![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хаос в простых моделях динамических систем
«Период три означает хаос» и теорема Шарковского. Как мы упоминали, в 1975 г. Американские математики Ли и Йорке опубликовали ставшую широко известной работу «Period three implies chaos». Оказывается, что если у одномерного отображения Пусть а, b, с — три элемента цикла: b = f (а), с = f(b), а = /(с), и а — минимальный из них. (Заметим, что никакие два элемента не могут совпадать, так как в этом случае цикл выродился бы в неподвижную точку.) Возможны два случая: b < с и b > с, из которых обсудим только первый (второй анализируется аналогично). Рассмотрим специальный пример — кусочно-линейное отображение, показанное на рис. 2.5. Правило, определяющее его динамику в обратном времени, можно сформулировать так: (а) если (б) если или Будем строить траекторию в обратном времени по этим правилам. Заметим, что если на некотором шаге возникла ситуация (а), то на следующем шаге обязательно реализуется ситуация (б). Каждый раз, встретившись с ситуацией (б), будем делать выбор с помощью случайных испытаний, скажем, бросанием монеты: орел — (б1), решка — (б2). Получится хаотическая траектория. Ясно, что ее можно наблюдать и при динамике в прямом времени при задании некоторого вполне определенного начального условия. А теперь заметим, что на самом деле конкретный вид отображения (2.9) непринципиален, важно лишь то, что точки интервала Наряду с континуумом хаотических траекторий непрерывное одномерное отображение, у которого есть цикл периода три, имеет также циклы всевозможных периодов. Это частный случай теоремы Шарковского (Шарковский, 1964), содержание которой состоит в следующем: Если непрерывное отображение одномерного интервала в себя имеет цикл периода т, то оно имеет также и циклы со всевозможными периодами m ', предшествующими числу т в перечне всех целых чисел, выписанных в так называемом порядке Шарковского: 2.2. Двумерные отображения, сохраняющие площадь Отображение пекаря. Давайте попытаемся построить отображение, отправляясь от рассмотрения динамики типа сдвига Бернулли на множестве последовательностей бесконечных в обе стороны. Запишем такую последовательность в виде где каждое si- есть либо 0, либо 1. Обратите внимание на особый разделительный символ — точку с запятой, который встречается в одном-единственном месте; его присутствие позволяет соотносить положение символов с некоторым «началом отсчета». Введем двединамические переменные — действительные числа ж и у, принадлежащие единичному интервалу, определив их через символы Si следующим образом: Пусть трансформация последовательности (2.10) за один временной шаг состоит в том, что все символы сдвигаются на одну позицию вправо, так что результатом окажется Тогда новые значения x и y будут Их можно выразить через старые значения ж и у следующим образом: где фигурные скобки обозначают дробную часть числа, а квадратные — целую часть. Другая форма записи тех же соотношений: По самому своему построению наша система может демонстрировать хаотическую динамику: чтобы получить хаос нужно взять в качестве последовательности (2.10) случайный набор символов. Система имеет также бесконечное множество периодических орбит (циклов) — им отвечают периодические последовательности. В отличие от примеров, приведенных в предыдущем разделе, мы пришли к двумерному отображению, описывающему динамику в терминах переменных ж и у. Мгновенное состояние нашей системы определяется заданием этих двух величин, причем обе они необходимы для того, чтобы иметь возможность находить последующие состояния по известному начальному. Можно ли представить себе действие двумерного отображения в наглядной геометрической форме? Такое представление существует, и именно оно послужило основанием назвать данную модель отображением пекаря. (В литературе на английском языке оно обозначается как Baker's map. He надо думать, что это отображение имени некоего ученого по фамилии Бейкер!) Рассмотрим единичный квадрат на плоскости (ж, у). Разрезаем его пополам, как кусок теста, накладываем одну половинкуна другую и раскатываем так, чтобы восстановить исходную форму (рис. 2.6). Для наглядности «тесто», оказавшееся слева при первом разрезе, изображено темным, а справа — светлым. На рисунке показано, как выглядит распределение темного и светлого теста на нескольких последовательных шагах. При большом числе итераций это распределение принимает вид набора тонких и длинных чередующихся темных и светлых полосок. При многократном повторении процедуры в конце концов получаем кусок теста, который выглядит однородным. Взяв для пробы небольшой кусочек, мы обнаружим в нем присутствующие в равных долях Рис. 2.6. Геометрическая иллюстрация действия отображения пекаря (2.15). В верхней части рисунка показаны три шага последовательных итераций отображения, а внизу — состояние, возникшее после некоторого достаточно большого числа итераций темную и светлую составляющие. Описанное свойство отображения пекаря называется именно так, как мы его и назвали бы на «бытовом» языке, — перемешивание. Отображение пекаря является консервативной системой или, используя терминологию, специфическую для двумерных отображений, это отображение, сохраняющее площадь. Если взять некоторую область на плоскости (ж, у) и подвергнуть каждую ее точку действию отображения пекаря, то она перейдет в некоторую другую по форме область, но площадь новой области останется той же самой. Формальное правило для проверки этого свойства состоит в том, что должен равняться единице определитель, построенный из производных, — якобиан. Для отображения пекаря имеем: В более широком контексте вместо «площадь» говорят «мера». В случае двумерного фазового пространства мера — это площадь, в случае одномерного — длина, в случае трехмерного — объем.Мы уже интерпретировали представленную на рис. 2.6 динамику как перемешивание слоев двух сортов теста или, если угодно, двух жидкостей — темной и светлой. Сохранение меры отвечает тому, что эти жидкости являются несжимаемыми. Отображение «кот Арнольда». Рассмотрим двумерное отображение которое называют отображением кота Арнольда (Arnold's cat map). Причиной для такого названия послужило то, что пред- ложивший это отображение В.И.Арнольд использовал для иллюстрации его действия изображение кота (рис. 2.7). Геометрически первый шаг процедуры состоит в линейном преобразовании координат, а второй — в переносе элементов картинки, Как и отображение пекаря, отображение кота Арнольда относится к классу консервативных динамических систем. Математически это выражается в том, что детерминант матрицы М = = сохраняет меру (площадь) любой области, например, изображения кота.Можно рассмотреть более широкий класс линейных отображений на торе, определяемых всевозможными матрицами 2 X 2 с целочисленными элементами и единичным определителем: В зависимости от собственных чисел матрицы, которые находятся из решения квадратного уравнения отображения вида (2.18) относятся к одному из трех типов: • гиперболический, если одно из собственных чисел больше, а второе меньше 1; • параболический, если • эллиптический, если типу, поскольку его собственные числа = область (изображение кота) вытягивается вдоль направления первого (неустойчивого) собственного вектора на каждом шаге в Рис. 2.8. Динамика отображения «кот Арнольда» в течение пяти шагов итераций. Обратите внимание на быстро развивающийся процесс перемешивания вления, т. е. близкую к длинному отрезку линии, заданной уравнением р = [(л/5 — 1)/2]ж (modi). Из-за того что угловой коэффициент иррационален, эта линия покрывает поверхность тора всюду плотно. Поэтому картина выглядит как набор большого числа узких чередующихся черных и белых полосок, в которые превратились, соответственно, множество точек, принадлежащих изображению кота, и дополнение этого множества: черная и белая «жидкости» оказываются хорошо перемешанными (рис. 2.8). Это свойство перемешивания аналогично тому, которое отмечалось для отображения пекаря. Оно строго доказывается в своей точной математической формулировке для гиперболических отображений на торе и служит основанием для заключения о хаотической динамике этих систем. В частности, из перемешивания следует свойство эргодичности, которое состоит в том, что вычисление статистических средних по ансамблю эквивалентно усреднению по времени вдоль типичной индивидуальной траектории.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |