КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Устное изложение учебного материала
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – способы реализации принципов обучения и достижения конкретной дидактической цели. Устное изложение учебного материала применяется с целью сообщения новых знаний, объяснения устройства того или иного вида устройства, техники, знакомства обучаемых с новыми для них фактами, событиями. Устное изложение бывает в виде рассказа, объяснения или лекции. Рассказ — это краткое, образное, эмоциональное изложение явлений, событий, содержащее преимущественно фактический материал. Рассказ — повествовательная форма изложения с элементами описания и рассуждения. Например, говоря о качествах обучаемых, руководитель характеризует их поступки, описывает обстановку, в которой действовали спасатели. Рассказ применяется на занятиях по всем видам служебной и общественно-государственной подготовки. Объяснение — это последовательное, строгое в логическом отношении изложение сложных вопросов, правил, принципов, законов, сочетаемое с демонстрацией механизмов, частей вооружения, приборов, схем, приемов действий. Объяснение — это раскрытие смысла явлений, процессов, действий, и поэтому рассуждения, доказательство занимают в нем центральное место. Объясняя материал, педагог стремится говорить отчетливо, строго формулировать выводы и определения. Чтобы активизировать внимание и проверить правильность понимания слушателями того, что им объясняют, многие педагоги по ходу занятия ставят перед слушателями вопросы и требуют на них ответа. Лекция — это развернутое теоретическое рассуждение, научный анализ вопросов. Основное место в лекции занимают разбор фактов, их сопоставление, установление связей между ними, аргументация выдвигаемых положений, обобщения и выводы. Иллюстративный материал в лекции излагается обычно в виде краткого рассказа. Главное назначение лекции — помочь курсантам и слушателям в их последующей самостоятельной работе. В лекции раскрываются основные, наиболее сложные положения темы, анализируются литературные источники и даются советы, как целесообразно в дальнейшем работать над проблемой. Умение правильно использовать устное выступление состоит в том, чтобы наилучшим образом повлиять на аудиторию, делая для нее известную истину убедительной и легче усваиваемой. Устное изложение учебного материала должно быть хорошо аргументированным, глубоко научным. Во время рассказа, объяснения или лекции педагог обязан проанализировать фактический материал, изложить последние данные науки, дать их оценку. Любое устное изложение нужно связывать с жизнью, с практикой. Связать рассказ или лекцию с жизнью, с практической деятельностью – это значит правильно ответить на те вопросы, которые в данный момент волнуют слушателей в связи с раскрываемой проблемой, вызывают у них раздумья, обмен мнениями. Связать учебный материал с жизнью – эго значит глубоко раскрыть практические задачи, и вызвать желание успешно выполнить эти задачи. Большие требования предъявляются к логике устного изложения. При подготовке к выступлению следует тщательно продумать его план, основные вопросы темы и их последовательность. В ходе изложения педагог должен придерживаться намеченного плана, не перескакивать с одной мысли на другую, завершать анализ фактического материала обобщениями и выводами. В выступлении большую роль играет эмоциональный элемент. На чувства слушателей положительно воздействуют яркие сравнения, примеры, отрывки из художественной литературы, пословицы, поговорки, а также жесты, мимика, интонация рассказчика. Опытный педагог не преподносит подчиненным готовых выводов. Он ставит перед ними вопросы для раздумья, аргументированно на них отвечает, в некоторых случаях возражает себе и здесь же опровергает эти возражения. Очень важно во время изложения материала смотреть в глаза слушателям и внимательно следить за их реакцией. Это помогает лектору «понимать» аудиторию, чувствовать ее настроение и контролировать себя.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |