КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По виду трения скольжения
ОПОРЫ ВАЛОВ И ОСЕЙ
В качестве опор вращающихся валов и осей служат подшипники и подпятники. Подшипники воспринимают радиальные и осевые нагрузки и передают их на корпус машины. Подпятники воспринимают осевые вертикальные нагрузки. По виду трения подшипники делятся на подшипники скольжения и подшипники качения. Подшипники скольжения. Подшипник скольжения (рис.5.24) состоит из опорного участка вала (цапфы) 1 и подшипника 2, в котором скользит цапфа. Области применения подшипников скольжения: высокая вибрационная и ударная нагрузки; низкие и особо высокие частоты вращения; работа в агрессивных условиях при недостаточном смазывании или без смазывания, бесшумность в работе и т.п. Недостатки: сравнительно низкий К.П.Д. при нежидкостном трении; большие размеры в осевом направлении. Подшипники различают: - подшипники сухого трения, работающие на твердых смазочных материалах или без смазочного материала; - подшипники граничного (полужидкостного) трения; - подшипники жидкостного трения; - подшипники с газовой смазкой. по виду воспринимаемой нагрузки: - радиальные подшипники, воспринимающие радиальную нагрузку (рис. 5.24, а, б); - упорные подшипники, воспринимающие осевую нагрузку (рис. 5.24, г); - радиально-упорные подшипники, воспринимающие радиальные и осевые нагрузки (рис.5.24, в).
Рис.5.24. Схемы подшипников скольжения Конструктивно подшипники скольжения могут быть выполнены в разъемном (рис.5.25) и в неразъемном (рис.5.26) корпусах. Рис. 5.25. Разъемный подшипник скольжения: 1 – корпус; 2 – крышка; 3 – вкладыш; 4 – крепежные болты с гайками; 5 – масленка Рис. 5.26. Неразъемный подшипник скольжения
Подшипники скольжения рассчитывают на износ. При этом находится давление на поверхности соприкосновения цапфы и вкладыша (рис.5.27) , (5.39) где - диаметр цапфы; - длина цапфы; - допускаемое давление; - нагрузка на цапфу.
Рис. 5.27. Расчетная схема подшипника скольжения
Допускаемое давление [ p ] зависит от материала вкладыша. На несущую способность и износ подшипника также влияет относительная длина подшипника , которую принимают в диапазоне j = 0,5¸3. В качестве материала для изготовления втулок и вкладышей подшипников применяют антифрикционные чугуны, цветные металлы (бронзы, баббиты, алюминиевые сплавы), неметаллические материалы (текстолит, капрон, нейлон и др.). Подшипники качения. Подшипники качения – это наиболее распространенный вид опор вращающихся деталей механизмов и машин. Они состоят (рис. 5.28) из наружного 1 и внутреннего 2 кольца, тел качения 3 и сепараторов 4. При работе тела качения перемещаются по беговым дорожкам А, выполненным на кольцах. Перед подшипниками скольжения подшипники качения имеют ряд преимуществ: малые осевые габариты, низкая стоимость, хорошая взаимозаменяемость. Недостатки: большие радиальные габариты и сложный монтаж, низкая долговечность при высоких скоростях и др. Рис. 5.28. Подшипники качения
Подшипники качения классифицируют по следующим признакам: 1. по форме тел качения подшипники подразделяют на шариковые (рис.5.29) и роликовые (рис.5.30). Рис. 5.29. Основные типы шарикоподшипников Рис. 5.30. Основные типы роликоподшипников 2. по направлению, относительно оси вала, воспринимаемых сил подшипники делятся на: радиальные (рис. 5.29,а,б,в,г; рис.5.30,а,б,в,г,д), воспринимающие радиальные и осевые нагрузки; упорно-радиальные (рис. 5.29,д; рис. 5.30,ж), воспринимающие осевую нагрузку при одновременном действии незначительной радиальной нагрузки; упорные (рис.5.29, е; рис.5.30, е), воспринимающие только осевую нагрузку; 3. по способности самоустанавливаться подшипники могут быть