КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 4. Средства и методы воспитания специфической выносливости
Особенности средств. Для характеристики средств воспитания специфической выносливости особое значение имеет категория «целевого упражнения», т. е. упражнения, применительно к которому обеспечивается тот или иной уровень развития специфической выносливости. · В базовом физическом воспитании такими упражнениями чаще всего служат нормативные упражнения – жизненно важные двигательные действия, на основе которых выявляется и оценивается целевой уровень базовой физической подготовленности (учебно-контрольные нормативы школьных программ и т. д.); · в спортивной практике – соревновательные действия, выступающие в качестве предмета спортивной специализации (соревновательные упражнения); · в профессионально-прикладной физической подготовке – тестовые упражнения, которые воссоздают в той или иной мере требования к специфической выносливости, предъявляемые профессиональной деятельностью (например, упражнения, моделирующие специфические требования к выносливости летчика, космонавта). Упражнения, по возможности приближенные к целевым, если они позволяют предъявлять постепенно возрастающие требования к специфической выносливости, и служат одним из основных средств ее воспитания. Чтобы избирательно направленно воздействовать на отдельные факторы специфической выносливости и оптимизировать ее развитие, используют соответствующие специально-подготовительные упражнения, в которых моделируются определенные моменты целевых упражнений с акцентированием требований к способности противостоять утомлению. Особенности методики. В методике воспитания специфической выносливости надо различать два основных раздела и соответствующие им группы методов. К первому относятся методы, основанные на использовании тренировочного эффекта подготовительных упражнений, имеющих существенную общность с целевыми упражнениями (целевой деятельностью) и вместе с тем отличающихся от них по режиму нагрузки и в некоторых других отношениях. Для второго раздела типичны методы, характеризующиеся целостным моделированием целевых упражнений (целевой деятельности) с возможно полным воссозданием условий проявления в них специфической выносливости. Те и другие методы в принципе необходимы. Они сочетаются в зависимости от типа развиваемой специфической выносливости, степени ее развития, особенностей целевых упражнений и других обстоятельств. Методические подходы, основанные на использовании эффекта переноса и избирательного воздействия на факторы специфической выносливости. Методы этого раздела достаточно разнообразны. Они основаны, во-первых, на использовании переноса общего тренировочного эффекта подготовительных упражнений («методы транзитивного воздействия»), во-вторых, характеризуются относительно избирательным воздействием на отдельные факторы специфической выносливости («методы избирательно-направленного воздействия»). Методы транзитивного воздействия – в них перенос обеспечивается, с одной стороны, путем тренировки в упражнениях более продолжительных, но менее интенсивных, чем целевые упражнения, с другой – тренировкой в упражнениях менее продолжительных, но, как правило, более интенсивных, чем целевые Содействие развитию специфической выносливости такими методами достигается благодаря суммации эффекта дискретных нагрузок, время воздействия каждой из которых меньше, чем время выполнения целевой работы, но в сумме не меньше и даже больше его, причем интенсивность тренировочной работы сразу же задается на уровне, равном или близком к целевой, которая пока еще не может быть достигнута в условиях целостного выполнения упражнения (или всей деятельности). Общая тенденция динамики нагрузок заключается в том, что по мере повышения тренированности продолжительность рабочих фаз упражнений увеличивается, приближаясь к целевой, а интервалы между ними сокращаются. М етоды, избирательно направленного воздействия на отдельные факторы специфической выносливости. Методы этой группы отличаются относительно узкой направленностью. В качестве примеров здесь кратко охарактеризовано несколько таких методов. Интервальное упражнение (в анаэробно-гликолитическом режиме). Эта форма интервальной тренировки применяется для воспитания скоростной выносливости в тех случаях, когда ее проявление в значительной мере лимитируется способностью организма противостоять неблагоприятным сдвигам во внутренней среде, связанным с образованием во время работы кислородного долга и избытка молочной кислоты (как, например, при беге с возможно высокой скоростью на средние дистанции). Чтобы содействовать направленной адаптации организма к таким сдвигам, разработаны особые варианты интервальной тренировки: · интенсивность – субмаксимальная (скорость 90—95 % от индивидуально максимальной на данном отрезке); · продолжительность нагрузки в рамках отдельной рабочей фазы — от 30 с до 2 мин (бег на 200–600-метровых отрезков или проплывание 50—150 м); · каждая серия состоит из 3–4 рабочих фаз и повторяется целиком в течение отдельного занятия от 2 до 6 раз (в зависимости от уровня тренированности); · интервалы отдыха между рабочими фазами в серии строго регулируются с сокращением – от 5-8 мин. (между 1-й и 2-й нагрузками) до 2-4 мин. (между предпоследней и последней нагрузками в серии). Интервалы между сериями, естественно, более продолжительны (10–15 и более минут). Интервальное упражнение в анаэробно-алактатном режиме. Этот вариант повторного интервального упражнения предполагает воздействие преимущественно на функциональные возможности организма, обеспечивающие проявление скоростной выносливости в работе максимальной мощности, когда особое значение приобретают процессы мобилизации креатинфосфатного механизма биоэнергетического обмена. Для такого варианта интервального упражнения характерны следующие черты: · интенсивность нагрузки предельная или близкая к предельной (бег на отрезках со скоростью 95 % от индивидуально максимальной); · продолжительность нагрузки в пределах рабочей фазы не превышает 10 с (бег до 70 м, бег на коньках до 100 м); · число повторных нагрузок в одной серии устанавливается в зависимости от уровня тренированности спортсмена и нормируется с учетом возможности поддерживать при повторениях заданную интенсивность (в частности, по скорости движений); · интервалы между повторными нагрузками в серии относительно постоянны — приблизительно 2–3 мин, а между сериями–7-10 мин.; в межсерийные интервалы целесообразно включать малоинтенсивные движения, сходные по форме с движениями в рабочих фазах (например, ходьбу в интервалах между скоростными «пробежками»), чтобы обеспечить активный отдых и поддержать вместе с тем рабочий настрой. Еще одним примером могут служить методы, направленные на совершенствование силовых свойств мышечного аппарата как фактора силовой выносливости. Некоторые из методов воспитания силовых способностей, а именно те, которые характеризуются применением значительных внешних отягощений и достаточно большим числом повторений, могут рассматриваться одновременно и как методы воспитания силовой выносливости. При воспитании выносливости, необходимой для уверенного выполнения координационных сложных двигательных действий с многократными вращательными движениями (например, в гимнастике, акробатике, фигурном катании на коньках, прыжках в воду), нередко применяют специальные методы тренажерной тренировки с направленным воздействием на устойчивость функций вестибулярного аппарата. Методика целостного моделирования целевых упражнений с заданными параметрами проявления выносливости. Одним из перспективных методических направлений совершенствования выносливости является выполнение в тренировке соревновательных форм упражнений. Этому содействует методика целостного моделирования целевого упражнения в процессе подготовки к его итоговому выполнению. 1. Моделирование полного состава целевого упражнения с возможно равноценным (по требованиям к выносливости) замещением неосвоенных элементов. 2. Последовательная интенсификация модельно-целевого упражнения по постепенно укрупняемым частям на фоне его целостного выполнения. 3. Минимизация пауз в модельно-целевых упражнениях. Смоделировать целевые упражнения с достаточно высоким уровнем проявления скоростных, силовых и других качеств первоначально удается в ряде случаев лишь при условии, если они выполняются хотя бы с небольшими паузами. Но введение пауз по ходу упражнения уменьшает требования к выносливости. Одним из путей преодоления этого противоречия является ограничение пауз до того предельного минимума, при котором еще остается возможность выполнять движения с целевой быстротой и мощностью. При воспитании скоростной выносливости, например, в плавании на 100–400 м целевую дистанцию подразделяют на 3–4 отрезка (так, чтобы первый составлял около половины ее, а остальные – в сумме – другую половину) и проплывают их со скоростью, соответствующей целевому достижению, допуская лишь самые малые интервалы отдыха из всех, при которых можно поддержать целевую скорость (у тренированных спортсменов они задаются в пределах 5–10 с; при нормировании их по показателям ЧСС допускается уменьшение ее не более чем на 15 единиц в расчете на минуту – по Д. Каунсилмену). 4. Вероятностное моделирование с расчетом на создание резерва выносливости. В таких видах двигательной деятельности, как спортивные игры и единоборства, смоделировать целевой режим проявления специфической выносливости в процессе ее воспитания можно лишь весьма приблизительно, поскольку игра и противоборство с соперником в основе своей чрезвычайно вариативны. Чтобы все-таки заблаговременно обеспечить развитие специфической выносливости в этих видах деятельности, в процессе подготовки к состязаниям стремятся смоделировать различные варианты соревновательной нагрузки, в том числе и такой, которая предъявляет повышенные требования к выносливости (постепенно увеличивают моторную плотность, темп и другие параметры интенсивности тренировочных игр и схваток, удлиняют их и вводят дополнительные эпизоды, практикуют серийные соревновательные нагрузки в уплотненном режиме, например, в режиме турнирных состязаний с укороченными интервалами отдыха между соревновательными нагрузками и т.д.).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |