КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основная часть. 1-й учебный вопрос: Основные задачи и понятия статистики государственных финансов
Введение ТЕКСТ ЛЕКЦИИ.
1-й учебный вопрос: Основные задачи и понятия статистики государственных финансов Под государственными финансами понимаются денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и валового национального дохода, а также части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и их использованием на нужды обороны и управления, удовлетворение социально-культурных потребностей общества, финансирование научно-технических и социально-экономических программ. Государственные финансы включают: 1) бюджеты различных уровней государственного управления; 2) внебюджетные фонды; 3) государственный кредит; 4) финансы государственных предприятий. Внебюджетные фонды образуют отдельное звено в составе государственных финансов. Однако показатели бюджета и внебюджетных фондов могут отражаться в едином блоке – статистике государственного бюджета. Государственный бюджет – это централизованный денежный фонд государства, используемый для удовлетворения общественных потребностей. Структура доходной и расходной части государственного бюджета определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов, а также направления их использования в интересах общества. Основные задачи статистики госбюджета: 1) определение общей величины доходов и расходов госбюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит); 2) изучение структуры доходов и расходов госбюджета; 3) анализ источников финансирования госбюджета; 4) определение размеров государственного внутреннего долга; 5) оценка параметров госбюджета, определяющих содержание и направленность фискальной (налоговой) политики государства; 6) оценка эффективности проведения государством фискальной политики; 7) оценка влияния фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения. Бюджетная классификация Статистический анализ госбюджета осуществляется на основе бюджетной классификации, которая представляет собой группировку доходов и расходов бюджета. В составе доходов наибольший удельный вес приходится на налоговые поступления от юридических и физических лиц (налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на прибыль, на доходы от банковской и страховой деятельности, от операций с ценными бумагами, подоходный налог и др.). Динамика расходов анализируется по направлениям: например, на нужды государственного управления, судебной власти, международной деятельности, национальной обороны, правоохранительной деятельности, фундаментальные научные исследования, развитие образования, культуры и искусства, рыночной инфраструктуры и др. Бюджетная классификация определяется в международных стандартах как научно обоснованная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Общие принципы построения бюджетной классификации закреплены в Законе РФ «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 7 июня 1996 г. Действующая российская бюджетная классификация разработана на основе рекомендаций международных финансовых организаций (в частности, МВФ). В соответствии с Законом «О бюджетной классификации…» бюджетная классификация включает: P классификацию доходов федерального, региональных и местных бюджетов РФ; P функциональную и экономическую классификацию бюджетов РФ; P классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; P классификацию источников внешнего финансирования федерального бюджета; P классификацию видов внутренних долгов РФ и субъектов федерации; P классификацию видов внешнего долга и внешних активов РФ; P ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Новая бюджетная классификация приблизилась к международным стандартам, в частности, в области трактовки доходной и расходной части бюджета. В частности, введены категории налоговых и неналоговых доходов. Однако российская классификация, по-прежнему, во многом отличается от международной, поэтому в будущем вероятны ее дальнейшие изменения и уточнения, в частности, в расходной части госбюджета, а также в области учета хозяйственных (финансовых) операций (переход на метод начислений). К основным понятиям, связанным с хозяйственными операциями, которые осуществляют органы государственного управления при взаимодействии с единицами, относящимися к другим секторам экономики, относятся: P поступления или платежи; P поступления (платежи) невозвратные или возвратные; P поступления (платежи) возмездные или безвозмездные; P поступления (платежи) капитальные или текущие; P приобретение финансовых активов или принятие обязательств; P приобретение финансовых активов в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью. Определение этих понятий важно для правильного отражения экономических операций, имеющих различную экономическую природу, например, чтобы различать распределительные операции и операций, имеющих перераспределительный характер, или для различий между поступлением ресурсов в доходную часть бюджета, с одной стороны, и поступлением ресурсов, не увеличивающих доходную часть бюджета, а финансирующего бюджетный дефицит, – с другой. В действующем международном стандарте по статистике государственных финансов подчеркивается, что в статистике госбюджета учет производится на кассовой основе (т.е. на основе регистрации фактических денежных потоков), в то время как в СНС – на основе начисленных сумм или, другими словами, на момент возникновения дебиторской и кредиторской задолженности. Однако в процессе пересмотра международных стандартов (начатого Международным валютным фондом в 1995 г.) предполагается перейти от регистрации по преимущественно кассовому методу к регистрации по методу начислений. Предполагаемые нововведения обеспечат совместимость статистики государственных финансов с СНС-93 по способу регистрации хозяйственных (финансовых) операций. 2-й учебный вопрос: Абсолютные показатели статистики госбюджета
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |