Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии развития групп и групповая динамика

Взаимодействие индивида и группы

Характеристики групповой работы

Стадии развития групп и групповая динамика

Групповая динамика

Тема 18.

Литература.

1. Брасс А.А. Основы менеджмента. - Минск. – ИП «Экоперспектива», 1999.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, - 3-е изд.- М.: Гардарики, 1999.-528с. Брасс А.А. основы менеджмента. - Минск. – ИП «Экоперспектива», 1999.

3. Основы менеджмента / Под ред.А.Г.Поршнева. – Москва, 2006 – Электронный учебник.

4. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов под ред. А.А.Радугина. - Москва: «Центр», 1998.

 

 

Люди имеют различную мотивацию для формирования групп. Но при этом будучи сформированными, группы развиваются удивительно схожим образом. Существует общая схема эволюции, характерная для большинства групп.

 

Пять стадий развития группы:

 

1 Формирование. На этой стадии происходит отбор членов группы в соответствии с их функциональным тли техническим опытом для выполнения целей, стоящих перед группой.

 

2 Бурление (смятение). Для этой стадии характерно возникновение конфликтов и появление конфронтации между членами группы. Возникают различные мнения, складываются определенные взаимодействия между членами группы. Проявляется отношение людей к групповой работе, складывается распределение ролей и обязанностей. Если различия слишком велики, то некоторые члены группы могут покинуть группу. Если различия незначительны – люди либо приспосабливаются, либо открыто обсуждают противоречия. Важная роль на этой стадии принадлежит формальному лидеру – он должен решать внутригрупповые конфликты, установить исходные условия взаимодействия.

3 Нормирование (становление норм поведения в групп е). Члены группы начинают конструктивно приспосабливаться к различиям во взглядах и сотрудничать друг с другом. Люди разрабатывают групповые нормы поведения. Окончательно завершается и всеми признается распределение ролей в группе. Возникает чувство товарищества, групповая сплоченность. Сотрудники идентифицируют себя с группой.

 

4 Выполнение работы (функционирование). Члены группы эффективно работают в соответствии с поставленной целью и распределением задач, согласованным на предыдущей стадии. Структура группы уже окончательно определена и приняты всеми членами. Отныне деловая энергия группы тратится не на знакомство с особенностями работы, а на эффективное выполнение конкретных задач.

 

5 Расформирование (роспуск). Группа готовится к самороспуску, достижение поставленной цели уже не является главным делом. Все внимание группы направлено на сворачивание собственной деятельности. Эта стадия характерна для временных групп, созданных для конкретных проектов или заданий.

 

В процессе развития группа приобретает ряд существенных характеристик, которые влияют на эффективность ее работы. Изменяется ли эффективность работы группы по мере прохождения этапов?

 

Многие исследователи считают, что эффективность работы группы возрастает по мере движения группы от первой к четвертой стадии. Иногда группы возвращаются к уже пройденным этапам (например, при появлении нового члена группы).

 

Групповая динамика – это социально-психологические процессы, приводящие группу в определенные состояния.

 

Групповой процесс – это совокупность спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности.

 

Стержнем групповых процессов является процесс решения групповой задачи. Он объединяет и подчиняет себе другие процессы:

 

1 Общение – взаимный обмен между членами группы информацией, действиями, личностным содержанием.

2 Консолидация – согласование членами группы в ходе совместной деятельности целей, норм, средств и способов деятельности).

3 Лидерство – социально-психологический способ управления группой в ходе решения групповой задачи.

4 Конкуренция – соперничество или сотрудничество людей по поводу успехов в совместной деятельности.

5 Адаптация – взаимное приспособление членов группы друг к другу и к социальной и производственной среде.

6 Принятие решения – разработка технологии совместной деятельностью с целью достижения конечного результата.

7 Эмоциональная идентификация – отождествление себя с группой.

 

Групповое состояние – относительно статический момент динамики группы, характеризующийся устойчивостью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы.

 

Групповые состояния – результат групповых процессов. В совокупности дают характеристику социально-психологического климата в коллективе.

 

В ыделяют различные групповые состояния:

 

1 Подготовленность – степень подготовки и готовности группы к решению поставленной задачи.

2 Направленность – мотивированное осознание членами группы ее целей, интересов, норм, способов и средств деятельности, а также критериев оценки результатов совместной деятельности.

3 Организованность – четкое распределение и выполнение ролей и статусов в группе, наличие ясной формальной и неформальной структуры.

4 Активность – способность группы совершать общественно значимую деятельность.

5 Сплоченность – устойчивость и единство межличностных взаимоотношений и взаимодействий.

6 Интегративность – согласованность и упорядоченность внутригрупповых процессов, приводящих в появлению чувства «мы» - чувства социальной общности.

7 Референтность – мотивированное членство в группе представляется для людей наиболее ценным и значимым.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дифференциация | Характеристики групповой работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.