КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В многолетнем плане
Вопрос 5. Особенности воспитания различных типов выносливости Для начальных этапов многолетнего процесса физического воспитания характерно комплексное воздействие на факторы выносливости с постепенным увеличением требований преимущественно к аэробным механизмам ее обеспечения. По мере возрастного созревания организма и повышения общего уровня его функциональных возможностей создаются предпосылки для избирательного воздействия на факторы специфической выносливости. Есть основание считать, что для достижения хоть сколько-нибудь значительного эффекта в воспитании выносливости необходимо не менее двух основных занятий еженедельно, причем при условии немалого объема нагрузки в каждом из них (поскольку выносливость, как никакое другое качество, воспитывается через утомление). Более благоприятные возможности для воспитания выносливости создаются при увеличении числа занятий в недельном режиме, вплоть до ежедневных и неоднократных в день (разумеется, в зависимости от стажа предварительной подготовки и уровня тренированности), что наиболее характерно для тренировки в видах спорта, предъявляющих предельные требования к выносливости, а также для специализированной прикладной физической подготовки к деятельности, протекающей в экстремальных условиях (например, для ряда форм военно-прикладной физической подготовки). В процессе спортивной специализации преимущественная направленность воздействий обусловлена особенностями избранного вида спорта. Рассмотрим на примере бега на средние дистанции в легкой атлетике. Несмотря на то, что многие из принципов подготовки юных спортсменов достаточно четко определены в теории тренировки в практической работе тренеров не всегда наблюдается рациональная организация учебно-тренировочного процесса по причине неверных представлений о том, что является «базовой», а что является специальной подготовкой. Как отмечает В.Б.Мякинченко (1997), в многолетней подготовке юных бегунов «базовой» является силовая, скоростно-силовая, координационная подготовка и развитие гибкости, а специальной - аэробная и гликолитическая во всех видах. Крайне ошибочным является мнение, что низкоинтенсивный продолжительный бег является средством «общей», а не специальной подготовки. В результате - подготовка юных бегунов приобретает черты чрезмерной специализированности, приводящей к форсированию спортивных результатов. В связи с этим, несмотря на высокую эффективность длительных аэробных упражнений в отношении спортивного результата юных спортсменов (до завершения периода полового созревания), такие тренировочные средства должны быть, во-первых, безусловно, отнесены к разряду специальной, а не общей физической подготовки, а, во-вторых, планироваться в минимальных объемах. При планировании тренировочного процесса в микроструктуре спортивной тренировки, как отмечает Е.Б.Мякинченко, следует руководствоваться следующими положениями: * при планировании одного тренировочного занятия и микроцикла следует придерживаться правила, что аэробная тренировка должна предшествовать силовой. В отдельном тренировочном занятии рекомендуется применять методы воздействия на мышечные компоненты, определяющие мощность или выносливость, а затем - силу. В микроцикле на подготовительных этапах оптимально использование однонаправленных занятий. Использование в микроцикле нагрузок на отрезках 300-1000 м до 70% и на отрезках 100-200 м 30% является эффективным для повышения специальной работоспособности юных бегунов на средние дистанции. Тренировочная работа на отрезках 5х300 м (интервал отдыха 3-4 мин), 4х400 м (интервал одтыха 4 мин), 3х600 м (интервал отдыха 5 мин) со скоростью 6-10% выше соревновательной и на отрезках 3х1000 м (интервал отдыха 5-6 мин) со скоростью 93-95% от соревновательной наиболее соответствует по своему воздействию нагрузкам соревновательного упражнения. Величина ЧСС и концентрация молочной кислоты находятся в пределах 94-98% от уровня, зарегистрированного в соревнованиях. Бег на коротких отрезках 10-12х100 м и 8х200 м (интервал отдыха 2-3 мин) со скоростью, превышающей соревновательную на 20-25%, не вызывает сдвигов в функциональном состоянии юных спортсменов, характерных для нагрузки в беге на 800 и 1500 м. Показатели ЧСС и концентрации молочной кислоты в крови у спортсменов 15-16 лет составляет 59,2 и 74,5% от величин, зафиксированных после соревнований. Преодоление отрезков 2х2000 м (интервал