Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Средства и методы воспитания специфической выносливости




Особенности средств. Для характеристики средств воспитания специфической вы­носли­вости особое значение имеет категория «целевого упражнения», т. е. упражнения, при­менительно к которому обеспечивается тот или иной уровень развития специфической выносливости.

· В базо­вом физическом воспитании такими упражнениями чаще всего слу­жат норма­тивные упражнения – жизненно важные двига­тельные действия, на основе которых выявляется и оценивается це­левой уровень базовой физической подготовленности (учебно-контрольные нормативы школьных про­грамм и т. д.);

· в спортивной практике – соревновательные действия, выступающие в качестве предмета спортивной специализации (сорев­новательные упражнения);

· в профессионально-прикладной физиче­ской подготовке – тестовые упражнения, ко­торые воссоздают в той или иной мере требования к специфической выносливости, предъяв­ляемые профессиональной деятельностью (например, упражнения, моделирую­щие специфические требования к выносливости летчика, космонавта).

Упражнения, по возможности приближенные к целе­вым, если они позволяют предъ­являть постепенно возрастающие требования к специфической выносливости, и служат одним из ос­новных средств ее воспитания.

Чтобы избирательно направ­ленно воздействовать на отдельные факторы специфиче­ской выно­сливости и оптимизировать ее развитие, используют соответствую­щие специ­ально-подготовительные упражнения, в которых модели­руются определенные моменты целе­вых упражнений с акцентированием требований к способности противо­стоять утомлению.

Особенности методики. В методике воспитания специфической выносливости надо разли­чать два основных раздела и соответствующие им группы методов. К первому отно­сятся методы, основанные на использовании трени­ровочного эффекта подготовительных упражнений, имеющих суще­ственную общность с целевыми упражнениями (целевой дея­тельно­стью) и вместе с тем отличающихся от них по режиму нагрузки и в некоторых дру­гих отношениях. Для второго раздела типичны мето­ды, характеризующиеся целостным моделированием целевых упраж­нений (целевой деятельности) с возможно полным вос­созданием условий проявления в них специфической выносливости. Те и другие методы в принципе необходимы. Они сочетаются в зависимости от типа развиваемой специфиче­ской выносливости, степени ее развития, особенностей целевых упражнений и других об­стоятельств.

Методические подходы, основанные на использовании эффекта переноса и избира­тельного воздействия на факторы специфической выносливости. Методы этого раздела достаточно разнообразны. Они основаны, во-первых, на использовании переноса общего трениро­вочного эффекта подготовительных упражнений («методы транзитивного воздей­ст­вия»), во-вторых, характеризуются относительно избирательным воз­действием на отдель­ные факторы специфической выносливости («ме­тоды избирательно-направленного воздейст­вия»).

Методы транзитивного воздей­ствия – в них перенос обеспечивается, с одной стороны, путем трени­ровки в упражнениях более продолжительных, но менее интенсивных, чем целевые упражнения, с другой – тренировкой в упражнениях менее продолжительных, но, как правило, более интенсивных, чем целевые Содействие развитию специфической вы­носливости такими мето­дами достигается благодаря суммации эффекта дискретных на­грузок, время воздействия каждой из которых меньше, чем время выполнения целевой ра­боты, но в сумме не меньше и даже больше его, причем интенсивность тренировочной ра­боты сразу же задается на уровне, равном или близком к целевой, которая пока еще не может быть до­стигнута в условиях целостного выполнения упражнения (или всей дея­тельности). Общая тенденция динамики нагрузок заключается в том, что по мере повы­шения тренированности продолжительность рабочих фаз упражнений увеличивается, приближаясь к целевой, а интервалы между ними сокращаются.

М етоды, избирательно направленного воздействия на отдельные факторы специфической вы­носливости. Методы этой группы отли­чаются относительно узкой направленностью. В ка­честве примеров здесь кратко охарактеризовано несколько таких методов.

Интервальное упражнение (в анаэробно-гликолитическом режиме). Эта форма интервальной трениров­ки применяется для воспитания скоростной выносливости в тех слу­чаях, когда ее проявление в значительной мере лимитируется способ­ностью организма противостоять неблагоприятным сдвигам во вну­тренней среде, связанным с образованием во время ра­боты кислород­ного долга и избытка молочной кислоты (как, например, при беге с воз­можно высокой скоростью на средние дистанции). Чтобы содейст­вовать направленной адаптации организма к таким сдвигам, разработаны особые варианты интервальной тре­нировки:

· интенсивность – субмаксимальная (скорость 90—95 % от индивидуально макси­мальной на данном от­резке);

· продолжительность нагрузки в рамках отдельной рабочей фазы — от 30 с до 2 мин (бег на 200–600-метровых отрезков или проплывание 50—150 м);

· каждая серия состоит из 3–4 рабочих фаз и повторяется целиком в течение отдель­ного занятия от 2 до 6 раз (в зависимости от уровня тренированности);

· интервалы отдыха между рабочими фазами в серии строго регулируются с сокра­ще­нием – от 5-8 мин. (между 1-й и 2-й нагрузками) до 2-4 мин. (между предпослед­ней и последней нагрузками в серии). Интервалы между сериями, естественно, более продолжи­тельны (10–15 и более минут).

Интервальное упражнение в анаэробно-алактатном режиме. Этот вариант повторного интерваль­ного упражнения предполагает воздействие преимущественно на функциональ­ные возможности организма, обеспечивающие проявле­ние скоростной выносливости в работе максимальной мощности, когда особое значение приобретают процессы мобилиза­ции креатинфосфатного механизма биоэнергетического обмена. Для такого варианта ин­тервального упражнения характерны сле­дующие черты:

· интенсивность нагрузки предельная или близкая к предельной (бег на отрез­ках со скоростью 95 % от индивидуально максимальной);

· продолжительность нагрузки в пределах рабочей фазы не превышает 10 с (бег до 70 м, бег на коньках до 100 м);

· число повторных нагрузок в одной серии устанавливается в за­висимости от уровня тренированности спортсмена и нормируется с учетом возможности поддерживать при повторениях заданную интен­сивность (в частности, по скорости движений);

· интервалы между повторными нагрузками в серии относительно постоянны — при­близительно 2–3 мин, а между сериями–7-10 мин.; в межсерийные интервалы целесообразно включать малоинтенсивные движения, сходные по форме с движе­ниями в рабо­чих фазах (например, ходьбу в интервалах между скоростными «пробежками»), чтобы обеспечить активный отдых и поддержать вместе с тем рабочий настрой.

Еще одним примером могут служить методы, направленные на совершенство­вание силовых свойств мышечного аппарата как фактора силовой выносливости. Некоторые из методов воспитания силовых способностей, а именно те, которые характеризуются при­менением значительных внешних отягощений и достаточно большим числом повторений, могут рассматриваться одновременно и как методы вос­питания силовой выносливости.

При воспитании вы­носливости, необходимой для уверенного выполнения координа­ци­онных сложных двигательных действий с многократными вращатель­ными движениями (например, в гимнастике, акробатике, фигурном катании на коньках, прыжках в воду), не­редко применяют специ­альные методы тренажерной тренировки с на­правленным воздей­ствием на устойчивость функций вестибулярного аппарата.

Методика целостного моделирования целевых упражнений с за­данными парамет­рами проявления выносливости. Одним из перспективных методических направлений со­вершенствования выносливости является выполнение в тренировке соревновательных форм упражнений. Этому содействует методика целостного моделирования целевого уп­ражнения в процессе подготовки к его итоговому выполнению.

1. Моделирование полного состава целевого упражнения с воз­можно равноценным (по требова­ниям к выносливости) замещением неосвоенных элементов.

2. Последовательная интенсификация модельно-целевого упраж­нения по постепенно укрупняе­мым частям на фоне его целостного выполнения.

3. Минимизация пауз в модельно-целевых упражнениях. Смоде­лировать целевые упражне­ния с достаточно высоким уровнем прояв­ления скоростных, силовых и других качеств первоначально удается в ряде случаев лишь при условии, если они выполняются хотя бы с небольшими паузами. Но введение пауз по ходу упражнения умень­шает требования к вы­носливости. Одним из путей преодоления этого противоречия является ограничение пауз до того предельного мини­мума, при котором еще остается возможность выполнять дви­жения с целевой быстротой и мощностью.

При воспитании скоростной выносливости, например, в плавании на 100–400 м це­левую дистанцию подразделяют на 3–4 отрезка (так, чтобы первый составлял около поло­вины ее, а остальные – в сумме – другую половину) и проплывают их со скоро­стью, соот­ветствующей целевому достижению, допуская лишь самые малые интервалы отдыха из всех, при которых можно поддержать целевую скорость (у тренированных спортсменов они задаются в пределах 5–10 с; при нормировании их по показателям ЧСС допускается уменьшение ее не более чем на 15 единиц в расчете на минуту – по Д. Каунсилмену).

4. Вероятностное моделирование с расчетом на создание резерва выносливости. В таких ви­дах двигательной деятельности, как спор­тивные игры и единоборства, смоделировать це­левой режим прояв­ления специфической выносливости в процессе ее воспитания можно лишь весьма приблизительно, поскольку игра и противоборство с соперником в основе своей чрезвычайно вариативны. Чтобы все-таки заблаговременно обеспечить развитие специфической выносливости в этих видах деятельности, в процессе подготовки к состя­заниям стремятся смоделировать различные варианты соревновательной на­грузки, в том числе и такой, которая предъявляет повышенные требования к выносливости (постепенно увели­чивают моторную плотность, темп и другие параметры интенсивности тренировоч­ных игр и схваток, удлиняют их и вводят дополнительные эпизоды, практикуют серийные соревновательные нагрузки в уплотненном режиме, на­пример, в режиме турнирных со­стязаний с укороченными интервалами отдыха между соревновательными нагрузками и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.