Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Олигофренический патопсихологический синдром.




Под олигофренией понимают группу заболеваний различной этиологии, общим и типичным для которых является психическое недоразвитие. В первую очередь это проявляется в интеллектуальной недостаточности и характеризуется синдромом относительно стабильного, не прогрессирующего слабоумия. Однако интеллектуальная недостаточность не исчерпывает всей картины олигофрении. У олигофренов отмечается недоразвитие и других свойств - эмоциональности, моторики, восприятия, внимания.

Мышление

Недоразвитие, недостаточность понятийного, абстрактного мышления. Мышление преимущественно конкретное, характеризуется снижением уровня процессов обобщения и отвлечения. Не могут отвлечься от конкретных, частных признаков и выделить существенные признаки, т. е. недостаточным оказывается абстрагирование, возможность образования новых понятий. Эта особенность олигофренического мышления различно выражена у разных больных и прямо связана с глубиной слабоумия.

Недостаточность уровня процессов обобщения и отвлечения у интеллектуально сниженных лиц в степени дебильности, выявляется при исследовании определения и сравнения понятий. Как правило, определение понятий проводится многословно, на основе второстепенных, несущественных признаков. Так, определяя понятие <стол>, больные характеризуют его по материалу, из которого он сделан, по наличию четырех ножек, в лучшем случае по предназначению (<чтоб кушать или писать>), но никогда не указывают его родовых признаков. Если различие между понятиями обследуемому еще удается установить (по внешним малосущественным признакам), то общее между ними они выделить не могут. При сравнении дождя и снега: <Что же общего? Это разные вещи. Дождь льет как из ведра, а снег пухом белым летит>.

При необходимости выделения существенных признаков - нередко выделяют второстепенные, необязательные. В ряде заданий решение обусловлено привычными ассоциациями: деление - класс, игра - карты. Отвлечение от конкретных ситуаций для олигофренов крайне затруднительно.Не могут объяснить переносный смысл пословиц, но правильно подбирают к ним фразы из числа предъявленных. Затруднено понимание смысла рассказов сюжетных рисунков и установление последовательности событий по серии рисунков.

Речь.

Чем глубже выражена дебильность, тем беднее оказывается лексикон больного. Имеются описания больных, оперирующих при довольно быстром темпе речи кажущимся относительно большим словарным запасом. Однако, анализ речевой продукции показывает, что за многословием этих больных скрывается довольно бедный словарный запас - речь изобилует штампами, часто неверно употребляются слова. Это легко установить исследованием по методике подбора антонимов, когда проверяется не только словарный запас, но и соответствие слов определенному содержанию.

Память у олигофренов нередко оказываются нарушенной. В пробе на запоминание такой больной называет, например, 4 слова. Ему повторно зачитывают все подлежащие запоминанию слова. После этого больной называет уже другие 4 слова, но не может вспомнить называвшиеся им прежде слова. Выраженность ослабления памяти часто соответствует степени слабоумия. Чем глубже дебильность, тем более заметна недостаточность памяти. Подтверждением этого служат данные, получаемые при исследовании дебилов методикой заучивания 10 слов. Представляет интерес соотношение между механической и логической памятью. При легкой дебильности нет существенной разницы между показателями, характеризующими оба вида памяти. Зато при выраженной дебильности механическая память страдает меньше. Глубоким дебилам опосредованное заучивание представляется очень трудным, а пробы на ассоциативную память даются труднее, чем заучивание 10 слов; ассоциации в парах слов этими больными не улавливаются, и поэтому задание оказывается для них большим по объему (содержит 20 слов).

Внимание, особенно произвольное, отличается узким объемом, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, неустойчиво.

Восприятие

При выраженной дебильности восприятие недоразвитое, недостаточно четкое. Это относится к восприятию зрительных образов, когда обследуемые путают изображения похожих предметов, плохо различают цвета. При показе картинок трудно уловить целостное содержание, и поэтому они перечисляют отдельные детали рисунка.

 

Для патопсихологической диагностики дебильности нельзя ограничиваться вербальными методиками, особенно связанными с уровнем общеобразовательных знаний. При таком проведении исследования за дебильность можно принять случаи педагогической запущенности. Исследование обязательно должно включать невербальные методики, в значительно меньшей мере опирающиеся на общеобразовательную подготовку обследуемого (кубики Кооса, субтесты <цифровые символы>, <недостающие детали>, <сложение фигур>, по Векслеру, проба на комбинаторику А. Н. Бернштейна).

 

Обнаружение дебильности может играть роль не только в экспертной практике, но и при решении вопросов психиатрической дифференциальной диагностики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.