Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факты образовательного неравенства

УСЛУГИ (Services)

Блага - средства удовлетворения человеческих потребностей.

БЛАГА (Goods)

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА – средства удовлетворения человеческих потребностей, к которым имеют доступ все индивиды. К общественным благам относятся: ОБОРОНА, БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ОБЩЕДОСТУПНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ПАРКОВ, МУЗЕЕВ и т.п.

В противоположность частным, общественные блага:

- неконкурентны - потребление такого блага одним человеком не сокращает количество блага, доступное другим; и

- носят неисключающий характер, что не позволяет исключить кого-либо из пользования этими благами.

Эти характеристики не позволяют назначать плату за общественные блага, вследствие чего частный сектор оказывается не заинтересованным в финансировании их производства.

 

Долговременная советская практика бесплатного образования сформировала высокий уровень ожиданий общества на этот счет. В новых условиях возникновение платного образования было воспринято как снижение уровня и качества жизни, каке социальная несправедливость.

 

Приходится привыкать к мысли, что образование – не только социальное благо, но и услуга, которую покупают и за которую надо платить

 

- действия, направленные непосредственно на потребителя, на удовлетворение его потребностей

- виды деятельности, в процессе выполнения которых не создается новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукта

- блага, предоставляемые в форме деятельности

- в экономической теории - товары, которые могут производиться, передаваться и потребляться одновременно. Услуга характеризуется неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника

СФЕРА УСЛУГ - область экономики, занимающаяся предоставлением различного рода услуг физическим и юридическим лицам. Обычно в сферу услуг включают культуру, образование, здравоохранение, бытовое обслуживание

Услуги - по законодательству РФ - предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений…

Переход образования в сферу услуг порождает т.о. основную социологическую проблему, связанную с образованием:

· равенство-неравенство возможностей в доступе к образованию

 

 

– Образовательное неравенство – одна из классических проблем социологии образования.

– Дж.Коулман, М.Раттер, П.Уиллис

– Д.Константиновский, В.Шубкин

– АППО, 1998, 2003.

 

  1. Таблица «Социальные смыслы неравенства в образовании

 

Пояснения к таблице:

МЕРИТОКРАТИЯ – (от лат. meritus – достойный и греч. kratus – власть) –

1) концепция идеального порядка (возн. в ср. XX века), при котором на властные позиции выдвигаются наиболее способные люди, отбираемые из всех социальных слоев.

2) форма общества, в котором успех в образовании и социальном положении является результатом способностей и индивидуальных усилий.

Подчеркивает равенство конкуренции. Относит высокий статус в обществе на счет профессионализма, а не социального происхождения, богатства, возраста, гендера или расы

Меритократия явно перекраивает прежнее понимание сословности, связывая его не с происхождением, а с персональным статусом (Из А. Неклессы «Новый интеллектуальный класс»).

 

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ТЕЗИСОВ:

1. Здравоохранение и образование – бурно растущие сектора экономики. Государство должно интересоваться этим. Билл Гейтс, например, 99% своих капиталов направляет на здравоохранение во всем мире и образование (!) в США. Он ждет огромного роста благотворительности в современном мире.

Своим детям по завещанию оставил 1 – но даже не процент, а $ один миллион – говорит, чтобы не лишить их мотивации достижения.

2. Массовое общее бесплатное образование – аксиома для любого демократического и развивающегося общества. Некоторый достаточный минимум. Эксклюзив – из других источников.

3. Государственная политика (по словам министра) – обеспечение равного доступа к качественному образованию, обеспечение успешности молодым поколениям. – например, программа «Школьный автобус» Национального проекта «Образование.

4. Государство этим занимается. Консолидированный бюджет образования в 2006 г. составил более 1 трлн. руб. Это означает, что за последние годы, кроме Нацпроекта «Образование» финансирование образование увеличилось в 5 раз. Сегодня в России студентов более чем в два раза больше, чем в СССР, в том числе, больше и бюджетных мест.

НО:

5. Существенное увеличение финансирования качественного улучшения образования не дает.

6. Платное образование – далеко не всегда лучшее

 

2. Образование как фильтрующее устройство:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Аналитический доклад. | Фильтрация и отбор по-нашему
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.