Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педколлектива




На эффективность деятельности педагогов и всего педагогического коллектива оказывает влияние характер и качество психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение содействие повышению эффективности деятельности педагогов и всего педколлектива, основанное на сборе информации об их психологических характеристиках и проведении развивающее-стимулирующих мероприятий.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогической деятельности могут обеспечивать как руководители учебного учреждения, так и психологи.

Сопровождение индивидуальной деятельности педагогов предполагает понимание того, что характеризует педагогов-профессионалов. Считается, что «авторитетных педагогов» отличают от других такие качества, как положительная, внутренняя, личностная, эмоционально окрашенная мотивированная позиция по отношению к детям, их деятельности результатам; направленность интересов на личность ребенка в сочетании со стремлением быть им полезным; высокая компетентность и профессионализм, обеспечивающие возможность оказания своевременной помощи детям в самых различных ситуациях. Даже при разном темпераменте таких педагогов отличают внутреннее и внешнее спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе, сбалансированность индивидуальных личностных качеств, уважительное отношение к детям, понимание их неповторимости, своеобразия, признание и уважение чувства их собственного достоинства, независимо от показателей деятельности, поведения и личностных проявлений.

Препятствует успеху в деятельности и удовлетворенности от профессии недостаток или отсутствие любви и уважения к детям, интереса к ним; непонимание их психологии, возрастных и индивидуальных особенностей; неуспешность, низкая эффективность, повышенная трудность педагогического труда; психоэмоциональные перегрузки, испытываемые на работе.

Первая задача, возникающая при психолого-педагогическом сопровождении педагогов, связана с пониманием особенностей их личности. Например, можно исходить из понимания того, какие базовые социальные установки доминируют у педагогов. А. Б. Орлов выделил ряд таких установок, которые им названы «центрациями»: «Я-центрация» (сосредоточенность педагога на себе, своих переживания, мыслях по поводу того, как он выглядит в глазах воспитанников); центрация на администрации (решающее значение имеют мнение, оценки руководства (директора, завуча); центрация на мнениях коллег; центрация на родителях; центрация на методике (акцент на содержании и способах педагогической деятельности); центрация на воспитаннике (гуманистическая центрация); центрация на коллективе.

Также для качественного психолого-педагогического сопровождения можно использовать выявленные типологии учителей. Российский автор Р. В. Овчарова указывает на существование четырех групп учителей, имеющих разные психологические портреты: ценностный тип (их доля составляет около 70% от общего числа исследованных педагогов), гедонистический (15%), реалистический (3%), и творческий (12%).

Автор приводит следующие характеристики этих групп и указывает на те возможности, которые могут быть реализованы при их психолого-педагогическом сопровождении.

Педагоги-гедонисты являются исполнителями, распространителями знаний. Для них характерны такие симптокомлпексы, как развитость общего интеллекта, принятие ответственности на себя, эмоциональное отчуждение и агрессия, интеллектуальная инертность. Совершенствование их индивидуального стиля деятельности может осуществляться за счет развития вербального интеллекта, технологических способностей, социальной рефлексии и эмоционального сотрудничества.

Педагоги-реалисты характеризуются общей активностью, развитым вербальным интеллектом, часто испытывают отчуждение и эмоциональный дискомфорт. Повышение уровня притязаний, уверенности в себе, развитие эмпатии и социальной рефлексии поможет им стабилизировать структуру личности.

Педагоги творческого склада более гармоничны и меньше других типов нуждаются в перестройке. Они гибки, активны в профессиональной деятельности, требовательны к себе, имеют высокие интеллектуальные притязания, склонны к эмоциональному сотрудничеству. Есть возможности роста в преодолении тревожности, депрессивности др.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогического коллектива предполагает учет его социально-психологических характеристик и особенностей межличностных отношений. Важно также учитывать и то, на каком этапе развития находится конкретный педколлектив.

Условно выделяют период становления, период функционирования (когда на основе стабильных параметров организован воспитательно-образовательный процесс) и период развития (когда прежнее содержание образования и воспитания и технологии вошли в противоречие с новыми условиями, задачами и потребностями) педагогического коллектива.

В период становления педагогического коллектива основные задачи связаны с определением ценностных основ, с построением модели будущего коллектива, образа учебного заведения, который положительно и с энтузиазмом воспринимается большинством педагогов. Особое внимание уделяется пониманию того, какими ценностями и профессионально-важными качествами должны обладать педагоги. С учетом этого понимания организуется подбор и распределение кадров с учетом возраста, жизненного опыта, компетентности, личностных особенностей каждого человека.

На этапе функционирования педагогического коллектива психолого-педагогическое сопровождение характеризуется большой дифференциацией и индивидуализацией. Должны быть определены различные группы и отдельные педагоги, требующие особого внимания. Р. В. Овчарова пишет: «К этому времени члены коллектива узнают свои и чужие возможности, способности, уровень профессиональной компетентности и человеческие качества. Возникают симпатии и антипатии. Вокруг лидеров формируются группы приверженцев. Появляется оппозиция. Возникают межличностные и межгрупповые конфликты. В коллективе выявляется группа творческих педагогов и аутсайдеров. Кроме того, происходят специфические процессы, связанные с профессиональной деятельностью. Обнаруживаются несовершенство целей, содержания, технологий, отношений, форм, методов и т. п. в самом педагогическом процессе. Появляются новаторы, консерваторы, радикалы, оптимисты, пессимисты, реформаторы, гуманисты, прагматики и т. д. Именно этот этап может привести к стагнации, обострению социально-психологических и производственных конфликтов либо выводит коллектив в режим развития…». В зависимости от происходящих процессов в конкретном коллективе и определяется программа действий по оптимизации функционирования педагогического коллектива.

На этапе развития задачи также могут быть различными. При обострении противоречий важно, чтобы в центре рассмотрения находились предмет проблемы, и все стороны были ориентированы на поиск оптимального решений. Важно также уделять внимание педагогическому экспериментированию, нацеленному на поиск новых, более эффективных способов профессиональной деятельности, улучшению межличностных отношений, повышению удовлетворенности трудом каждым педагогов.

Об успешности психолого-педагогического сопровождения можно судить как по объективным результатам профессиональной деятельности, так и по характеру межличностных отношений, по степени удовлетворенности педагогов работой в своем учреждении, по уровню авторитета руководства и другим проявлениям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.