Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обсуждение изучаемого материала

Для углубления, закрепления и систематизации знаний на занятиях практи­куется обсуждение изучаемого материала. Оно осуществляется в ходе бесед, класс­но-групповых и семинарских занятий.

Беседа представляет собой способ вооружения зна­ниями обучаемых путем ответов на вопросы. Она является для обучаемых своеобразным процессом решения логиче­ски связанных между собой теоретических и практиче­ских задач.

Готовясь к беседе, педагог определяет и четко форму­лирует ее учебную цель, продумывает содержание, план и вопросы. Основные вопросы целесообразно расчленять на подвопросы, раскрывающие отдельные положения со­держания беседы. Успех беседы во многом зависит от подготовки к ней не только руководителя, но и всех уча­стников. Важно, чтобы они заблаговременно прочитали рекомендованную литературу, вспомнили то, о чем говорилось в лекциях на данную тему, проанализировали свой опыт, а также факты из повседневной жизни.

Каждый вопрос обязательно задается всей группе. После небольшой паузы офицер предлагает ответить на него тому или иному обучаемому. Во время беседы на занятии целесообразно предоставить слово одно­му из желающих.

После обсуждения каждого вопроса руководитель занятия кратко обобщает выступление, формули­рует основные выводы. В заключение он отвечает на за­данные ему вопросы, оценивает выступления участников беседы. При необходимости руководитель дает заданно подчиненным для дальнейшей самостоятельной работы по данной теме.

Классно-групповое занятие во многом напоминает развернутую беседу. Здесь та же, что и во вре­мя беседы, последовательность работы руководителя занятия и его под­чиненных, тот же товарищеский непринужденный разго­вор, коллективный поиск истины. Однако теоретические и практические вопросы на классно-групповом занятии обсуждаются более основательно, чем в ходе беседы.

Слушатели не про­сто отвечают на вопросы, а глубоко анализируют факты и явления, сами делают обобщения и выводы, углубляют и расширяют свои знания. Конечно, свое понимание и свое отношение к вопросу рождается у них в результате серьезной самостоятельной работы, глубокого осмыслива­ния изучаемого материала.

Наиболее глубоко и обстоятельно изучаемый материал обсуждается на семинаре. В ходе семинарских заня­тий обычно заслушиваются и обсуждаются доклады-ре­фераты, дающие основу для выступлений, обмена мне­ниями, для товарищеских дискуссий. Широкое использо­вание и анализ первоисточников, умелое обобщение опыта службы составляют основу и до­кладов, и выступлений на семинаре. Подготови­тельная работа к семинарам содержит в себе элементы научного исследования.

На семинаре и классно-групповых занятиях часто воз­никают дискуссии. Взаимная критика неправильных формулировок и выводов заставляет участников обсужде­ния думать, искать правильное решение вопроса. Вот почему руководителю занятия целесообразно не только поддерживать возникающий спор, но и самому начинать его. Полемика должна быть по основным, узловым, а не второстепенным вопросам.

В ходе семинара руко­водители используют методические приемы раз­вернутой беседы. Направляя обсуждение, организуя полемику, руководитель занятия избегает навяз­чивости, не показывает своего пре­восходства над обучаемыми, не давит их своим авторитетом. Прежде чем высказать мнение по тому или иному дис­куссионному вопросу, руководитель сначала выслушивает мнения всех желающих. Нередки случаи, когда участники семинара сами, без помощи руководителя приходят к правильному выводу. Но если какой-то вопрос оказался запутанным и слушатели не могут разобраться в нем сами, руководителю целесообразно разъяснить вопрос, ибо возникшая неясность может отрицательно сказаться на дальнейшем ходе обсуждения.

В заключительной части семинарского или классно-группового занятия руководитель кратко разбирает до­клады и выступления слушателей по содержанию и ме­тодике изложения, оценивает подготовку и активность группы в целом. Часть времени он отводит на разъясне­ние теоретических и практических вопросов, которые почему-либо были упущены в ходе обсуждения или недо­статочно усвоены личным составом. В заключительном слове ру­ководитель дает задания обучаемым для последующей рабо­ты над изучаемой проблемой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Устное изложение учебного материала | Показ (демонстрация)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.