несамоустанавливающимися и самоустанавливающимися (рис.5.29,б и рис.5.30,б). Кроме того подшипники одного и того же диаметра подразделяются по габаритным размерам (наружный диаметр и ширина) на серии. Кольца и тела качения подшипников в основном изготавливают из хромистых сталей ШХ15 и ШХ15СГ, а также из легированных сталей 18ХГТ, 20Х2Н4А. Сепараторы изготавливают штамповкой из мягкой углеродистой стали. Выбор типа и размеров подшипника определяется характером нагрузки, ее величиной, долговечностью работы, угловой скоростью вращения вала, геометрическими размерами цапф и шеек вала и т.д. Подбор подшипника проводят в следующей последовательности: 1. предварительно назначают тип подшипника; 2. определяют эквивалентную динамическую нагрузку , (5.40) где - радиальная нагрузка; - осевая нагрузка; X,Y - коэффициенты приведения соответственно радиальной и осевой сил; V - коэффициент вращения (V =1 при вращении внутреннего кольца, V = 1,2 при вращении наружного кольца); - коэффициент безопасности, учитывающий влияние характера внешних нагрузок; - температурный коэффициент. 3. Определяют требуемую динамическую грузоподъемность подшипника , (5.41) где - угловая скорость вала; - требуемый ресурс. Для шариковых подшипников q=3, для роликовых – q=10/3. 4. Определяют пригодность намеченного типоразмера подшипника из условия , (5.42) где С - динамическая грузоподъемность подшипника по каталогу. На работоспособность машины влияет способ установки подшипника. Наибольшее распространение получили два способа установки подшипников в корпусе. По первому способу осевое фиксирование вала выполняют в одной опоре (рис.5.31, а, б), а вторую опору делают плавающей. Фиксирующая опора ограничивает осевое перемещение вала и воспринимает радиальную и осевую силу, а плавающая опора воспринимает только радиальную нагрузку. Недостаток такого способа – малая жесткость валов в осевом, радиальном и угловом направлениях. Для повышения жесткости в фиксированной опоре устанавливают два подшипника. По второму способу фиксируют вал в двух опорах (рис.5.31, в,г). При такой опоре осевая нагрузка воспринимается крышками. Рис.5.31. Способы установки подшипников
Такой способ наиболее часто встречается при установке валов конических и червячных передач с использованием радиально-упорных подшипников, а также при установке коротких жестких валов. Большое внимание уделяется фиксированию внутренних и наружных колец подшипников. На рис.5.32 и рис.58.33 показаны некоторые конструктивные способы фиксирования колец на валах и в корпусах.
Рис. 5.32. Способы крепления внутренних колец подшипников: а – посадка с натягом; б – кольцом, посаженным с натягом, и штифтом; в – пружинным стопорным кольцом; г – гайкой и стопорной шайбой; д – торцевой шайбой и корончатой гайкой со шплинтом; е – плоской торцовой шайбой и винтом
Рис. 5.33. Способы крепления наружных колец в корпусах: а – пружинным стопорным кольцом; б, г – крышкой; в – фасонной шайбой
Выбор посадки подшипника зависит от условий его работы. Если вращается вал, то его соединяют с внутренним кольцом подшипника по посадке с натягом. При этом наружное кольцо подшипника устанавливают в корпусе по посадке с зазором. На долговечность подшипника существенно влияет смазка, так как она защищает их от коррозии и способствует охлаждению. При этом используются консистентные и жидкие смазки. Для защиты подшипников от попадания пыли и вытекания смазки используются различные уплотнения.
Контрольные вопросы.
1. Особенности подшипников скольжения. 2. Назовите основные типы подшипников качения. 3. Как проводится подбор подшипников качения? 4. Способы установки подшипников.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |