КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Можно ли доказать существование Бога?
Фома Аквинский Августин Блаженный Средневековая философия Средневековой философией называется философия, распространенная в Европе в V — XVI вв.. Она признавала Бога в качестве высшего начала, а весь окружающий мир - результатом Его творения. Можно выделить следующие основные черты средневековой философии: · теоцентризм (источник бытия - Бог); · монотеизм (Бог един и уникален); · креационизм (учение о сотворении мира Богом из Ничто); · возвышение веры над разумом. Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии были Августин Блаженный и Фома Аквинский. Основные положения представителя патристики Августина Блаженного(354 — 430): • ход истории - это борьба двух противоположных царств - Земного (грешного) и Божественного; • Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии и законах; • Земное царство погрязло в грехах и будет побеждено Божественным царством; • церковь — единственная сила, способная объединить мир; • короли и императоры должны подчиняться христианской Церкви и непосредственно Папе Римскому. Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, систематизатор схоластики (догматичного учения о боге). Фома Аквинский сумел объединить веру и разум, аргументируя свою точку зрения тем, что: • вера и разум одновременно участвуют в процессе познания; • все в мире делится на то, что можно познать разумом, и то, что непознаваемо; • разумом можно познать факт существования Бога; • разумом нельзя познать проблемы сотворения мира, первородного греха; • философия и теология — разные науки; • философия может объяснить только то, что познаваемо разумом; • все остальное (божественное откровение) может познать только теология. Доказать существование Бога нельзя, скажет позднее немецкий философ Кант. Существование Бога принимается на веру, интуитивно, без доказательства. Между тем, Фома Аквинский и другие теологи средневековья сформулировали аргументы в пользу существования Бога. Дадим их в современной трактовке: · космологический аргумент: все, что существует, имеет причину, бесконечная серия причин немыслима, поэтому первопричина - Бог; · богословский аргумент: вселенная характеризуется системностью, она разумна, Бог и есть этот разум; · онтологический аргумент: все люди обладают идеей Бога, этой идее должно нечто соответствовать в реальности; · нравственный аргумент: каждый человек несет в себе представление о нравственности, это и есть Бог; · аргумент согласованности: вера в Бога лучше всего объясняет все факты нашей жизни.
В средневековой схоластике выделялись также два противоположных направления - номинализм и реализм. Реалисты считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятия – универсалии (что-то вроде идей Платона). Видный представитель реализма - Ансельм Кентерберийский. Номиналисты (от лат. поmеп — имена) считали реально существующими лишь конкретные вещи, а общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей (что-то вроде единичных вещей – индивидуумов и их видов и родов у Аристотеля). Универсалии познаются после того, как будут познаны в чувственном опыте вещи. К числу номиналистов принадлежал Пьер Абеляр. Теоцентризм объясняет все сущее через господство сверхъестественной силы – Бога
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |