КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами – подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей. В ходе аудиторской проверки, по каждому уплачиваемому предприятием в бюджет и внебюджетные фонды налогу, сбору и платежу аудиторы должны проверить: —правильность исчисления налогооблагаемой базы; —правильность применения налоговых ставок; —правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов; —правильность начисления, полноту и своевременность перечисления —налоговых платежей; —правильность ведения аналитического и синтетического учета по —правильность составления налоговой отчетности. Приступая к проверке расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, аудиторы должны пользоваться нормативными документами, с учетом всех внесенные в них изменений и дополнений. 1. Гражданский кодекс РФ, ч. 1 и 2. 2. Налоговый кодекс РФ, ч. I и 2. 3. Трудовой кодекс РФ 6 ч. 4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. (в редакции изменений от 28.09.10.) 5. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции изменений от 28.12.2010.) 6. Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» №82-ФЗ от 19.06.2000 (в редакции изменений от 24.07.09.) 7. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» №81-ФЗ от 19.05.1995. (в редакции 07.03.2011) 8. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» №255-ФЗ от 29.12.2006. (в редакции изменений от 25.02.2011.) 9. Постановление Правительства РФ «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» №922 от 24.12.2007. (в редакции от 11.11.2009.); 10. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» №375 от 15.06.2007. (в редакции изменений от 01.03.2011.) 11. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Министерства финансов РФ № 34н от 29 июля 1998 г.) (в редакции изменений от 25.10.10.) 12. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Министерства финансов РФ № 94н от 31 октября 2000 г.) (в редакции изменений от 08.11.10.) 13. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Министерства финансов РФ № 49 от 13 июня 1995 г.) (в редакции изменений от 08.11.10.). 14. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации (письмо Центрального банка РФ от 03 октября 2002 г. №2-П) (в редакции №1964-У от 22.01.08.) Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами являются: Положение по учетной политике организации, бухгалтерская отчетность, декларации по отдельным налогам и платежам, расчетные ведомости по начислению заработной платы, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книга покупок и книга продаж, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 19, 68, 69, 70, 76, 90, 91, 99 и др., Главная книга и др. При аудите расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами направления проверки выделяются по каждому виду налога, сбора или платежа. На начальном этапе целесообразно выяснить, по каким налогам и платежам предприятие ведет расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами. Так, для учета расчетов с бюджетом в бухгалтерском учете используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», к которому могут быть открыты следующие субсчета: ■ расчеты по налогу на доходы с физических лиц; - расчеты по налогу на прибыль; - расчеты по НДС; ■ расчеты по налогу на имущество; ■ расчеты по налогу на рекламу и др. Начиная проверку, следует ознакомиться с результатами предыдущих аудиторских и налоговых проверок предприятия. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущенные в учете в предыдущем отчетном периоде, и наметить объекты для углубленного контроля. В процессе подтверждения правильности исчисления отдельных налогов аудиторы, выполняют расчет налогооблагаемой базы и сравнивают полученные показатели с данными предприятия. Правильность применения на предприятии ставок по различным налогам и сборам устанавливается аудиторами путем сравнения фактических ставок с их значениями, регламентированными нормативными документами для соответствующих условий (виды деятельности, группы продукции и товаров, льготы и т.д.). Выясняя правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, аудиторы изучают записи в учетных регистрах по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Аналитический учет организуется по каждому налогу, сбору и платежу на соответствующих субсчетах указанных счетов. Особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой прибыли или прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения, заработной платы персонала). При осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов аудиторам необходимо проверить правильность применения цен по сделкам.. В соответствии с Налоговым кодексом РФ, для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг) указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Однако, при отклонении цен более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), аудиторы должны рекомендовать руководству предприятия доначислить налог на прибыль и пени. Важное значение придается и проверке учета доходов от прочих операций, которые подлежат включению в налогооблагаемую базу преимущественно по моменту их начисления (признания), независимо от поступления денежных средств. Расходы же по этим операциям учитываются для целей налогообложения, как правило, при условии фактической оплаты. Оценивая правильность составления налоговой отчетности, аудиторы проверяют наличие в ней всех установленных форм, полноту их заполнения, производят пересчет отдельных показателей, осуществляют взаимную сверку