Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление и развитие психологической службы за рубежом




В различных формах психологическая служба или ее прообразы суще­ствовали во многих странах еще с донаучного периода развития психоло­гии.

Однако государственный статус и четкую структуру можно отметить только в наиболее цивилизованных странах.

В первую очередь остановимся на службе в США, где она наиболее четко разработана и признана в государственном масштабе как средство оптимизации управленческой деятельности еще в на­чале XIX века.

Этому способствовали особенности исторического развития этого ре­гиона.

В XIX веке территория США стала заселяться людьми, не­сущими цивилизацию - науку, культуру, новые идеи и т.п. Но, так как это были лю­ди разных ценностных ориентации, такое общество, состоящее из разных людей, могло успешно развиваться лишь при условии духовного единения. Это был своеобразный «плавильный котел», из которого выходили обнов­ленные личности, вдохновленные едиными общими целями и направленно­стью. Именно этими задачами занималась психологическая служба. Особенно нуждалось в работе с психологами юное поколение. Если в Европе в течение нескольких десятилетий взрослое население увеличилось в 2 раза, то в США за этот срок - в 14 раз, а число юных американцев с 750 тысяч увеличи­лось до 4 миллионов.

В 1909 г. в Бостоне было создано Бюро по профориентации молодежи (Парсон), сотрудники которого провели большую работу по определению профнаправленности школьников, что предотвратило неизбежность неразбе­рихи и проб и ошибок в выборе их сферы будущей профессиональной дея­тельности. Недостатком этой системы был то, что тестирование проводилось в стандартных для всех условиях, что несколько снижало достоверность по­лучаемых результатов. К тому же не учитывалась динамика профессиограмм. Самое главное достижение парсоновского подхода к диагностике детей стала очевидна необходимость выявления путей оптимизации процесса обу­чения многих поколений и его приоритетности в личностном развитии.

Так, к 1914 г. уже 65% детей соответствующего возраста имели среднее образование.

В 1919 г. была создана Ассоциация «прогрессивистов», которые были склонны строить систему выхода страны из кризиса через образование, а, в конечном счете, - через развитие интеллекта. Деятельность практических психологов была сосредоточена на диагностике и развитии IQ (коэффициен­та умственной одаренности).

Именно в этом и был основной устав государственного прогресса США в отличие от России этого периода, где вся система способствовала наобо­рот, подавлению интеллекта.

На дальнейшее развитие психологической службы в целом сыграла сис­тема «Гайденс», которая определила объектами своей деятельности личность и группы школьного возраста. При этом процесс формирования личности рассматривался в динамике и активном взаимодействии с социальной сфе­рой.

Научность подхода в организации психологической службы в США вы­ражался именно не просто с введением вакансии практического психолога, а в создании ее четкой структуры.

Структура службы «Гайденс»

Уровни Специалисты Направление деятельности Функции
  Каунслер Научные исследования Планирование общего исследования. Интерпретация результатов, анализ, консультирование
  Аналитики, практики (врач, атташе юстиции, педагоги, психологи) Образовательная, профориентационная, юридическая, социальная Выявление проблемы. Планирование конкретного направления исследования, качественный анализ, консультирование, спецпомощь.
  Социальные работники, ассистенты, лаборанты Все направления по специализации обучения и воспитания Сбор материала, количественный анализ, практикумы, тренинги, развивающие игры и другое

 

К 1960 г. авторитет психологической службы в США был настолько высок, что была создана профессиональная организация, а в 1980г. - нацио­нальная, в настоящее время успешно внедряется она так же во всех направлениях социальной сферы.

Довольно своеобразно проходило становление и развитие психологиче­ской службы во Франции, основоположником которой по праву считается А. Бине. Еще в конце XIX века он завершил и опубликовал исследования по психологическим проблемам начальной школы, а в 1905 г., по заданию MHO Франции, составил совместно с Симоном тест, позволяющий выявлять детей с различной степенью задержкой умственного развития. На основе этого тес­та стали создавать спецклассы для таких детей.

1909 г. официальное утверждение профессиональной психологической службы. Если в США работа психолога в основном была сосредоточена на диагностировании, то во Франции под руководством А.Валлона стала разра­батываться система коррекционной работы.

В 1951 г. французская система школьной психологической службы по линии ЮНЕСКО была рекомендована для внедрения в других странах.

Это дало позитивный толчок для развития аналогичной службы в Англии, Гер­мании и других европейских странах, особенно в создании психометриче­ских технологий.

После некоторого спада в 60-х годах наблюдается большое оживление этой службы, особенно после 1985 г., когда была создана Национальная ор­ганизация психологов.

Увлеченность тестированием, помогли выявить и перегибы в их примене­нии. Например, в Англии ведущие психологи Э. Стоус, Э. Хейсирман и др. на­учно доказали, что для достоверности тестов необходимо соблюдать целую систему условий.

В Германии психологическая служба развивалась на основе антропософ­ского направления, разработанного Р. Штайнером. Развитие антропологического принципа в психологии подразумевает индивида как объекта изучения в центре всех исследовательских задач. Только исходя из этого возможно разработать систему представлений об ок­ружающем мире, движении общества вперед и развитии человеческого соз­нания. Исходя из этого положения, психологическая служба именно в Герма­нии получила стимул для проникновения во все сферы человеческой дея­тельности.

В частности, представители гештальтпсихологии (Келлер, Коффка) считают, что хотя человек и является объектом изучения многих наук, но без психологии эти знания будут носить фрагментарный характер. Цело­стное же личностное образование как результат комплекса знаний будет спо­собствовать наиболее оптимальной организации целесообразной деятельно­сти человека, при которых могут быть максимально реализованы все потен­циальные возможности его умственного, психического и физического разви­тия.

Во многих странах Восточной Европы, политическая карта которой в последние десятилетия значительно изменились, психологиче­ская служба направлена на развитие интеллекта юного поколения через ре­гулирование обучающих и воспитывающих программ в соответствии с при­родными потенциалами личности.

В передовых странах Востока (Япония, Ю.Корея, Китай и др.) развитие психологической службы связано с идеей гармонизации личности с природ­ными стихиями, нашедшей отражение еще в философских течениях. Диагно­стика личностного развития с раннего детства позволяет не только оптими­зировать программы обучения и воспитания для юных поколений, но и най­ти рациональные пути самореализации взрослой личности в социальной сфере. Отсюда и высокие результаты личностно-профессионального разви­тия, выражающиеся в постоянном улучшении психического и физического здоровья людей и их высоком профессионализме.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.