Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами




 

Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами – подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.

В ходе аудиторской проверки, по каждому уплачиваемому предприя­тием в бюджет и внебюджетные фонды налогу, сбору и платежу ауди­торы должны проверить:

—правильность исчисления налогооблагаемой базы;

—правильность применения налоговых ставок;

—правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов;

—правильность начисления, полноту и своевременность перечисления

—налоговых платежей;

—правильность ведения аналитического и синтетического учета по
счетам 68, 69;

—правильность составления налоговой отчетности.

Приступая к проверке расчетов с бюджетом и внебюджетными фон­дами, аудиторы должны пользоваться нормативными документами, с уче­том всех внесенные в них изменений и дополнений.

1. Гражданский кодекс РФ, ч. 1 и 2.

2. Налоговый кодекс РФ, ч. I и 2.

3. Трудовой кодекс РФ 6 ч.

4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. (в редакции изменений от 28.09.10.)

5. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции изменений от 28.12.2010.)

6. Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» №82-ФЗ от 19.06.2000 (в редакции изменений от 24.07.09.)

7. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» №81-ФЗ от 19.05.1995. (в редакции 07.03.2011)

8. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» №255-ФЗ от 29.12.2006. (в редакции изменений от 25.02.2011.)

9. Постановление Правительства РФ «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» №922 от 24.12.2007. (в редакции от 11.11.2009.);

10. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» №375 от 15.06.2007. (в редакции изменений от 01.03.2011.)

11. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Министерства финансов РФ № 34н от 29 июля 1998 г.) (в редакции изменений от 25.10.10.)

12. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его при­менению (Приказ Министерства финансов РФ № 94н от 31 ок­тября 2000 г.) (в редакции изменений от 08.11.10.)

13. Методические указания по инвентаризации имущества и фи­нансовых обязательств (Приказ Министерства финансов РФ № 49 от 13 июня 1995 г.) (в редакции изменений от 08.11.10.).

14. Положение о безналичных расчетах в Российской Федера­ции (письмо Центрального банка РФ от 03 октября 2002 г. №2-П) (в редакции №1964-У от 22.01.08.)

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами являются: Положение по учетной политике организации, бухгалтерская отчетность, декларации по отдельным налогам и платежам, расчетные ведомости по начислению заработной платы, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книга покупок и книга продаж, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 19, 68, 69, 70, 76, 90, 91, 99 и др., Главная книга и др.

При аудите расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами направления проверки выделяются по каждому виду налога, сбора или платежа.

На начальном этапе целесообразно выяснить, по каким налогам и платежам предприятие ведет расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами. Так, для учета расчетов с бюджетом в бухгалтерском учете используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», к которому могут быть открыты следующие субсчета:

■ расчеты по налогу на доходы с физических лиц;

- расчеты по налогу на прибыль;

- расчеты по НДС;

■ расчеты по налогу на имущество;

■ расчеты по налогу на рекламу и др.

Начиная проверку, следует ознакомиться с результатами предыду­щих аудиторских и налоговых проверок предприятия. Это позволит вы­яснить характер ошибок, если такие были допущенные в учете в пре­дыдущем отчетном периоде, и наметить объекты для углубленного контроля. В процессе подтверждения правильности исчисления отдельных на­логов аудиторы, выполняют расчет налогооблагаемой базы и сравнива­ют полученные показатели с данными предприятия. Правильность при­менения на предприятии ставок по различным налогам и сборам уста­навливается аудиторами путем сравнения фактических ставок с их зна­чениями, регламентированными нормативными документами для соответ­ствующих условий (виды деятельности, группы продукции и товаров, льготы и т.д.).

Выясняя правильность начисления, полноту и своевременность пере­числения налоговых платежей, аудиторы изучают записи в учетных ре­гистрах по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Аналитический учет орга­низуется по каждому налогу, сбору и платежу на соответствующих суб­счетах указанных счетов. Особое внимание должно быть уделено ус­тановлению правильности отнесения налогов на соответствующие источ­ники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой прибыли или прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложе­ния, заработной платы персонала).

При осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов ауди­торам необходимо проверить правильность применения цен по сделкам.. В соответствии с Налоговым кодексом РФ, для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг) указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Однако, при отклонении цен более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), ауди­торы должны рекомендовать руководству предприятия доначислить на­лог на прибыль и пени.

Важное значение придается и проверке учета доходов от прочих операций, которые подлежат включению в налогооблагаемую базу преимущественно по моменту их начисления (признания), независимо от поступления денежных средств. Расходы же по этим операциям учитываются для целей налогообложе­ния, как правило, при условии фактической оплаты.

Оценивая правильность составления налоговой отчетности, аудиторы проверяют наличие в ней всех установленных форм, полноту их запол­нения, производят пересчет отдельных показателей, осуществляют взаим­ную сверку показателей, отраженных в регистрах бухгалтерского учета и в формах отчетности. Кроме того, аудиторы должны установить соответствие данных аналитического учета по счетам 68 «Расчеты по нало­гам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспече­нию» данным синтетического учета в Главной книге и показателям от­четности.

В ходе проверки аудитор расчетов по налогу на прибыль применяет следующие процедуры:

• сопоставление остатка по счету учета налога на прибыль с данны­ми Главной книги;

• подготовку расчета по остаткам задолженности по налогу на при­быль и выверку остатков;

• анализ расчета налога на прибыль, сделанного клиентом, и всех значительных расхождений между фактической и расчетной сумма­ми налога на прибыль;

• обсуждение с клиентом факторов, повлиявших на расчет налога.

• пересчет и проверку правильности подсчетов по данным налогового учета;

• сверку авансов по налогу на прибыль по предварительной и окон­чательной сумме налога.

В ходе аудита расчетов по социальному страхованию и обеспече­нию аудитор проверяет своевременность отчислений и уплаты взносов во внебюджетные фонды. Аудит предполагает проверку рас­четов сумм отчислений и их налогооблагаемую базу, правомерность ее формирования из различных уплачиваемых работникам сумм — для про­верки используются данные счетов 69 «Расчеты по социальному страхо­ванию и обеспечению» и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Аудиторская проверка НДС включает следующие процедуры:

■ анализ налоговых деклараций за предыдущие периоды, выявление вопросов, по которым имелись замечания, и выполнение рекоменда­ций по этим вопросам;

■ сравнение остатков по счетам НДС за текущий период с остатками за предыдущие периоды и анализ значительных или необычных отклонений;

■ сравнение фактических ставок за текущий период и анализ значи­тельных или необычных отклонений;

■ анализ уплаты платежей в бюджет за отчетный период;

■ проверка правомерности применения налоговых вычетов по НДС;

■ проверка правомерности и правильности применения льгот по НДС. При проверке правильности учета полученного НДС, включаемого в стоимость реализуемых товаров, работ и услуг, и соответствия задол­женности по НДС перед бюджетом аудиторы должны:

• выверить остатки по Главной книге;

• составить сводную ведомость и проанализировать данные счета рас­четов по НДС;

• выверить данные по декларациям, представленным в налоговые орга­ны;

• проанализировать правильность применения ставок налога;

• пересчитать задолженность по НДС за отчетный период;

• проанализировать правильность применения льгот по НДС в соответ­ствии с законодательными актами;

• определить периодичность уплаты НДС;

• провести выборочную проверку правильности составления докумен­тации и расчетов по налогу путем сравнения с данными банковских выписок во избежание пеней и штрафов.

Особое внимание аудитор должен уделить правомерности примене­ния налоговых вычетов по НДС. Согласно правилу (стандарту) (методика) аудитор­ской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» выполнение работ по аудиту налоговых вычетов может, быть разделено на два эта­па, На первом этапе проводится предварительная оценка существующей в организации системы исчисления НДС. На втором этапе осуществля­ется проверка правильности учета НДС по приобретаемым ценностям, работам, услугам и правомерности налоговых вычетов.

Предварительная оценка заключается в анализе элементов системы налогообложения и определения факторов, влияющих на налоговые по­казатели. Аудитор выясняет:

■ как определен порядок исчисления НДС в учетной политике в целях налогообложения;

■ как организована работа по исчислению НДС;

■ каков порядок подготовки, оборота и хранения документов налого­вого учета и налоговой отчетности, отражения облагаемых оборотов в регистрах бухгалтерского и налогового учета, каким образом про­исходит обобщение этих данных и как определяется налоговая база;

■ при проведении каких операций наиболее велик риск возникнове­ния ошибок;

■ ведется ли раздельный учет и какова его методика;

■ осуществляются ли операции, освобождаемые от налогообложения;

■ представлены ли в налоговые органы соответствующие докумен­ты, подтверждающие право организации на освобождение согласно ст. 145 НК РФ или применение налоговых вычетов;

■ производится ли сверка статей налоговых деклараций с данными синтетического учета и налоговыми регистрами (книгой покупок и журналом учета полученных счетов-фактур) должностными лицами (главным бухгалтером или заместителем главного бухгалтера, началь­ником отдела и т.п.) в конце отчетного периода.

Как свидетельствует аудиторская практика, типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки расчетов с бюджетом и внебюд­жетными фондами, являются следующие;

—неверное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам;

—неправомерное отражение налоговых вычетов по НДС;

- ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, из­держек)

—неправильное определение налоговых льгот;

—несоответствие данных аналитического учета по отдельным налогам данным синтетического учета и показателям отчетности;

—нарушение сроков платежей по налогам;

—неправильное использование принципов бухгалтерского учета, зако­нодательных актов и инструкций при расчете налогов;

—применение неверной ставки налога;

—неточный учет пеней и штрафов;

—искажение или сокрытие данных, представляемых налоговым орга­нам;

—неправильные классификация или расчет доходов, учитываемых при налогообложении в качестве освобожденных от налогообложения, при определении задолженности бюджету;

- проведение в учете фиктивных сделок по расчетам между материн­скими и дочерними структурами для получения льгот по налогообло­жению.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.