КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление и развитие психологической службы за рубежом
В различных формах психологическая служба или ее прообразы существовали во многих странах еще с донаучного периода развития психологии. Однако государственный статус и четкую структуру можно отметить только в наиболее цивилизованных странах. В первую очередь остановимся на службе в США, где она наиболее четко разработана и признана в государственном масштабе как средство оптимизации управленческой деятельности еще в начале XIX века. Этому способствовали особенности исторического развития этого региона. В XIX веке территория США стала заселяться людьми, несущими цивилизацию - науку, культуру, новые идеи и т.п. Но, так как это были люди разных ценностных ориентации, такое общество, состоящее из разных людей, могло успешно развиваться лишь при условии духовного единения. Это был своеобразный «плавильный котел», из которого выходили обновленные личности, вдохновленные едиными общими целями и направленностью. Именно этими задачами занималась психологическая служба. Особенно нуждалось в работе с психологами юное поколение. Если в Европе в течение нескольких десятилетий взрослое население увеличилось в 2 раза, то в США за этот срок - в 14 раз, а число юных американцев с 750 тысяч увеличилось до 4 миллионов. В 1909 г. в Бостоне было создано Бюро по профориентации молодежи (Парсон), сотрудники которого провели большую работу по определению профнаправленности школьников, что предотвратило неизбежность неразберихи и проб и ошибок в выборе их сферы будущей профессиональной деятельности. Недостатком этой системы был то, что тестирование проводилось в стандартных для всех условиях, что несколько снижало достоверность получаемых результатов. К тому же не учитывалась динамика профессиограмм. Самое главное достижение парсоновского подхода к диагностике детей стала очевидна необходимость выявления путей оптимизации процесса обучения многих поколений и его приоритетности в личностном развитии. Так, к 1914 г. уже 65% детей соответствующего возраста имели среднее образование. В 1919 г. была создана Ассоциация «прогрессивистов», которые были склонны строить систему выхода страны из кризиса через образование, а, в конечном счете, - через развитие интеллекта. Деятельность практических психологов была сосредоточена на диагностике и развитии IQ (коэффициента умственной одаренности). Именно в этом и был основной устав государственного прогресса США в отличие от России этого периода, где вся система способствовала наоборот, подавлению интеллекта. На дальнейшее развитие психологической службы в целом сыграла система «Гайденс», которая определила объектами своей деятельности личность и группы школьного возраста. При этом процесс формирования личности рассматривался в динамике и активном взаимодействии с социальной сферой. Научность подхода в организации психологической службы в США выражался именно не просто с введением вакансии практического психолога, а в создании ее четкой структуры. Структура службы «Гайденс»
К 1960 г. авторитет психологической службы в США был настолько высок, что была создана профессиональная организация, а в 1980г. - национальная, в настоящее время успешно внедряется она так же во всех направлениях социальной сферы. Довольно своеобразно проходило становление и развитие психологической службы во Франции, основоположником которой по праву считается А. Бине. Еще в конце XIX века он завершил и опубликовал исследования по психологическим проблемам начальной школы, а в 1905 г., по заданию MHO Франции, составил совместно с Симоном тест, позволяющий выявлять детей с различной степенью задержкой умственного развития. На основе этого теста стали создавать спецклассы для таких детей. 1909 г. официальное утверждение профессиональной психологической службы. Если в США работа психолога в основном была сосредоточена на диагностировании, то во Франции под руководством А.Валлона стала разрабатываться система коррекционной работы. В 1951 г. французская система школьной психологической службы по линии ЮНЕСКО была рекомендована для внедрения в других странах. Это дало позитивный толчок для развития аналогичной службы в Англии, Германии и других европейских странах, особенно в создании психометрических технологий. После некоторого спада в 60-х годах наблюдается большое оживление этой службы, особенно после 1985 г., когда была создана Национальная организация психологов. Увлеченность тестированием, помогли выявить и перегибы в их применении. Например, в Англии ведущие психологи Э. Стоус, Э. Хейсирман и др. научно доказали, что для достоверности тестов необходимо соблюдать целую систему условий. В Германии психологическая служба развивалась на основе антропософского направления, разработанного Р. Штайнером. Развитие антропологического принципа в психологии подразумевает индивида как объекта изучения в центре всех исследовательских задач. Только исходя из этого возможно разработать систему представлений об окружающем мире, движении общества вперед и развитии человеческого сознания. Исходя из этого положения, психологическая служба именно в Германии получила стимул для проникновения во все сферы человеческой деятельности. В частности, представители гештальтпсихологии (Келлер, Коффка) считают, что хотя человек и является объектом изучения многих наук, но без психологии эти знания будут носить фрагментарный характер. Целостное же личностное образование как результат комплекса знаний будет способствовать наиболее оптимальной организации целесообразной деятельности человека, при которых могут быть максимально реализованы все потенциальные возможности его умственного, психического и физического развития. Во многих странах Восточной Европы, политическая карта которой в последние десятилетия значительно изменились, психологическая служба направлена на развитие интеллекта юного поколения через регулирование обучающих и воспитывающих программ в соответствии с природными потенциалами личности. В передовых странах Востока (Япония, Ю.Корея, Китай и др.) развитие психологической службы связано с идеей гармонизации личности с природными стихиями, нашедшей отражение еще в философских течениях. Диагностика личностного развития с раннего детства позволяет не только оптимизировать программы обучения и воспитания для юных поколений, но и найти рациональные пути самореализации взрослой личности в социальной сфере. Отсюда и высокие результаты личностно-профессионального развития, выражающиеся в постоянном улучшении психического и физического здоровья людей и их высоком профессионализме.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |