Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные особенности развития памяти в дошкольном возрасте

Характеристика памяти как психического познавательного процесса

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Средства организации и развития внимания

1. Позиция взрослого (особенно в младенчестве, когда совместные со взрослым действия поддерживают внимание малыша на предмете, к которому он потерял интерес).

2. Режим дня (создает опорные точки в жизни детей, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания).

3. Непроизвольное внимание поддерживается положительными эмоциональными переживаниями.

4. Чтение сказок, рассказов.

5. Занятия в ДОУ.

Принципы организации занятий с детьми

1. Учет возрастных возможностей и особенностей детей (чем младше дети, тем меньше занятия длятся по времени).

2. Опора на непроизвольное внимание.

3. Смена видов деятельности для сохранения внимания.

4. Занятия не должны быть интенсивными, т.к. не последующем занятии дети могут быть перевозбуждены или утомлены.

Таким образом, развитие произвольного внимания – важнейшая задача ДОУ, т.к. в дальнейшем оно обеспечивает успешность обучения ребенка в школе, будет способствовать выполнению указаний учителя и контролировать себя.

СИТУАЦИЯ. Мама решила восполнить недостаточность времени в течение недели, компенсировать воскресеньем: посетить с сыном Мишей кукольный театр, поиграть вместе в компьютерные игры, сходить в гости к родным, посмотреть вместе телепередачу.

· Дайте психологический анализ действий мамы.

 

1. Характеристика памяти как психического познавательного процесса

2. Основные особенности развития памяти в дошкольном возрасте

3. Средства развития памяти

Память – это готовность человеческого мозга к восприятию, запечатлению окружающей действительности, хранению, воспроизведению и забыванию информации.

Память занимает особое место в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание действительности.

Память является основой любого научения и предпосылкой творческой деятельности. Память как психический процесс не дана ребенку от рождения. Она складывается по мере созревания мозга под влиянием окружающей жизни, воспитания и обучения.

Виды памяти:

По содержанию запоминаемого материала: По способу запоминания:

- образная - словесная

- эмоциональная - логическая

- двигательная - механическая

 

По длительности сохранения материала: По сознательно поставленной цели запоминания:

- долговременная - непроизвольная

- кратковременная - произвольная

Младенчество

· Сразу после рождения на ребенка начинают действовать различные раздражители и приступает к функционированию образная память (в элементарной форме). На первом месяце жизни у ребенка появляется однотипная реакция на повторяющийся раздражитель. Таким образом, память выступает в простейших формах: узнавание и запечатление. С первых дней мозг ребенка способен улавливать разницу в раздражителях, дифференцировать и запечатлевать ее в памяти.

· В 5-6 мес. ребенок различает людей по голосам. В 8-9 мес. узнает знакомого человека после 2-3 недель разлуки.

· Память младенца функционирует «внутри» ощущений и восприятия. Память проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания; характеризуется недлительным сохранением.

· Узнавание происходит по одному, несущественному признаку. К концу года происходит отделение памяти от восприятия и создается возможность воспроизводить предмет в его отсутствие.

· Материал фиксируется ребенком непроизвольно, т.к. память не является самостоятельным психическим процессом. Если ребенка кормят, купают, укладывают спать в одно и то же время, постепенно формируется рефлекс и ребенок начинает «готовиться».

· Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу первого года складываются предпосылки для развития словесной памяти (ребенок постепенно начинает связывать предмет со словом, запоминает его название).

Ранний возраст

По мере овладения ходьбой и речью происходит быстрое развитие памяти, т.к. ребенку становится доступным большое количество предметов и расширяется взаимодействие с окружающим миром.

· Образ памяти более гибок и подвижен, т.к. формируются представления об объектах, действиях.

· Память выделяется из процесса восприятия, зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием.

· К 3-м годам увеличивается объем и прочность памяти.

· Бурное развитие получает словесная память за счет увеличения словарного запаса.

· Ребенок лучше запоминает в игре, практической деятельности и то, что производит глубокое эмоциональное впечатление.

Дошкольный возраст

На протяжении дошкольного периода в памяти происходят существенные изменения: расширение кругозора, стремление овладеть знаниями, умениями, навыками – все это приводит к изменениям памяти ребенка. По Л.С.Выготскому, дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития памяти, т.к. в этом возрасте память выступает доминирующей психической функцией

Характерные особенности памяти дошкольников

1) бесситемность

2) слитность

3) клочкообразность

· Память ребенка носит непроизвольный характер. Главным видом является образная память. В связи с особенностями восприятия (глобальность) и мышления (отрывочность представлений) запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно (ребенок перескакивает с одного признака предмета на другой; забывает главное).

· На 4-м году память носит непреднамеренный характер. Ребенок не умеет ставить задачу на запоминание и не владеет способами. Ребенок лучше запоминает то, с чем он действует. Большое значение при этом играет речь, т.к. включение слова в деятельность изменяет восприятие предмета и происходит запоминание цвета, формы, величины. Дети с удовольствием слушают много раз одни и те же сказки, рассказы.

· Память ребенка носит непроизвольный, избирательный характер, т.е. лучше запоминается то, что интересно, привлекательно. Содержанием детской памяти выступают предметы, действия людей, игрушки и т.д. неожиданность появления и новизна игрушки, сюрпризный момент, используемый педагогом, оставляет глубокий след в памяти ребенка.

· Важнейшие изменения в памяти дошкольников происходят около 4-х лет. Структура мнемической деятельности (деятельности запоминания) меняется: памяти приобретает элементы произвольности (т.е. непроизвольное запоминание перерастает в сложную, регулируемую деятельность). Запоминание превращается в особую деятельность, которая подчиняется цели – запомнить. Это связано с возрастанием регулирующей роли речи, появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия определенным целям. З.И.Истомина отмечает, что в сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности впервые появляются симптомы произвольного запоминания и воспроизведения.

· Развитие произвольной памяти начинается с выделения ребенком специальных мнемических задач на запоминание, т.е. когда ребенок сталкивается с такими условиями, в которых ему необходимо что-то запомнить. В таких ситуациях появляется мотив на достижение результата. Ребенок начинает использовать некоторые приемы запоминания (на 5-м году): повторение, логическое запоминание по смыслу, классификация, соотнесение с ранее известным.

· Механическое запоминание бессмысленного материала происходит у ребенка наиболее легко, за счет того, что ребенка привлекает звуковая сторона материала.

· Эйдетизм – особенность памяти дошкольников, очень точное запоминание всех деталей в той ситуации, в которой находился ребенок.

· У ребенка значительно изменяется содержание двигательной памяти (движения становятся сложными, включают несколько компонентов). Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно-двигательного образа.

· Явление реминисценции – запоминаемый материал воспроизводится дошкольниками через 3-5 дней значительно лучше; вспоминаются те детали, которые вначале были забыты.

· Словесная память интенсивно развивается в процессе активного освоения речи, при слушании и воспроизведении литературных произведений, общении.

· У ребенка появляются личные воспоминания, в которых отражаются существенные события из жизни ребенка, успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослым и сверстниками. Таким образом, развитие памяти включается в развитие личности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные особенности развития внимания в дошкольном возрасте | Возникновение и развитие воображения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.