Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И взаимоотношений в нем




Психологическая характеристика педагогического коллектива

Качество учебного и воспитательного процесса определяется социально-психологическими особенностями педагогического коллектива и характером межличностных отношений между педагогами. Доминирующая психологическая атмосфера в педагогическом коллективе самым непосредственным образом отражается на взаимоотношениях в классе.

Педагогический коллектив формируют все педагоги учебного учреждения. В соответствии с социально-психологическими признаками коллектива, ему свойственны нацеленность на решение социально значимых задач, высокий уровень развития межличностных отношений, опосредованных совместной деятельностью.

Совместная деятельность педагогов в коллективе, как любая совместная деятельность, имеет следующие признаки:

*наличие единой цели для всех включенных в деятельность участников (для педагогического коллектива такой целью является обучение и воспитание детей);

*побуждение работать вместе, т. е. помимо индивидуальных мотивов, должна формироваться общая мотивация (чтобы педагогический коллектив положительно влиял на результаты педагогической деятельности, должно быть ценностное и мотивационное единство);

*разделение деятельности на функционально-связанные составляющие, т. е. распределение функций между членами группы (функциональное разделение между педагогами определяется как должностными инструкциями, так и психологическими характеристиками каждого учителя, когда кто-то с удовольствием выполняет роль организатора, кто-то — коммуникатора и т. д.);

*интеграция индивидуальных деятельностей, взаимосвязь и взаимозависимость отдельных участников деятельности (хороший педагогический коллектив представляет собой команду профессионалов, в которой субъекты взаимодополняют друг друга);

*согласование и координация функционального распределенных и интегрированных индивидуальных деятельностей и наличие управления (слаженная работа невозможна без эффективного управления и координации. Это – основная задача руководства учебного заведения);

*единый конечный результат и единое пространственно-временное функционирование участников совместной деятельности.

Педагогический коллектив реализует две основные функции: учебно-воспитательную и социально-гуманитарную. Учебно-воспитательная функция определяет деловые отношения между педагогами, а социально-гуманитарнаяличные, «неформальные» отношения, в основе которых лежат потребности, интересы и индивидуальные особенности каждого педагога.

Основная задача педагогического коллектива – успешно реализовывать учебно-воспитательную функцию. Ее решение зависит от следующих подструктур:

** направленность группы, определяющая уровень сплоченности педагогического коллектива. Она определяется отношением каждого педагога к профессиональной деятельности. Важно, чтобы в основе деятельности педагогов лежала любовь к детям, интерес к общению и познанию их индивидуальных особенностей, желание быть полезным в их развитии и становлении;

** организованность, выражающаяся в способности педколлектива к самоуправлению, сплоченности, удовлетворенности педагогов уровнем организации деятельностью и др.;

** подготовленность к совместной деятельности, предполагающая не только реализацию каждым педагогом своих задач, но и умение успешно взаимодействовать с коллегами на основе принципов сотрудничества.

Реализация социально-гуманитарной функции предполагает удовлетворение педагогом потребностей различного уровня: материальных, социальных, духовных. И эффективность профессиональной деятельности, и внутренняя удовлетворенность трудом зависит от того, насколько педагог сможет реализовать свои притязания и в материальном вознаграждении, и в признании окружающих, и в общении, и в отдыхе, и в самореализации.

Каждый педагогический коллектив имеет свою специфику, которая может быть рассмотрена посредством анализа его организационной культуры.

Организационная культура набор наиболее значимых нравственных принципов и предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях.

Организационную культуру, по мнению зарубежных авторов Ф. Харриса и Р. Морана определяют следующие характеристики:

1. Ценности. От того, какие ценности доминируют среди педагогов и каков уровень их ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ), зависит эффективность всего педагогического коллектива.

Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) высокий уровень совпадение ценностных ориентаций членов коллектива, определяющий идейное единство, сплоченность, осмысленность и эффективность совместной деятельности.

ЦОЕ определяет идейную основу любого коллектива. Доминирующие ценностные ориентации членов коллектива самым непосредственным образом связаны со стратегическими целями и задачами учебного заведения. В последнее время в некоторых наиболее развитых организациях формулируются «миссия учреждения» и своеобразная конституция, в которых отражаются основные ценностные ориентиры и цели, а также определяются одобряемые нормы поведения и деятельности.

Таким образом, доминирующие ценности педагогов во многом определяют организационную культуру учебного учреждения.

2. Нормы, включающие правила, законы, инструкции. Двумя крайними вариантами являются, с одной стороны, отсутствие установленных норм, а с другой стороны, осознанное их принятие и осуществление поведения, адекватного им.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.