Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аудит расчетов по совместной деятельности, внутрифирменных расчетов и расчетов по доверительному управлению

 

Основная цель проверки расчетов по совместной деятельности - установить правильность ведения рас­четов по совместной деятельности.

В ходе аудита расчетов по совместной деятельности должны быть решены следующие задачи:

— проверка правильности оформления первичных документов с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской либо кредиторской задолженности;

— подтверждение своевременности погашения и правильности отраже­ния на счетах бухгалтерского учета кредиторской либо дебиторс­кой задолженности.

Нормативными документами на данном участке проверки являются следующие документы:

1. Гражданский кодекс РФ, ч. 1, 2, 3 и 4.

2. Налоговый кодекс РФ, ч. 1 и 2.

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. (в редакции изменений от 28.09.10.)

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Министерства финансов РФ № 34н от 29 июля 1998 г.) (в редакции изменений от 25.10.10.)

5. ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности», утв. Приказом Минфина РФ №105н от 24.11.03. (в редакции изменений 18.09.06.)

6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его при­менению (Приказ Министерства финансов РФ № 94н от 31 ок­тября 2000 г.) (в редакции изменений от 08.11.10.)

Источниками информации являются: хозяйственные договоры, в том числе договор простого товарищества; накладные; счета-фактуры; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга покупок; книга продаж; учетные регистры по счетам 60 62, 79, 80; бух­галтерская отчетность.

Для того, чтобы наметить направления проверки, области углублен­ного контроля, аудитору необходимо получить предварительное пред­ставление о состоянии расчетов на предприятии. Поэтому он должен установить наличие на предприятии необходимой нормативной базы, перечень применяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных до­кументов по учету по совместной деятельности и внутрифирменных расчетов.

Для подтверждения первоначальной оценки систем внутреннего кон­троля и бухгалтерского учета операций по совместной деятельности на основе полученной информации заполняет заранее разработанные тес­ты. Тесты позволяют установить насколько контроль расчетных опера­ций отвечает современным требованиям, а их учет — выполняет поставленные перед ним задачи. Если окажется, что вероятность пропуска ошибок велика, то аудитору потребуется включить в программу провер­ки и направить особые усилия на изучение тех вопросов и участков учета, которые не подвергались внутреннему контролю или которым не уделялось должного внимания со стороны бухгалтерии.

Проверяемое предприятие может выступать участником простого то­варищества. Исходя из сущности и характера деятельности простого товарищества, организуется и процесс проверки. Прежде всего проверя­ется наличие и содержание договора простого товарищества: цель дея­тельности, ее участники, кому поручено ведение общих дел, порядок объединения имущества, выполнения работ, распределения прибыли и имущества и т.д.

Если проверяемое предприятие является товарищем, который ведет общие дела, то по каждому договору устанавливается фактический порядок оформления и учета совершаемых операций (наличие первич­ных документов, указание корреспонденции счетов в учетных регистрах, составление отчетности), правильность расчета и уплаты налогов в бюд­жет. Если проверяемое предприятие выступает «обычным» товарищем, то аудитор проверяет правильность отражения в учете операций по передаче вклада (включая возникающие разницы между договорной и балансовой стоимостью имущества), получению доходов (убытков) от деятельности товарищества, расчета налогов на прибыль и на имуще­ство предприятия.

Договор простого товарищества имеет ряд особенностей:

1)зачастую он бывает не двусторонним, а многосторонним, то есть в нем участвует более двух товарищей;

2)его исполнение носит длящийся характер;

3)он предполагает определенную внешнюю реализацию, требуя от това­рищей вступать в отношения с третьими лицами, т.е. имеет своею задачею заключение других договоров;

4)интересы контрагентов совпадают, так как имеется общая цель у участников совместной деятельности;

5)объединение имущества и усилий участников для достижения по­ставленной цели согласно условиям договора.

Причиной многих ошибок, допускаемых предприятиями при ведении учета совместной деятельности, является незнание требований, предъяв­ляемых основными законодательными и нормативными актами.

Совместная деятельность предусматривает следующие обязательные условия ее ведения.

1. Наличие договора о совместной деятельности, оформленного в со­ответствии с ГК РФ, в котором должны быть обязательно определены:

■ участники совместной деятельности;

■ предмет (цель) договора;

■ конкретная расшифровка взносов участников;

■ участник, которому поручено ведение общих дел по совместной деятельности;

■ порядок распределения прибыли и убытков деятельности между участниками;

■ порядок распределения имущества, созданного (приобретенного) в ходе совместной деятельности;

■ срок действия договора;

■ порядок предоставления участникам сведений об их доле имуще­ства в совместной деятельности (в целях налогообложения);

■ сроки распределения между участниками прибыли (убытка), полу­ченной в ходе совместной деятельности.

