КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные определения и понятия
Предмет, цель, задачи и структура курса Курс «Охрана труда» включает вопросы трудового законодательства, основ техники безопасности, производственной санитарии, гигиены труда, противопожарной бёзопасности. Применительно к педагогическим высшим учебным заведениям задачами изучения курса являются: · обеспечение личной безопасности студентов в процессе их обучения, прохождения технологической и педагогической практики, в период летнего трудового семестра; · приобретение необходимых основ знаний по охране труда будущими учителями для трудового обучения и воспитания учащихся при их дальнейшей самостоятельной работе в школе. Дисциплина охраны труда комплексная и включает в себя четыре раздела: q законодательство по охране труда; q производственная санитария; q техника безопасности; q пожарная и взрывная безопасность. Трудовое законодательство — устанавливает нормы трудовых процессов, тесно связанных с вопросами техники безопасности, регулирует трудовые отношения работающих, обеспечивает охрану их прав и устанавливает контроль за соблюдением законодательства о труде. Производственная санитария – это система организационно-технических мероприятий и средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на человека ВПФ. Сюда относятся: гигиена труда; системы жизнеобеспечения (газ, водопровод и т.д.); мероприятия по борьбе с шумом, вибрацией, излучением, вредными веществами и т.д. Техника безопасности – это система организационно-технических мероприятий и средств, направленных на предотвращение воздействия на работающих ОПФ. Пожарная и взрывная безопасность – это система организационно-технических мероприятий и средств, направленных на профилактику и ликвидацию пожаров и взрывов и ограничение их последствий.
Курс охраны труда связан с такими дисциплинами как экология, экономика, право, техническая эстетика, инженерная психология. Изучение курса базируется на ряде общеинженерных дисциплин: физика, химия, сопротивление материалов, электротехника и др. Вопросы охраны труда охватывают все формы обучения в вузе и находят свое отражение в дипломном проекте. Педагог-инженер в своей деятельности должен будет обеспечить безопасные условия по двум направлениям: - в условиях кабинетной системы ПТУза; - в процессе производственного обучения. Особенно важно второе направление, т.к. усвоенные учащимися ПТУзов нормы безопасности выполнения работ обеспечат им сохранение здоровья и работоспособности в производственном процессе.
Охрана труда — это система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Полностью безопасных и безвредных производств не существует. Задача охраны труда — свести к минимальной вероятность поражения или заболевания работающего с одновременным обеспечением комфорта при максимальной производительности труда. Условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Реальные производственные условия характеризуются, как правило, наличием некоторых опасных и вредных производственных факторов. Опасным производственным фактором называется такой производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или к другому внезапному, резкому ухудшению здоровья.
Примерами опасных факторов могут служить открытые токоведущие части оборудования, движущиеся детали машин и механизмов, раскаленные тела, возможность падения с высоты самого работающего либо деталей и предметов, наличие емкостей со сжатыми или вредными веществами и т.п. Вредным производственным фактором называется такой производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению трудоспособности. Примерами вредных факторов являются вредные примеси в воздухе, неблагоприятные метеорологические условия, лучистая теплота, недостаточное освещение, вибрации, шум, ультра- и инфразвук, ионизирующие и лазерные излучения, электромагнитные поля, повышенные напряженность и тяжесть труда, наличие вредных микроорганизмов или насекомых и т. д. Между опасными и вредными факторами часто, нельзя провести четкой границы. Один и тот же фактор может привести к несчастному случаю. Несчастный случай на производстве — случай воздействия на работающего опасного производственного фактора при выполнении им трудовых обязанностей или заданий руководителя работ. Профессиональное заболевание — Хроническое или острое заболевание работающего, являющееся результатом воздействия вредного производственного фактора. (Например, профессиональным заболеванием является пневмокониоз у шахтеров, практически не встречающийся в быту, а острое респираторное заболевание может возникнуть из-за неблагоприятных метеорологических условий как на производстве, так и в быту.) Результатом несчастного случая является травма — повреждение тканей организма и нарушения его функций внешним воздействием.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |