Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качеством продукции за рубежом




Развитие системного подхода к управлению

 

В настоящее время наиболее передовой опыт в области качества продукции и применении системного подхода в УКП накоплен в раз­ных фирмах промышленно развитых стран. При этом разработаны различные модели систем УКП. Наибольший интерес представляют модели Фейгенбаума, Эттингера-Ситтига и Джурана.

Каждую систему можно представить графически: модель Фейгенбаума - это треугольник, с разделёнными боковыми сторонами на пять частей горизонтальными линиями; а каждая часть, в свою очередь, подразделяется вертикальными линиями, что образу­ет в общей сложности во всех пяти частях 17 функций (участков), в основу которых практически положен только контроль качества про­дукции;

модель Эттингера-Ситтига, разработанная специалистами Европей­ской организации по контролю качества (ЕОКК), графически изобра­жается кругом, разделённым на секторы. Каждый сектор-это опреде­лённый этап работы. Эта модель уже учитывает и влияние спроса на качество продукции, а также предусматривает изучение рынков сбыта;

модель Джурана - это восходящая спираль, а не замкнутый треуголь­ник или круг. Спираль более полно отображает этапы непрерывного формирования и улучшения качества продукции. В неё включены две предыдущие модели, предусмотрено также постоянное изучение спроса на рынке сбыта и эксплуатационных показателей качества, что обусловливает полную ориентацию производства на требования по­требителей и рынок сбыта. На их основе детально разработаны сис­темы управления и обеспечения качества продукции, в частности, в Японии и США. В Японии, как и повсюду, вначале работы в области качества продукции развёртывались в направлении широкого исполь­зования методов контроля качества продукции. Особое место в на­чальный период стали занимать статистические методы контроля. В конце 50-х годов в Японии повсеместно в промышленность проник всесторонний внутрифирменный контроль качества, предусматри­вающий проведение контроля со стороны всех работников фирмы, начиная от рабочих, мастеров и кончая руководством. С этого момен­та начало проводиться систематическое обучение всех работников методам контроля качества. В дальнейшем система обучения превра­тилась, по существу, в непрерывную и постоянную систему воспита­ния у трудящихся уважительного отношения к потребителю и качест­венным результатам своего труда. При реализации всех мероприятий по обучению, воспитанию и внедрению систем контроля качества про­дукции в полной мере японскими специалистами учитывались и учи­тываются: специфика продукции, традиции фирм, культуры и быта, уровень образования, трудовые взаимоотношения...

В начале 60-х годов, когда в Японии были приняты законы, пре­доставляющие льготные условия для производителей экспортируе­мых товаров, усилия экспортёров уже были направлены на достиже­ние качества продукции общемирового уровня.

Обобщая опыт Японии по управлению качеством продукции, к ос­новным его особенностям на настоящий период времени можно отне­сти следующие:

1. Многолетнее, последовательное и целеустремлённое решение
проблем качества на основе всего передового, современного, что накапливала теория и создаёт практика в этой области.

2. Воспитание уважительного отношения к потребителю, его пожела­ниям и требованиям.

3. Участие всех подразделений и работников фирмы в обеспечении и управлении качеством продукции. Широкими исследованиями уста­новлено, что лишь 15...20 % проблем, связанных с качеством, возни­кает по вине непосредственных исполнителей и рабочих, а 80...85% -это следствие несовершенства системы управления фирмой, ответст­венность за функционирование которой несёт её высшее руководство.

4.Непрерывное систематическое обучение кадров вопросам обеспе­чения и УКП, что даёт высокий уровень подготовки в этой области всех работников фирмы.

5.Эффективное функционирование широкой сети кружков качества на всех стадиях жизненного цикла продукции. В настоящее время в Япо­нии действует один миллион кружков качества, в которых участвуют около 10 миллионов человек.

6.Использование развитой системы инспектирования всей деятель­ности по обеспечению и УКП.

7.Широкое использование при обеспечении и УКП передовых мето­дов контроля качества, включая статистические методы, при приори­тетном контроле качества производственных процессов,

8.Разработка и реализация глубоко проработанных комплексных про­грамм по контролю качества и оптимальных планов по их выполне­нию.

9.Наличие в сфере производства высококачественных средств труда (с возрастным составом до 5...7 лет).

10.Наличие исключительно развитой системы пропаганды создания высококачественной продукции и поощрения добросовестного труда.

11.Сильное влияние со стороны государства на принципиальные на­правления повышения и обеспечения качества продукции.

В США задачи повышения качества продукции рассматриваются как первоочередные. При этом большая часть воздействий по УКП но­сит в основном техническую и организационную направленность. Обеспечение качества осуществляет специализированный отдел управления качеством. Большое внимание на американских фирмах уделяют контролю качества продукции, который охватывает все ста­дии жизненного цикла продукции. При проведении такого контроля наиболее важными его сторонами являются:

привлечение к выполнению функций контроля качества продукции са­мого широкого круга исполнителей;

выполнение наиболее важных операций по контролю качества спе­циализированными службами.

При УКП службы активно изучают и анализируют издержки и затраты на обеспечение производства качественной продукции. И, не доволь­ствуясь достигнутым уровнем качества продукции, американские фирмы расходуют в среднем 3...5% сумм реализации продукции на повышение её качества. Руководители фирм уделяют не менее 50% своего рабочего времени вопросам качества.

Одним из распространённых методов обеспечения качества про­дукции на американских фирмах, так же, как и на японских, является метод статистического контроля качества. Для его реализации ис­пользуются технические средства, автоматически осуществляющие сбор, накопление, обработку данных и выдачу результатов примене­ния статистического метода. Большую значимость в УКП имеют во­просы изучения и прогнозирования потребностей потребителей и спроса на продукцию. Поэтому фирмы уделяют этому вопросу чрез­вычайно большое внимание, улучшая в соответствии с требованиями рынка не только технические показатели качества продукции, но и экономичность.

КС УКП на фирмах США - это эффективно структурированная и хорошо отлаженная программа, направленная на внедрение комплекса мероприятий по схеме "человек - машина - информация", обеспечивающих качество продукции, фактически отвечающее требованиям потребителя, и снижение расходов на качество, осуществлённых фирмой Современные американские системы УКП обеспечивают не только взаимодействие всех служб, но и полное удовлетворение за­просов потребителя в отношении качества, а также снижение расхо­дов на его достижение и экономичное расходование всех видов ре­сурсов.

В систему УКП входят следующие подсистемы:

оценка опытного производства;

планирование качества продукции и производственного процесса;

контроль, оценка и планирование качества поставляемого материала; получение обратной информации о качестве продукции;

оценка качества продукции и производственного процесса и их кон­троль;

определение аппаратуры, позволяющей получить информацию о ка­честве продукции;

обучение методам обеспечения качества, ориентация и повышение квалификации персонала;

гарантийное обслуживание;

руководство работами в области качества продукции;

проведение специальных исследований в области качества продук­ции.

Международная организация по стандартизации (ИСО), взяв за ос­нову имеющиеся стандарты и руководящие документы на системы обеспечения качества и дополнив их требованиями потребителей, разработала и утвердила Советом ИСО серию международных стан­дартов по УКП, устанавливающих требования к системам обеспечения качества продукции. В этих стандартах обобщён и сконцентрирован весь опыт передовых в области управления качеством продукции стран, накопленный в последние десятилетия. Международные стан­дарты взаимосвязаны между собой (см. рис. 4).

В соответствии с руководящими указаниями стандартов система качества должна функционировать одновременно со всеми другими видами деятельности, влияющими на качество продукции, и взаимо­действовать с ними. Воздействие системы распространяется на все этапы УКП, реализуемые в замкнутой петле качества, в основном со­ответствующей спирали качества (рис. 5).


Рис. 4. Состав и взаимосвязи международных стандартов по УКП

 

Долголетний опыт борьбы за качество в нашей стране и за рубе­жом показал, что никакие эпизодические, разрозненные мероприятия не могут обеспечить устойчивое улучшение качества. Эта проблема может быть решена только на основе четкой системы постоянно дей­ствующих мероприятий. На протяжении нескольких десятилетий соз­давались и совершенствовались системы качества (СК). На современ­ном этапе принята СК, установленная в международных стандартах - ИСО серии 9000. Фундаментальным является следующий принцип системы: управление качеством охватывает все стадии и этапы жизненного цикла продукции. Жизненный цикл продукции представ­ляет собой совокупность взаимосвязанных процессов изменения со­стояния продукции при её создании и использовании.

Существует понятие стадии (этапа) жизненного цикла продукции -условно выделяемой его части, которая характеризуется спецификой направленности работ, производимых на этой стадии, и конечными результатами. Существует шесть стадий: маркетинг - проектирование -производство - обращение - эксплуатация (потребление) - утилиза­ция Отдельные стадии могут разделяться на этапы и процессы.

На этапе маркетинга изучаются требования заказчика продукции. На этапе проектирования разрабатывается продукция, отвечающая всем требованиям потребителя. На стадии производства обеспечива­ется уровень качества, заложенный в проекте. При обращении должно быть сохранено сформированное качество в период транспортирова­ния хранения, подготовки к продаже, реализации. На стадии эксплуа­тации к управлению качеством подключается непосредственно потре­битель продукции. От того, насколько грамотно он будет использовать (эксплуатировать) продукцию, будет зависеть её качество, в частности срок службы. На стадии утилизации необходимо предупредить вред­ное воздействие использованной продукции на окружающую природ­ную среду.

Этапом утилизации не заканчивается деятельность предприятия. К этому сроку, а практически еще раньше предприятие начинает изучать предполагаемые потребности, уточнять текущие потребности и после маркетинговой деятельности приступает к проектированию новой про­дукции. Так возникает новый виток деятельности в области качества - от стадии маркетинга до стадии утилизации.

Неразрывность стадий и этапов жизненного цикла продукции по­зволила исследователям представить проблемы качества модель обеспечения качества в виде непрерывной цепи (окружности), состав­ляющей которой служат отдельные этапы жизненного цикла продук­ции (рис. 5). Эту модель раньше называли петлёй качества (спира­лью качества), а в последней версии ИСО 9000 — "типичные этапы жизненного цикла продукции".

Среди всех этапов УКП наибольшее значение, особенно для развития международной торговли, имеет маркетинг (выявление потребностей рыночного спроса в определённые сроки на продукцию и её стоимо­сть требований потребителей, информирование об этом руководства), а также вопросы проектирования и разработки продукции.

Использование международных стандартов ИСО по УКП на предприятиях является общепризнанной гарантией выхода на между­народный рынок.


Рис. 5. Стадии жизненного цикла продукции

 

Обобщая передовой опыт УКП в промышленно развитых странах можно отметить следующее:

цели и задачи в области повышения, обеспечения и улучшения каче­ства продукции находятся в центре экономической деятельности каж­дой фирмы, компании, концерна... При этом считается главным -удовлетворение запросов и требований потребителей; достижение требуемого качества продукции (с учётом цены) с мини­мальными издержками;

поставка продукции потребителям в установленные сроки; основными критериями достижения целей в области качества продук­ции является удовлетворение требований потребителей и выпуск кон­курентоспособной продукции;

признание и реализация комплексного и системного подходов к УКП как наиболее эффективных методов достижения целей и решения за­дач в области качества продукции;

использование при производстве конкурентоспособной продукции средств труда высокого качества;

непрерывное и систематическое обучение и специализированная профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров в области обеспечения и УКП;

постоянная, добросовестная и творческая работа всех работников по повышению, обеспечению и улучшению качества выпускаемой про­дукции;

воспитание у каждого изготовителя продукции, исполнителя, у всех работников уважительного отношения к потребителю, заказчику;

создание атмосферы уважительного отношения к работникам любой должностной категории и внимания к их нуждам, запросам, быту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.