Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод поощрения

Метод упражнения.

А.С.Макаренко, подчеркивал, что надо не только воспитывать в себе правильное разумное отношение к вопросам поведения, но еще и воспиты­вать правильные привычки, т.е. такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что если и подумал, а потому, что иначе мы не можем потому, что мы так привыкли.

Упражнения в воспитании - это такая организация жизнедеятельности личного состава, которая позволяет закалить их волю, сформировать по­ложительные привычки, приобрести опыт и создать традиции правильного поведения, связать слово с делом, убеждение с поведением.

Метод упражнения дает необходимые результаты при соблюдении сле­дующих условий:

1. Знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей подчиненных(опыт, уровень развития качеств и т.д.).

2. Сочетание метода упражнения с убеждением (иначе упражнения превратятся в муштру). Например, быстрый подъем по тревоге, сбор - без объяснения, без убеждения в необходимости этого - это муштра.

3. Постепенность в наращивании трудностей (от однородных упражне­ний к более сложным, разноплановым с изменением обстановки и условий выполнения).

4. Системность и систематичность упражнений.

5. Повышение требований по мере формирования необходимых качеств.

Таким образом, находясь в тесной связи с методом убеждения, метод упражнения позволяет накопить положительный опыт, выработать смелость, решительность, настойчивость, инициативу, физическую выносливость, обеспечивает единство между сознанием и поведением.

В практике воспитания в большую роль играет поощрение. В нем выражается положительная оценка и одобрение успехов сотрудника в выполнении им своего долга. Поощрение стимулирует дальнейшее совершенствование положительных поступков и действий, оно помогает правильно оценивать поведение человека, закрепить хорошее, вдохновляет его на решение предс­тоящих задач. Наконец, поощрение располагает подчиненного к начальни­ку. В поощрении воспитуемый видит доверие к себе, веру начальника в его твор­ческие силы и способности.

Что же такое метод поощрения, как метод воспитания?

Метод поощрения - это положительная оценка поступка (поведения) воина и стимуляция его духовных и физических сил на более активное действие в нужном направлении.

В Дисциплинарном уставе подчеркивается, что каждый начальник обя­зан поощрять достойных воинов за проявленную разумную инициативу, усердие, подвиги и отличия по службе.

Поощрения, применяемые к военнослужащим определены Дисциплинарным уставом ВС РФ во второй главе. Но метод поощрения нельзя сводить толь­ко к поощрениям, записанным в Уставе. Их в руках опытного воспитателя большой арсенал: - похвалить или одобрить действия подчиненного, сказать че­ловеческое "Спасибо!", пожав руку: - написать заметку в газету; - по­дарить книгу (другой подарок) лично от командира и т.д.

Основные педагогические требования к примене­нию поощрения:

1. Каждое поощрение должно быть заслуженным, сотрудник должен пони­мать, что он его действительно заслужил своей старательностью и усер­дием в службе, прилежанием в учебе, инициативой и старанием в выполне­нии приказов и распоряжений начальников, благородным поступком.

Если он получил поощрение незаслуженно, то оно теряет для него цену и, следовательно, воспитательную силу. Более того, незаслуженное поощрение может стимулировать плохие наклонности (лень, беспеч­ность, честолюбие, нечестность, цинизм).

2. Если поощрение применяется чрезмерно часто и выносится за ис­полнение элементарных обязанностей, то снижается его воспитательная роль. В таком случае подчиненный воин смотрит на поощрение как на плату за службу.

При поощрении подчиненных необходимо повышать к ним требователь­ность, ставить перед ними новые задачи, Это дает им возможность почувствовать, что достигнутый ими уровень не является пределом, что успокаиваться на достигнутом нельзя. Тогда и каждое поощрение будет как бы ступенькой, отмечающей успехи сотрудника, вехой роста и совершенс­твования мастерства.

3. Необходимо правильно сочетать моральные и материальные поощре­ния, не увлекаться лишь одним видом. Даже объявление благодарности нужно разнообразить. Лучше всего, когда первая благодарность объявлена непосредственным начальником - начальником(расчета, отделения,) последующая -начальниками: караула, части, отряда властью более старшего начальника.

Иногда можно лишь одобрить сотрудника (перед строем, в боевом листке, газете). Увлечение предельными нормами поощрения, принижает значение других видов поощрения. В то же время благодарности можно заменить награждением хорошей книгой с соответствующей надписью, письмом на ро­дину. Такие поощрения часто становятся семейными реликвиями и вызывают чувства гордости за свои успехи.

4. Необходимо заботиться о педагогической целенаправленности по­ощрения. Оно состоит в том, чтобы поощряя человека, направить его внима­ние, усилие и энергию на успешное выполнение учебно-боевых задач и бе­зупречное поведение.

Между тем, в дисциплинарной практике некоторых офицеров преобла­дают поощрения за активное выполнение хозяйственных работ, за успехи в самодеятель­ности, за достижение в спорте и т.д. (но и это нельзя упускать, осо­бенно для стеснительных, но имеющих талант).

Конечно, если сотрудник проявил усердие и добился хороших показателей в спорте, в самодеятельности, его следует поощрить. Но прежде всего поощрения должны быть направлены на повышение качества боевой и общественно-государственной подготовки, на укрепление служебной дисциплины.

5. В применении поощрений должна обеспечиваться определенная пос­ледовательность и своевременность. Сначала похвала, благодарность, грамота и т.д. Такая последовательность способствует совершенствованию мастерства и дисциплины воина. Поощрение имеет цену, когда оно своев­ременно, когда оно не откладывается до очередного юбилейного дня или праздника. Правильно гласит народная мудрость: "Дорогая ложка к обе­ду".

6. Важным условием применения поощрения является гласность. Поощ­рение имеет значение не только для того, кто его получил, но и для всего личного состава. Оно привлекает внимание всех, вызывает у них восхищения, побуждает более требовательно относится к собственному поведению, инициативности, старания при выполнении должностных обязан­ностей.

7. Поощрение должно быть правильно оформлено и занесено в служеб­ную карточку. Важно отразить сущность поступка. Это правильно ориенти­рует сотрудников в службе, учебе, поведении. Ничего не дают часто встречаю­щиеся записи "За отличную дисциплинированность", "За несение службы" и др. Лучше записать так: "За проявленную инициативу, ста­рание и решительность при несении службы".

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика методов воспитания | Метод примера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.