отдыха 6-8 мин) и однократный бег на дистанции 3000 м со скоростью 70, 77, 86% от соревновательной не приводит к функциональным и биохимическим изменениям, типичным для нагрузки в беге на средние дистанции. Полученные данные позволили сравнить различные тренировочные нагрузки с соревновательными. Итоги сравнения воздействия на организм юных бегунов соревновательного бега и тренировочных нагрузок с использованием отрезков от 100 метров до 12 километров показали, что 1) беговая работа с использованием отрезков 100-200 м, так и 2000-12000 м не вызывает в организме спортсменов состояния, идентичного воздействию соревновательной нагрузки; 2) близкими к соревновательному бегу по воздействию на организм бегунов оказались тренировочные программы с использованием отрезков от 300 до 1000 м, при этом наиболее адекватными были нагрузки с применением бега на 400-600 метровых отрезках со скоростью 8% выше среднесоревновательной; 3) отмеченные выше особенности беговых средств должны учитываться при планировании подготовительного и соревновательного периодов тренировки бегунов на средние дистанции. При планировании макроциклов или многолетней подготовки в основе лежат представления, что: * силовые способности являются «базовыми» для аэробных, гликолитических и алактатных; * аэробные способности - основные на большинстве соревновательных дистанций; * аэробные способности не являются «базовыми» для гликолитических; * прирост гликолитических и алактатных способностей осуществляется более быстро, нежели аэробных и силовых. Этап акцентированного воздействия на аэробные способности мышц должен планироваться после силового и как можно ближе к соревновательному периоду подготовки. Иначе говоря, при последовательном распределении средств подготовки сначала в большом объеме планируется силовая, затем аэробная, далее - алактатная и отчасти гликолитическая работа. Суммируя все выше сказанное, принципиальной схемой планирования макроцикла, олимпийского четырехлетия или многолетней подготовки является такая, при которой происходит одновременное воздействие на все факторы, определяющие спортивный результат, но с расстановкой следующих акцентов от начала к завершению цикла: Þ укрепление и повышение соединительно-тканных элементов опорно-двигательного аппарата (существенно для циклических видов спорта с высокими механическими нагрузками), тренировка моторных центров центральной нервной системы средствами скоростно-силовой и спринтерской подготовки; Þ увеличение силы быстрых мышечных волокон (БМВ) и/или силы медленных мышечных волокон (ММВ); Þ массированная аэробная подготовка с использованием средств воздействия на все типы мышечных волокон, в первую очередь на БМВ, а также повышение силы ММВ; Þ интегративная подготовка с преимущественным развитием алактатных (и в отдельных случаях) гликолитических способностей; Þ участие в соревнованиях. Выраженность акцентов снижается по мере повышения мастерства и стажа занятий спортсменов. На этапе предварительной подготовки должны преимущественно использоваться нагрузки, способствующие разностороннему воздействию на организм юного спортсмена, соразмерному повышению тех физических качеств, которые легко поддаются развитию у детей младшего школьного возраста. Соревновательные нагрузки должны быть разнообразными, включать широкий диапазон дистанций и технических элементов и усложняться по мере роста мастерства спортсменов. Обобщение опыта подготовки сильнейших юных спортсменов показывает, что они способны освоить достаточно большой объем нагрузки. В ряде основополагающих работ по теории и методике подготовки юных спортсменов (В.П.Филин, 1974, 1980, 1987; М.Я.Набатникова, 1982, В.Г.Никитушкин, 1993, 1995) утверждается, что параметры объема тренировочных нагрузок на этапе начальной спортивной специализации должны составлять 45-50% удельного веса общего объема нагрузок первой фазы этапа высших спортивных достижений, на этапе углубленной тренировки – 70-80% объема нагрузок мастеров спорта. На каждом из этапов развития того или иного вида спорта менялись представления о допустимых тренировочных и соревновательных нагрузках юных спортсменов. Не исключением стал и бег на средние дистанции в легкой атлетике. Объем специализированной нагрузки у бегунов на 1500 м высокой квалификации в 1952 г. составлял 1452 км, в 1964 г. – 2588, в 1972 г. – 4020 км, в 1980 г. – 5165 км. Сегодня такие объемы нагрузок уже доступны юношам и юниорам и стали нормой в их подготовке. Вместе с тем, тенденция валового увеличения тренировочных нагрузок не имеет реальной перспективы, поскольку современные атлеты подошли к грани физиологических возможностей и тренируются по 6-10 часов в день. Таким образом, сейчас перед тренерами и спортсменами стоит очередная задача – найти пути, позволяющие рационализировать, облегчить тренировку, снизить объем тренировочных нагрузок. Разум человека не может мириться с дальнейшим совершенствованием в спорте только за счет механического увеличения нагрузки, путем повышения объема и интенсивности тренировочной работы. Необходимо искать более оптимальную схему нагрузок и отдыха.
