Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устное изложение учебного материала




ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ способы реализации принципов обучения и достижения конкретной дидактической цели.

Устное изложение учебного материала при­меняется с целью сообщения новых знаний, объяснения устройства того или иного вида устройства, техники, знакомства обу­чаемых с новыми для них фактами, событиями. Устное изложение бывает в виде рассказа, объяснения или лек­ции.

Рассказ — это краткое, образное, эмоциональное из­ложение явлений, событий, содержащее преимуществен­но фактический материал. Рассказ — повествовательная форма изложения с элементами описания и рассуждения. Например, говоря о качествах обучаемых, руководитель характери­зует их поступки, опи­сывает обстановку, в которой действовали спасатели. Рассказ применяется на занятиях по всем видам служебной и общественно-государственной подго­товки.

Объяснение — это последовательное, строгое в логическом отношении изложение сложных вопросов, правил, принципов, законов, сочетаемое с демонстрацией механизмов, частей вооружения, приборов, схем, приемов действий. Объяснение — это раскрытие смысла явлений, процессов, действий, и поэтому рассуждения, доказательство занимают в нем центральное место. Объясняя ма­териал, педагог стремится говорить отчетливо, строго формулировать выводы и определения. Чтобы ак­тивизировать внимание и проверить правильность пони­мания слушателями того, что им объясняют, многие педагоги по ходу занятия ставят перед слушателями во­просы и требуют на них ответа.

Лекция — это развернутое теоретическое рассужде­ние, научный анализ вопросов. Основное место в лекции занимают разбор фактов, их сопоставле­ние, установление связей между ними, аргументация вы­двигаемых положений, обобщения и выводы. Иллюстра­тивный материал в лекции излагается обычно в виде краткого рассказа. Главное назначение лекции — помочь курсантам и слушателям в их последующей самостоятельной работе. В лекции раскрываются основные, наиболее сложные поло­жения темы, анализируются литературные источники и даются советы, как целесообразно в дальнейшем рабо­тать над проблемой.

Умение правильно использо­вать устное выступление состоит в том, чтобы наилучшим образом повлиять на аудиторию, делая для нее известную истину убеди­тельной и легче усваиваемой. Устное изложение учебного материала должно быть хорошо аргумен­тированным, глубоко научным. Во время расска­за, объяснения или лекции педагог обязан проанализиро­вать фактический мате­риал, изложить последние данные науки, дать их оценку.

Любое устное изложение нужно связывать с жизнью, с практикой. Связать рассказ или лекцию с жизнью, с практической деятельностью – это значит пра­вильно ответить на те вопросы, которые в данный момент волнуют слушателей в связи с раскрываемой проблемой, вызывают у них раздумья, обмен мнениями. Связать учебный материал с жизнью – эго значит глубоко рас­крыть практические задачи, и вызвать желание успешно выполнить эти задачи. Большие требования предъявляются к логике уст­ного изложения. При подготовке к выступлению следует тщательно продумать его план, основные вопросы темы и их последовательность. В ходе изложения педагог дол­жен придерживаться намеченного плана, не перескаки­вать с одной мысли на другую, завершать анализ факти­ческого материала обобщениями и выводами.

В выступлении большую роль играет эмоциональ­ный элемент. На чувства слушателей положительно воздействуют яркие сравнения, примеры, отрывки из художественной ли­тературы, пословицы, поговорки, а также жесты, мимика, интонация рассказчика. Опытный педагог не преподносит подчиненным гото­вых выводов. Он ставит перед ними вопросы для разду­мья, аргументированно на них отвечает, в некоторых слу­чаях возражает себе и здесь же опровергает эти возра­жения. Очень важно во время изложения материала смотреть в глаза слушателям и внимательно следить за их реакцией. Это помогает лектору «понимать» аудито­рию, чувствовать ее настроение и контролировать себя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.