2.Наличие обособленного баланса совместной деятельности, который ведет один из ее участников в соответствии с договором либо на осно­вании письменной доверенности (по договорам, заключенным до 1 мар­та 1996 года), полученной от участников совместной деятельности.

3.Ведение бухгалтерского учета совместной деятельности в соот­ветствии с Указаниями по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества. При про­ведении хозяйственных операций по договору совместной деятельности во всех первичных документах в разделе «Назначение платежа» необ­ходимо указывать реквизиты договора.

4. Для отражения в бухгалтерском учете расчетов по денежным и имущественным взносам участников договора простого товарищества, распределению полученной прибыли или убытка, других операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества, рекоменду­ется использовать счет 80 «Вклады товарищей».

Если предусмотренные договором простого товарищества положения не находят адекватного отражения в содержании хозяйственных опера­ций, приведенном в соответствующих первичных документах, то приори­тет отдается первичным документам.

Некоторые из наиболее распространенных ошибок при оформле­нии операций по договору простого товарищества:

1)неверное составление договора (отсутствие цели совместной дея­тельности, не совсем корректные формулировки, которые усложняют работу бухгалтера и т.д.);

2)использование договора совместной деятельности для уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость, прикрытия денежных зай­мов между юридическими лицами, обналичивания денежных средств и т.д.;

3)отсутствие факта объединения имущества и усилий;

4)нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и составления от­четности о результатах совместной деятельности;

6)неправильное документальное оформление договора простого товари­щества или полное его отсутствие;

7)ненадлежащее ведение учета (неправильная корреспонденция сче­тов, недостоверность аналитического учета, формальное проведение инвентаризации расчетов и т.д.);

8)отсутствие первичных документов или неполное их оформление.

 

Основная цель проверки внутрифирменных расчетов — установить правильность ведения внут­рифирменных расчетов.

В ходе аудита внутрифирменных расчетов должны быть решены следующие задачи:

—проверка правильности оформления первичных документов с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской либо кредиторской задолженности;

-подтверждение своевременности погашения и правильности отраже­ния на счетах бухгалтерского учета кредиторской либо дебиторс­кой задолженности.

В качестве нормативной базы для проверки данного раздела учета выступают следующие документы:

1. Гражданский кодекс РФ, ч. 1, 2, 3 и 4.

2. Налоговый кодекс РФ, ч. 1 и 2.

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. (в редакции изменений от 28.09.10.)

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Министерства финансов РФ № 34н от 29 июля 1998 г.) (в редакции изменений от 25.10.10.)

5. ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности», утв. Приказом Минфина РФ №105н от 24.11.03. (в редакции изменений 18.09.06.)

6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его при­менению (Приказ Министерства финансов РФ № 94н от 31 ок­тября 2000 г.) (в редакции изменений от 08.11.10.)

7. Указания об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом (Приказ Минфина РФ №97н от 28.11.01. (в редакции изменений от 25.10.10.)).

Источниками информации являются: Хозяйственные договоры; на­кладные; счета-фактуры; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга покупок; книга продаж; учетные регистры по счетам 79; Главная книга; бухгалтерская отчетность.

Для того, чтобы наметить направления проверки, области углублен­ного контроля, аудитору необходимо получить предварительное пред­ставление о состоянии внутрифирменных расчетов на предприятии. По­этому он должен установить наличие на предприятии необходимой нор­мативной базы, перечень применяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету внутрифирменных расчетов.

Для подтверждения первоначальной оценки систем внутреннего кон­троля и бухгалтерского учета внутрифирменных расчетов аудитор на основе полученной информации заполняет заранее разработанные тес­ты. Тесты позволяют установить насколько контроль расчетных опера­ций отвечает современным требованиям, а их учет — выполняет постав­ленные перед ним задачи. Если окажется, что вероятность пропуска ошибок велика, то аудитору потребуется включить в программу провер­ки и направить особые усилия на изучение тех вопросов и участков учета, которые не подвергались внутреннему контролю или которым не уделялось должного внимания со стороны бухгалтерии.

Проверяемое предприятие может иметь филиалы, представительства и другие обособленные подразделения выделенные на отдельный ба­ланс. Расчеты с филиалами, представительствами и прочими обособлен­ными подразделениями ведутся с использованием счета 79. Для обоб­щения информации о всех видах расчетов с филиалами и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдель­ные балансы или внутрибалансовые расчеты, используют счет 79 «Внут­рихозяйственные расчеты».

К этому счету могут быть открыты следующие субсчета:

—79-1 Расчеты по выделенному имуществу;

—79-2 Расчеты по текущим операциям;

—79-3 Расчеты по договору доверительного управления имуществом и др.

На субсчете 79-1 учитывается состояние расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразде­лениями, выделенными на отдельные балансы, по переданным им вне-оборотным и оборотным активам.

