КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научные предпосылки становления и развития психологической службы
Объектом психологической службы является личность, которая в настоящее время насчитывает многие десятки определений. Достаточно четко отражен исторический аспект исследования этого понятия у Дубровиной И.В. /14, с. 23-31/. Капитальное исследование проблемы личности проведено Смирновым М.И. (1994).При этом следует учесть различные толкования проблемы личностного развития ведущими представителями различных школ психологии. В нашем курсе, мы коснемся этой проблемы только с позиции профессиональной деятельности практического психолога, которая должна быть исключительно гибкой. · с одной стороны, он должен способствовать выполнению социального заказа по теории социализации личности; · с другой - учитывать ее индивидуальность. Согласно теории Слободчикова В.И. (1995) в течение всей жизни человек вполне закономерно несколько раз качественно меняет свою позицию по отношению к окружающей среде (индивид - субъект - личность - индивидуальность — универсум). Соответственно меняются его ведущие потребности и ведущий тип деятельности, Э. Эриксон, выделяет восемь закономерных периодов его жизни, а В. Вульф - пять. Таким образом, формирование личности - это процесс взаимодействия индивида с окружающей средой, а личность - это результат такого процесса. Но поскольку одинаковые факторы среды разными индивидами воспринимаются по-разному, то отсюда и формируются личности - индивидуальности, имеющие порой резко противоположные качества (личности - антиподы). Поэтому психолог должен тонко анализировать ход рассматриваемого процесса и умело регулировать его, что рассматривается в содержании курса дифференциальной психологии. Развитие личности предполагает процесс оптимального взаимодействия индивида с окружающей средой. Значит, для того, чтобы помочь индивиду оптимально самореализовать себя, психологу следует четко разбираться в структуре личности. В ней выделяются три ведущих компонента: а) интроструктура, т.е. ее генетический потенциал; б) метаструктура, т.е. ее гармоническое состояние в социальной сфере; в) интерструктура, т.е. именно те взаимообусловленные психические Таким образом, понятия «формирование» и «развитие» объединяет общую направленность на реализацию индивидом природных задатков. Разделяет же их степень сложности и рациональности. Получается, что «формирование» - процесс более общий, а «развитие» является его наиболее оптимальным компонентом. Понятие «гармонически развитой личности» зачастую отожествляют свсесторонне развитой. Всесторонность личностного развития - это максимальное развитие ее всех потенциальных качеств, что не всегда целесообразно. Гармоничность развития личности - это взаимообусловленное развитие ее потенциальных качеств, что наиболее желательно. Процесс формирования гармонически развитой личности очень труден для реализации еще потому, что долгое время считалось, что личностное развитие в основном характерно лишь для юного возраста. На самом же деле личность формируется всю жизнь и часто меняет свою позицию. Таким образом, если индивид рождается только один раз в жизни, то рождении личности может происходить несколько раз. Иногда такое рождение может быть вызвано существенными изменениями социальной среды (война, революция и др.), иногда же происходит закономерно согласно системе развития. В работе В. Вульфа «Холодинамика вашей жизни» (М., 1994) выделяется пять закономерных рождений личности в течении одной жизни. Развитие же между этими рождениями имеет свои особенности, что важно знать психологу. Согласно теории холодинамики (система последовательного личностного развития) выделяются следующие этапы рождения личности и своеобразие развития между этапами: 1. Клеточный, происходящий при зачатии. Успешность его зависит от эмоционального состояния родителей (будущий ребенок должен 2. Физический, т.е. появление на свет индивида. Большую роль в успешности его дальнейшего развития (физического и эмоционально 3. Личностный, т.е. проявление собственной позиции ребенка (кризис 4. Социальный, т.е. нахождение гармонии (равновесия) в социальной 5. Вселенский, т.к. оптимальная реализация потенциальных задатков, Постепенный переход от одного этапа к другому во многом зависит от профессиональной компетенции психолога. Для оптимального овладения процессом управления правильным психическим развитием личности психологу важно соблюдать поэтапность этого процесса, т.е. овладеть определенным алгоритмом профессиональной деятельности: 1. Выявление интроструктуры личности. 2. Соотнесение особенностей интроструктуры личности с окружающими условиями. 3. Определение условий для оптимального личностного развития. 4. Создание условий для оптимального личностного развития. 5. Стимулирование развития. 6. Коррекция развития. Отсюда можно более конкретно определить главную задачу психологической службы - это требование жизни. И, конечно, существенным фактором, стимулирующим введение психологической службы, является учет региональной психологии. Как показала практика, механический перенос психологической модели из одной страны в Другую дает положительный результат только при условии ее научной модификации. Таким образом, основными предпосылками организации психологической службы являются необходимость более высокого научного уровня и решению проблемы управления правильным психическим развитием личности, создания оптимальных учебных и рабочих групп и удовлетворение запросов общества в психологизации его деятельности. Психологическая служба Лекция 2
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |