Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Можно ли доказать существование Бога?




Фома Аквинский

Августин Блаженный

Средневековая философия

Средневековой философией называется философия, распространенная в Европе в V — XVI вв.. Она признавала Бога в качестве высшего начала, а весь окружающий мир - результатом Его творения. Можно выделить следующие основные черты средневековой философии:

· теоцентризм (источник бытия - Бог);

· монотеизм (Бог един и уникален);

· креационизм (учение о сотворении мира Богом из Ничто);

· возвышение веры над разумом.

Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии были Августин Блаженный и Фома Аквинский.

Основные положения представителя патристики Августина Блаженного(354 — 430):

• ход истории - это борьба двух противоположных царств - Земного (грешного) и Божественного;

• Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии и законах;

• Земное царство погрязло в грехах и будет побеждено Божественным царством;

• церковь — единственная сила, способная объединить мир;

• короли и императоры должны подчиняться христианской Церкви и непосредственно Папе Римскому.

Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, систематизатор схоластики (догматичного учения о боге). Фома Аквинский сумел объединить веру и разум, аргументируя свою точку зрения тем, что:

• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

• все в мире делится на то, что можно познать разумом, и то, что непознаваемо;

разумом можно познать факт существования Бога;

разумом нельзя познать проблемы сотворения мира, первородного греха;

• философия и теология — разные науки;

философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

Доказать существование Бога нельзя, скажет позднее немецкий философ Кант. Существование Бога принимается на веру, интуитивно, без доказательства. Между тем, Фома Аквинский и другие теологи средневековья сформулировали аргументы в пользу существования Бога. Дадим их в современной трактовке:

· космологический аргумент: все, что существует, имеет причину, бесконечная серия причин немыслима, поэтому первопричина - Бог;

· богословский аргумент: вселенная характеризуется системностью, она разумна, Бог и есть этот разум;

· онтологический аргумент: все люди обладают идеей Бога, этой идее должно нечто соответствовать в реальности;

· нравственный аргумент: каждый человек несет в себе представление о нравственности, это и есть Бог;

· аргумент согласованности: вера в Бога лучше всего объясняет все факты нашей жизни.

 

В средневековой схоластике выделялись также два противоположных направления - номинализм и реализм. Реалисты считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятия – универсалии (что-то вроде идей Платона). Видный представитель реализма - Ансельм Кентерберийский. Номиналисты (от лат. поmеп — имена) считали реально существующими лишь конкретные вещи, а общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей (что-то вроде единичных вещей – индивидуумов и их видов и родов у Аристотеля). Универсалии познаются после того, как будут познаны в чувственном опыте вещи. К числу номиналистов принадлежал Пьер Абеляр.

Теоцентризм объясняет все сущее через господство сверхъестественной силы – Бога




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.