например, сказки и т.д.

В процессе развития художественного восприятия зарождается оценка воспринятого, которая еще примитивна («Как красиво!»)

Восприятие художественных произведений дошкольников будет более глубоким, если они научатся видеть элементарные средства выразительности (цвет, цветовое сочетание, форма, композиция и др.).

1. Созревание анализаторов (слух, зрение и др.) как органических предпосылок сенсорного развития.

2. Обеспечение связи с процессами мышления, речи.

3. Игры

4. Сенсорная дидактика (система) М.Монтессори

5. Связь с жизненным опытом, впечатлениями ребенка

6. Содержательная деятельность (манипуляции с игрушками, трудовая, конструктивная деятельность)

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика восприятия как психического познавательного процесса | Основные особенности развития внимания в дошкольном возрасте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.