Переданное имущество списывается организацией с кредита соот­ветствующих счетов (01, 10 и др.) в дебет 79-1. Принятое имущество подразделения организации приходуют по дебету соответствующих сче­тов (01, 10 и др.) с кредита 79-1.

На субсчете 79-2 учитывается состояние всех прочих расчетов орга­низации с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями, выделенными на отдельные балансы — по взаимному отпуску материальных ценностей, реализации продукции, передаче расходов по общеуправленческой деятельности, выплате зара­ботной платы работникам подразделений и т.п.

Счет 79 является активным, поэтому отпущенные материальные цен­ности списывают у организации с кредита материальных счетов (10, 43 и др.) в дебет счета 79-2, а полученные от подразделений ценности приходуют по дебету материальных счетов с кредита счета 79-2. Ана­литический учет по счету 79 ведется по каждому филиалу, представи­тельству, отделению или другому обособленному подразделению органи­зации, выделенному на отдельный баланс.

Аудитор должен проверить правильность учетных записей (коррес­понденции счетов, определения остатков по счетам, организации и веде­ния аналитического учета по счету 79).

Если на предприятии заключен договор доверительного управления, то производится проверка правильности учета хозяйственных операций в рамках договора.

Целью аудита расчетов по доверительному управлению имуществом является установление правильности учета операций по получению, ис­пользованию и возврату имущества, поступившего в доверительное уп­равление, а также проверка учета и распределения полученного от до­верительного управления дохода.

Источниками проверки являются: Положение об учетной политике предприятия, договор доверительного управления, бухгалтерская отчет­ность, учетные регистры по счетам 79, 91, 26, Главная книга, первичные документы, подтверждающие получение имущества, распределение и пе­речисление дохода, возврат имущества и др. документы.

Приступая к проверке, аудитор должен учитывать специфику дан­ных хозяйственных операций, в частности то, что по договору довери­тельного управления имуществом одна сторона (учредитель) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а последняя обязуется осуще­ствлять управление этим имуществом в интересах учредителя управле­ния или указанного им лица.

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехо­да права собственности на него к доверительному управляющему. По­этому имущество, находящееся в доверительном управлении, продолжает учитываться на бухгалтерском балансе учредителя управления.

Имущество, переданное в доверительное управление, подлежит обо­соблению от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Оно отражается на отдель­ном балансе, выделенном из самостоятельного баланса учредителя уп­равления. Этот отдельный баланс, а также учет имущества и связанных с ним активов и пассивов ведет доверительный управляющий.

Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя. Какие-либо ограничения в отношении отдельных действий по доверитель­ному управлению имуществом устанавливаются законом или договором.

Доверительный управляющий представляет учредителю управления и выгодоприобретателю отчет о своей деятельности. Сроки и порядок такой отчетности устанавливаются договором доверительного управления иму­ществом. При этом необходимо иметь в виду, что отчет доверительного управляющего является основой для отражения имущества, переданного в доверительное управление, в отчетности учредителя управления. По­этому отчет должен включать отдельный баланс и иные формы, необ­ходимые учредителю управления для целей составления финансовой отчетности.

Учредитель управления учитывает операции по доверительному уп­равлению имуществом в общем порядке, то есть с помощью счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», к которому открывает­ся субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуще­ством».

Для формирования отдельного баланса по учету имущества, пере­данного в доверительное управление, и порождаемых этим иных акти­вов и пассивов доверительный управляющий должен применять счета, предусмотренные планом счетов для соответствующих операций. В час­тности, любые расчеты между балансом учредителя управления и от­дельным балансом проводятся через счет 79 «Внутрихозяйственные рас­четы», операции по отдельному банковскому счету, открытому для рас­четов по деятельности, связанной с доверительным управлением, учиты­ваются на счете 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета». За­писи по этим счетам, в том числе по формированию и учету затрат на производство и продажу продукции, расчет и учет финансовых резуль­татов производятся в общеустановленном порядке.

Аудитору необходимо проверить:

■ наличие договора доверительного управления имуществом;

■ отражение операций, связанных с исполнением договоров довери­тельного управления имуществом;

■ отдельный баланс, выделенный из самостоятельного баланса учре­дителя управления и доверительного управляющего;

■ отчеты о деятельности доверительного управляющего;

■ ведение синтетического и аналитического учета по счету 79;

■ отражение операций по счетам 79 «Внутрихозяйственные расчеты», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета».

Наиболее распространенными ошибками в организации учета рас­четов по доверительному управлению имуществом являются: — отсутствие договора доверительного управления имуществом;

—отсутствие документов, подтверждающих факт передачи доверитель­ному управляющему имущества;

—недостоверность аналитического учета переданного в доверительное управление имущества;

—неправильные корреспонденции счетов;

—формальное проведение инвентаризации расчетов;

- необоснованное признание доходов и расходов организации.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Аудит средств целевого финансирования, расчетов по совместной деятельности и по доверительному управлению | Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.