показателей, отраженных в регистрах бухгалтерского учета и в формах отчетности. Кроме того, аудиторы должны установить соответствие данных аналитического учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» данным синтетического учета в Главной книге и показателям отчетности. В ходе проверки аудитор расчетов по налогу на прибыль применяет следующие процедуры: • сопоставление остатка по счету учета налога на прибыль с данными Главной книги; • подготовку расчета по остаткам задолженности по налогу на прибыль и выверку остатков; • анализ расчета налога на прибыль, сделанного клиентом, и всех значительных расхождений между фактической и расчетной суммами налога на прибыль; • обсуждение с клиентом факторов, повлиявших на расчет налога. • пересчет и проверку правильности подсчетов по данным налогового учета; • сверку авансов по налогу на прибыль по предварительной и окончательной сумме налога. В ходе аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению аудитор проверяет своевременность отчислений и уплаты взносов во внебюджетные фонды. Аудит предполагает проверку расчетов сумм отчислений и их налогооблагаемую базу, правомерность ее формирования из различных уплачиваемых работникам сумм — для проверки используются данные счетов 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Аудиторская проверка НДС включает следующие процедуры: ■ анализ налоговых деклараций за предыдущие периоды, выявление вопросов, по которым имелись замечания, и выполнение рекомендаций по этим вопросам; ■ сравнение остатков по счетам НДС за текущий период с остатками за предыдущие периоды и анализ значительных или необычных отклонений; ■ сравнение фактических ставок за текущий период и анализ значительных или необычных отклонений; ■ анализ уплаты платежей в бюджет за отчетный период; ■ проверка правомерности применения налоговых вычетов по НДС; ■ проверка правомерности и правильности применения льгот по НДС. При проверке правильности учета полученного НДС, включаемого в стоимость реализуемых товаров, работ и услуг, и соответствия задолженности по НДС перед бюджетом аудиторы должны: • выверить остатки по Главной книге; • составить сводную ведомость и проанализировать данные счета расчетов по НДС; • выверить данные по декларациям, представленным в налоговые органы; • проанализировать правильность применения ставок налога; • пересчитать задолженность по НДС за отчетный период; • проанализировать правильность применения льгот по НДС в соответствии с законодательными актами; • определить периодичность уплаты НДС; • провести выборочную проверку правильности составления документации и расчетов по налогу путем сравнения с данными банковских выписок во избежание пеней и штрафов. Особое внимание аудитор должен уделить правомерности применения налоговых вычетов по НДС. Согласно правилу (стандарту) (методика) аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» выполнение работ по аудиту налоговых вычетов может, быть разделено на два этапа, На первом этапе проводится предварительная оценка существующей в организации системы исчисления НДС. На втором этапе осуществляется проверка правильности учета НДС по приобретаемым ценностям, работам, услугам и правомерности налоговых вычетов. Предварительная оценка заключается в анализе элементов системы налогообложения и определения факторов, влияющих на налоговые показатели. Аудитор выясняет: ■ как определен порядок исчисления НДС в учетной политике в целях налогообложения; ■ как организована работа по исчислению НДС; ■ каков порядок подготовки, оборота и хранения документов налогового учета и налоговой отчетности, отражения облагаемых оборотов в регистрах бухгалтерского и налогового учета, каким образом происходит обобщение этих данных и как определяется налоговая база; ■ при проведении каких операций наиболее велик риск возникновения ошибок; ■ ведется ли раздельный учет и какова его методика; ■ осуществляются ли операции, освобождаемые от налогообложения; ■ представлены ли в налоговые органы соответствующие документы, подтверждающие право организации на освобождение согласно ст. 145 НК РФ или применение налоговых вычетов; ■ производится ли сверка статей налоговых деклараций с данными синтетического учета и налоговыми регистрами (книгой покупок и журналом учета полученных счетов-фактур) должностными лицами (главным бухгалтером или заместителем главного бухгалтера, начальником отдела и т.п.) в конце отчетного периода. Как свидетельствует аудиторская практика, типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, являются следующие; —неверное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам; —неправомерное отражение налоговых вычетов по НДС; - ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, издержек) —неправильное определение налоговых льгот; —несоответствие данных аналитического учета по отдельным налогам данным синтетического учета и показателям отчетности; —нарушение сроков платежей по налогам; —неправильное использование принципов бухгалтерского учета, законодательных актов и инструкций при расчете налогов; —применение неверной ставки налога; —неточный учет пеней и штрафов; —искажение или сокрытие данных, представляемых налоговым органам; —неправильные классификация или расчет доходов, учитываемых при налогообложении в качестве освобожденных от налогообложения, при определении задолженности бюджету; - проведение в учете фиктивных сделок по расчетам между материнскими и дочерними структурами для получения льгот по налогообложению.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |