Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы обучения и их характеристика




Дидактические принципы - основное положения, которые лежат в основе содержания, организации и методов учебного промесса.

Одним из первых научно-педагогических трудов, в котором были обоснованы принципы обучения, была книга великого чешского педагога 17 века Яна Амоса Коменского «Великая дидактика». Фундаментальным дидактическим принципом провозглашался принцип природосообразности.

Основатель научной педагогики и народной школы России К.Д. Ушинский в качестве основных принципов обучения рассматривал: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и легкости, правильность.

Современная педагогическая наука выделяет основные принципы обучения:

1. Принцип сознательности и активности обучаемых - сущность образования составляют тщательно осмысленные знания, приобретенные путем интенсивной собственной умственной деятельности. Соблюдение этого принципа зависит от мотивов обучения, организации учебно-познавательной деятельности, характера и уровня познавательной активности обучаемых.

2. Принцип наглядности обучения реализуется через следующие правила: наглядные пособия способствуют образованию правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях; понятия и абстрактные положения доходят до сознания легче, если они подкреплены конкретными фактами и примерами; необходимо использовать разные формы наглядности; наглядный материал и пособия требуют научно обоснованного применения; наглядные средства необходимы и для развития внимания, интереса к учению, культуры мышления, конструктивного творчества;

3. Принцип систематичности и последовательности - учебный процесс должен строиться в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся. Он тем эффективнее, чем меньше в нем нарушений последовательности, перерывов и неуправляемых моментов. Необходимо приучать обучаемых логически мыслить, иначе они постоянно будут испытывать затруднения в своей познавательной деятельности. Если регулярно не упражнять навыки, то они скоро утратятся.

4. Принцип прочности - прочность усвоения знаний зависит от содержания и структуры учебного материала, от используемых педагогом методов, от времени обучения, а также определяется отношением самих обучаемых к этому материалу, к самому процессу обучения и к педагогу;

5. Принцип доступности требует, чтобы учебный процесс строился с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых, «все подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предполагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте» (Я А Коменский). Постеленной нарастание трудности обучения и приучение обучаемых к преодолению затруднений положительно сказывается на их развитии. Обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, на качество и прочность усвоения знаний;

6. Принцип научности - научность обучения обеспечивается содержанием образования. Учебный процесс должен строиться на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики; в методах преподавания должны быть отражены методы научного познания, которые развивают мышление обучаемых.

7. Принцип связи теории с практикой - эффективность обучения проверяется практикой; эффективность связи теории с практикой зависит от содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую практику. Чем лучше поставлены производительный труд и профориентация, тем успешнее идет адаптация обучаемых к профессиональным условиям; чем больше приобретаемые знания взаимодействуют с жизнью, применяются на практике, тем выше интерес к обучению и его сознательность.

Вывод по третьему вопросу:

Принципы обучения - это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения.
УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 4 Приложение 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.