КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные особенности развития внимания в дошкольном возрасте
Характеристика внимания как психического познавательного процесса РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1. Характеристика внимания как психического познавательного процесса 2. Основные особенности развития внимания в дошкольном возрасте 3. Средства организации и развития внимания Успех в обучении, овладении какой-либо деятельностью зависит от внимания ребенка. Внимание является основой любого, успешно протекающего процесса, выступая в единстве со всеми психическими процессами. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Внимание – это направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте. Виды внимания:Свойства внимания: 1. Природное 1. Концентрация 2. Социально обусловленное 2. Устойчивость 3. Непосредственное 3. Распределение 4. Опосредованное 4. Переключение 5. Непроизвольное 5. Объем 6. Произвольное Физиологической основой внимания является доминанта – временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения. А.А.Ухтомский внес важный вклад в раскрытие физиологических механизмов внимания. На человека воздействует одновременно огромное число раздражителей. Однако доходят до сознания лишь те, которые являются наиболее значимыми. Рогов Е.И. отмечает, что сущность внимания состоит в избирательном, направленном характере психической деятельности. Человек не может думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. поэтому в каждый отдельный момент его сознание направляется на те предметы и явления, которые являются для него наиболее важными и значимыми. В отличие от познавательных процессов внимание своего содержания не имеет. Оно проявляется как бы внутри психических процессов и неотделимо от них, характеризуя динамику их протекания. Младенчество · На первом месяце появляется ориентировочный рефлекс, реакция сосредоточения (зрительное и слуховое) как элементарное проявление внимания. · Со 2-го мес. ребенок сосредотачивает внимание на ярких игрушках, слушает звук погремушек и реагирует на голос взрослого (появление комплекса оживления). · К 4-5 мес. дифференцируется восприятие, где ребенок выделяет человека из окружающей среды и те объекты, которые привлекают его внимание. · С 5-6 мес. объектами внимания становятся предметы. · К концу первого года на основе манипулирования с предметами возникает распределение внимания (ребенок начинает действовать одновременно с двумя предметами). Прямохождение влияет на развитие внимания, т.к. увеличивается количество предметов, которые попадают в сферу деятельности ребенка. С появлением речи ребенок начинает обращать внимание на больший круг явлений и предметов окружающей среды. Ранний возраст · Развитие внимания происходит при освоении ходьбы, речи, предметной деятельности. · На 2-м и 3-м году жизни ребенок начинает обращать внимание на речь взрослого, тем самым постигая ее смысл. Развитие речи влечет появление элементов произвольного внимания. Перемещение в пространстве дает ребенку возможность выбирать предмет или объект, на который он направляет внимание. · Особенности внимания: 1) к 3-м годам может быть внимателен ко всем окружающим предметам и явлениям; 2) слабая концентрация, неустойчивость, трудности переключения и распределения; 3) внимание непроизвольное. Дошкольный возраст Продолжает совершенствоваться непроизвольное внимание. Ребенок интересуется многим, ставит задачи, сосредотачивается, пока не угаснет интерес. Основным достижением является формирование произвольного внимания. Вначале взрослый с помощью слова, жеста привлекает внимание ребенка, затем ребенок самостоятельно используя эти приемы, формирует у себя произвольность внимания. На развитие произвольности внимания влияют занятия игровой, трудовой деятельностью, где ребенку приходится считаться с правилами и требованиями взрослых, а также понимание значения предстоящей деятельности, осознание цели. Свойства внимания дошкольников 1. Увеличение объема (ребенок может действовать с 3-4 предметами). 2. Возрастание распределения внимания. 3. Устойчивость (с 7 сек в младшем дошкольном возрасте до 30 сек – в старшем). Зависит от действующего раздражителя. Пик устойчивости приходится на 5,5 до 6, 5 лет. 4. Внимание становится опосредованным. 5. Появляются элементы послепроизвольного внимания. Особенности внимания дошкольников 1. Дошкольник способен сосредоточить внимание н короткое время. 2. Внимание ребенка быстро ослабевает и любой посторонний раздражитель отвлекает ребенка от деятельности (особенно в младшем дошкольном возрасте). 3. Внимание привлекается яркими, сильными раздражителями; ребенок не в состоянии произвольно управлять своим вниманием. 4. Быстрая отвлекаемость и трудности сосредоточения обусловлены особенностями высшей нервной деятельности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |