Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление социальным развитием

Развитие персонала

Социальное развитие – совокупность мероприятий, приводящих в действие человеческую активность, это развитие потребностей, интересов, мотивов и целей, которые побуждают людей к труду, конкретизируют деловую ориентацию и ценностные установки персонала.

Социальное развитие означает изменение к лучшему в социальной среде организации.

Цели социального развития:

- совершенствование социальной структуры персонала, его демографического и профессионально-квалификационного состава, регулирование численности работников, повышение их образовательного и культурно-технического уровня;

- улучшение условий работы, охраны труда и безопасности работников;

- обеспечение социального страхования работников, соблюдение их прав и социальных гарантий;

- стимулирование инициативного и творческого отношения к делу, групповой и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности;

- создание и поддержание в коллективе здоровой и морально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей;

- рост жизненного уровня работников и их семей.

 

Пример 10.1. Используя рейтинговый метод определить предприятие, которое имеет лучшие позиции по социальному развитию.

 

Предприятие Средний возраст работников предприятия Коэффициент охвата высшим специальным образованием АУП, % Средний разряд работников рабочих профессий Коэффициент закрепляемо- сти работников, % Удельный вес ручного труда, % Сумма рейтингов (место) *
* рейтинг 43,5 69,7 5,2 70,4 22,5  
           
* рейтинг 54,8 80,5 4,5 89,3 19,8  
           
* рейтинг 49,3 75,4 5,5 68,6 18,2  
           
* рейтинг 52,7 70,2 4,2 85,8 24,8  
           
* рейтинг 55,6 65,4 5,8 79,9 20,4  
           
* рейтинг 37,2 80,3 4,7 65,9 18,6  
           

 

Управление социальным развитием – совокупность способов, приемов и процедур, позволяющих решать социальные проблемы.

 

Факторы социальной среды организации:

- потенциал организации;

- социальная инфраструктура организации;

- условия и охрана труда;

- материальное вознаграждение трудового вклада;

- социальная защита работников;

- социально-психологический климат коллектива;

- внерабочее время и использование досуга.

 

1) Потенциал отражает материально-технические и организационно-экономические возможности организации (размеры и территориальное расположение организации, численность и качество персонала, характер ведущих профессий, отраслевая принадлежность и профиль предприятия, объем производимой продукции, форма собственности, финансовое положение, состояние основных фондов и технический уровень производства, содержание и организационные формы трудового процесса, известность фирмы, ее традиции и имидж (пример 10.2).

 

2) Социальная инфраструктура представляет собой комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей (пример 10.3).

 

3) Условия и охрана труда включают факторы, которые так или иначе влияют на самочувствие и полезную отдачу работников, обеспечение безопасного ведения работ, предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний.

 

4) Материальное вознаграждение трудового вклада представляет собой тандем основных расходов организации на рабочую силу, компенсацию трудовых затрат работников, их общественный статус и вместе с тем семейных бюджетов, удовлетворение насущных потребностей людей в жизненных благах (пример 10.4).

 

5 ) Социальную защиту работников организации составляют мероприятия по социальному страхованию, безусловному соблюдению гражданских прав и социальных гарантий, установленных действующим в стране законодательством, коллективным договором, трудовыми соглашениями и иными правовыми актами (пример 10.5).

 

6) Социально-психологический климат – суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях. В структуре социально-психологического климата коллектива взаимодействуют три основных компонента: нравственно-психологическая совместимость работников, их деловой настрой и социальный оптимизм.

 

7) С внерабочим временем связан отдых и восстановление сил работников, устройство их домашнего быта, выполнение ими семейных и общественных обязанностей, использование досуга. Временной ресурс работающего человека распадается в будний день на рабочее время и внерабочее время в соотношении примерно 1:2. В свою очередь, время, прямо не связанное с трудовой деятельностью, включает затрату 9 – 9,5 часов на восстановление сил и удовлетворение естественных физиологических потребностей человека. Оставшееся время суток занимают передвижение на работу и обратно, ведение домашнего и подсобного хозяйства, уход за детьми и занятия с ними, а также досуг.

* Пример 10.2. Дать оценку жизненного уровня работников предприятия (методом коэффициентов).

 

Показатель Предприятие
         
1. Минимальная зарплата, % от прожиточного минимума 105,4 130,2 150,0 115,6 95,8
- коэффициент          
2. Превышение средней зарплаты минимальной, раз 2,0 2,5 2,4 2,7 1,9
- коэффициент          
3. Удельный вес расходов на питание, % от зарплаты 52,1 55,0 54,6 50,9 53,0
- коэффициент          
4. Доля зарплаты в цене конечного продукта, % 14,4 14,9 12,8 14,5 13,0
- коэффициент          
5. Тарифная часть зарплаты, %          
- коэффициент          
П Кі          
- место предприятия          

 

* Пример 10.3. Определить принадлежность объектов социальной инфраструктуры к группе классификации

Группа классификации Объекты
Жилищный фонд и объекты коммунального хозяйства 1)жилой дом; 10)общежитие; 11)гостиница; 6) прачечная; 18) водопровод и теплосети; 5)канализация; 25) телефонная связь; 22) локальная компьютерная сеть
Медицинские и лечебно-профилактические учреждения 7) больница; 17) поликлиника; 2) амбулатория; 12) медпункт; 19)аптека; 26)санаторий; 29) профилакторий
Объекты образования и культуры 16) Школа; 14) ясли; 30) детский сад; 13) клуб; 21) библиотека; 32) выставочный зал
Объекты торговли и общественного питания 23) магазин; 31) столовая; 3) кафе; 20) подсобное хозяйство по выращиванию томатов и зелени
Объекты бытового обслуживания 8) мастерская по ремонту одежды; 27) салон красоты; 32) пункт проката
Спортивные сооружения 15) стадион; 28) бассейн; 24) корты; 4) лыжная база; 9) база отдыха в Старом Салтове
Коллективные дачные хозяйства и садово-огородные товарищества

 

* Пример 10.4. Составить структуру расходов семьи за месяц и сравнить с показателями развитых стран.

 

Таблица 10.1 – Структура расходов семьи.

Расходы Развитые страны Украина Расходы по усмотрению студента,
грн % * грн * % *
Чистая зарплата 1.Постоянные месячные расходы: 1.1 Плата за квартиру (3-х комн.) 1.2 Телефон, радио, ТВ 1.3 Налоги 1.4 Больничная касса 1.5 Имущественное и гарантийное страхование 1.6 Газеты, журналы   28,1 1,8 10,2 6,3 0,8 0,6   -   23,8 2,2 - 4,8 15,9 4,1    
2. Домашнее хозяйство 2.1 Питание и напитки. 2.2 Дополнительные расходы (стиральные средства, средства гигиены, ремонт обуви и т. д.)   21,1   4,0       34,3   6,4    
3. Расходы на транспорт 3,0   1,9    
4. Карманные деньги 6,0   1,6    
5. Отчисления в резервный фонд 5.1. Одежда, белье, обувь 5.2 Врач, аптека 5.3 Приобретения, непредвиденные подарки 5.4 Курсы, свободное время, спорт 5.5 Отпуск, экономия   6,4 1,6 3,0 3,0 4,1     1,6 1,3 0,9 0,6 0,6    

 

Пример 10.5. Одним из проявлений социальной защиты работников является выплатакомпенсация за несвоевременно выплачиваемую заработную плату. Потерю части денежных доходов в связи с нарушением сроков ее выплаты компенсируют в случае задержки выплаты на один и более календарных месяцев.

 

Таблица 10.2 – Ежемесячные индексы потребительских цен, %

Месяц годы
         
Январь 101,7 101,2 100,5 102,9 102,9
Февраль 101,0 101,8 100,6 102,7 101,5
Март 101,6 99,7 100,2 103,8 101,4
Апрель 100,7 99,6 100,0 103,1 100,9
Май 100,6 100,5 100,6 101,3 100,5
Июнь 100,6 100,1 102,2 100,8 101,1
Июль 100,3 100,9 101,4 99,5 99,9
Август 100,0 100,0 100,6 99,9 99,8
Сентябрь 100,4 102,0 102,2 101,1 100,8
Октябрь 100,9 102,6 102,9 101,7 100,9
Ноябрь 101,2 101,8 102,2 101,5 101,1
Декабрь 100,9 100,9 102,1 102,1 100,9

 

Показатель пример
  2 * 3 * 4 *
Величина зарплаты, грн        
Период, за который начислена зарплата Январь 2 года      
Момент выплаты Февраль 4 года      
Период индексации 1,018 – 1,029      
Размер общего индекса, % 132,3      
Размер компенсации, грн 0,323 * 2440 = 788,12      

 

Координатором управления социальным развитием выступает социальная служба организации. Непременным условием функционирования службы является соблюдение социальных норм, нормативов, стандартов. Она координирует функции обеспечения мероприятий по выполнению целевых программ и планов социального развития.

Существенную сторону деятельности социальной службы составляет использование разного рода стимулов, побуждающих коллектив к активной работе по выполнению целевых программ и планов социального развития, повышению результативности солидарных усилий. Сюда входит материальное и моральное поощрение тех, кто проявляет в деле социального развития полезную инициативу, показывает добрый пример.

Обязанностью социальной службы являются постоянный контроль за практической реализацией намеченных социальных мероприятий и информирование коллектива о переменах в социальной среде. Социальной службе присущи организационно-распорядительные и координирующие функции обеспечения мероприятий, обоснованных целевыми программами и планами социального развития.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выражаем через новые небазисные переменные XI, ХЗ, Х4 и Х5. | Организация обучения персонала
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.