Таблица 1 Допустимые объемы и структура тренировочных нагрузок по годам обучения для юных бегунов на средние дистанции в СДЮШОР (В.В.Ивочкин, 2003)
Приводим примерную структуру тренировочных нагрузок для бегунов на средние дистанции на этапах многолетней подготовки, представленную по результатам обобщения исследовательских материалов ряда авторов (табл.2).
Таблица 2 Рекомендуемое соотношение нагрузок различного характера на этапах многолетней подготовки юных бегунов на средние и длинные дистанции
Как видно из таблицы, на этапе начальной спортивной специализации доминируют тренировочные нагрузки аэробного характера. Однако это не означает, что они должны находиться в зоне ЧСС до 130 уд/мин. Значительная часть нагрузок аэробного характера должна выполняться в более напряженном режиме — при пульсе 140-155 уд/мин. Последнее в большей мере относится к концу этапа начальной спортивной специализации, где отличительным признаком структуры тренировочных нагрузок является повышение удельного веса тренировочной работы средней интенсивности. Как свидетельствуют многочисленные исследования, использование в конце этапа начальной специализации повышенного объема тренировочной нагрузки средней интенсивности способствует более существенному прогрессу в специальной физической подготовленности юных спортсменов. Это очень важно, если учитывать, что должна быть обеспечена преемственность в величинах нагрузок при переходе от одного этапа к другому. В.Ф.Лигута в своем исследовании установил, что структура тренировочных нагрузок у бегунов на средние дистанции остается однотипной от III до I спортивного разряда и от кандидата в мастера спорта до мастера спорта. При постоянном повышении от разряда к разряду общей величины нагрузки парциальные объемы работы аэробного и смешанного режимов составляют, в первом случае, - 86-87% и 9,5-10%, во втором, соответственно, - 79,5-81,0% и 15-17%. Независимо от квалификации, доля нагрузок анаэробного характера сохраняется на одном уровне от III разряда до мастера спорта, составляя в годичном цикле 3,7-4,0% общего объема. Допустимый объем бега в годичном цикле подготовки спортсменов 15-16 лет должен составлять 2400-2800 км, из которых 86% отводится тренировочным нагрузкам аэробной, 10,5% смешанной и 3,5% анаэробной направленности. Наиболее рациональным соотношение нагрузок различной направленности на этапах годичной тренировки юношей 15-16 лет в беге на средние дистанции является следующим: на общеподготовительном этапе – нагрузки аэробного энергообеспечения – 87,8%, смешанного – 10,0%, анаэробного – 2,2; на специально-подготовительном этапе – нагрузки аэробного энергообеспечения – 84,2%, смешанного – 13,3%, анаэробного – 2,5%; в соревновательном периоде – нагрузки аэробного энергообеспечения – 84,0%, смешанного – 9,0%, анаэробного характера – 7,0%. В практике наиболее доступным показателем воздействия тренировочных нагрузок на организм спортсмена является ЧСС, как интегральный показатель функционального состояния целостного организма. Поэтому разработанная и рекомендуемая М.Я.Набатниковой классификация тренировочных нагрузок для юных спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта (этап углубленной тренировки), предусматривает их оценку по показателям пульса (табл. 3). Проведенное исследование также показало, что в различных циклических локомоциях уровень ЧСС (%) и потребление кислорода (%) соответственно составляют 83—84 и 66—68% от максимальной величины. Иными словами, уровень ПАНО для каждого спортсмена, если его определять по ЧСС, будет равен у юношей 83—84%, у девушек 85—86% от их индивидуальных максимальных величин. Этот показатель можно использовать для индивидуального учета тренировочных нагрузок в группе. Пульсовая граница между III и IV зонами составит величину пульса при ПАНО плюс 10% от этой величины.
Таблица 3 Классификация тренировочных нагрузок
В первую зону входят упражнения низкой интенсивности восстанавливающего характера. Данная работа не оказывает значительного тренировочного воздействия. Ко второй зоне относятся упражнения, интенсивность которых расположена до уровня «порога анаэробного обмена». Потребление кислорода составляет 50—70% от максимального. Тренирующее воздействие достигается при длительной работе. Нагрузки в первых двух зонах носят аэробный характер энергообеспечения. Нагрузки смешанного аэробно-анаэробного воздействия разделяются на две зоны. В зону большой интенсивности входят упражнения, нижней границей которых является «порог анаэробного обмена». Потребление кислорода в этой зоне составляет 70—80% от МПК, лактат — 4—7 ммоль/л. Нагрузки в данной зоне позволяют совершенствовать максимальные возможности кардиореспираторной системы, повышают аэробную производительность организма. К четвертой зоне относятся упражнения, близкие к критической мощности. Потребление кислорода составляет 90—100% от МПК. Эта зона характеризуется значительным увеличением накопления молочной кислоты в крови до 10 ммл/л. Тренирующее воздействие оказывается как на МПК, так и на анаэробные возможности организма. Нагрузки надкритические по своей интенсивности выделены в зону максимальных. По продолжительности упражнения они подразделяются на алактатные (до 40 с) и гликолитические (до 2,5 мин). ЧСС в зависимости от скорости и продолжительности упражнений составляет 185— 200 и выше уд/мин и не имеет линейной связи с потреблением кислорода. Особо отметим, что предложенная классификация тренировочных нагрузок юных спортсменов отражает возрастные особенности и в то же время сохраняет преемственность с системой учета, принятой для квалифицированных взрослых спортсменов.
Рекомендуемая литература: 1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб.для ин-тов физ.культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - Гл.VП. - С. 230-262. 2. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культуры / Под общ. ред. Л.П.Матвеева, А.Д.Новикова. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - т.I.- Гл.Х. - С. 209-228. 3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – Гл.7.4. – С.103-121. 4. Теория и методика физической культуры: Учеб. для студ. училищ олимп. резерва / Под общ. ред. Ж.К.Холодова, В.С.Кузнецова, Г.З.Карнаухова. – М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. – Гл.10.4.– С.118-133. 5. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2004. – Гл.12. – С.166-182. 6. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учеб.пособие для студ.высших учеб. заведений. – М.,2001. – Гл.8.3. – С.151-162. Дополнительная литература: 1. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: Основы теории и методики воспитания. – М.:Физкультура и спорт, 1970. – 200 с. 2. Специальная выносливость спортсмена /Под общ. ред. М.Я.Набатниковой. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 261 с. 3. Выносливость у юных спортсменов /Под общ. ред. Р.Е.Мотылянской. – М.: Физкультура и спорт, 1969. – 223 с.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |