Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спор об идеях продолжают Джон Локк и Дэвид Юм




Рене Декарт – основатель философии Нового времени

Выдающийся французский философ Рене Декарт (1596 - 1650) считается основателем рациональной философии Нового времени. Как и Сократ, он отказался от всех суждений, принятых человеком ранее на веру, тем самым освободил философию от власти религии.

Для того, чтобы построить основание для новой философии, Декарт решает сомневаться во всем, в чем можно усомниться. Он подверг сомнению ощущения, ибо они могут быть галлюцинациями. Подверг сомнению свою любимую математику и механику, ибо возможны ошибки в вычислениях. Остается одно, в чем Декарт не смог усомниться: в факте своего существования. Именно в этой связи Декарт заключает знаменитое: «Я мыслю, следовательно, существую». Две вещи просты и очевидны: Я существую и Я мыслю.

Исходная точка философии Нового времени - мыслящий субъект, человек разумный (Homo sapiens).

 

Метод «картезианского сомнения»

Само мышление как процесс имеет начало, середину и конец. Начало метода «картезианского сомнения» - обнаружение самых простых, очевидных идей, которые философ называл «врожденными» (изначально очевидными как аксиомы). Далее, исходя из ясных, простых идей следует по законам дедукции (от общего к частному) выводить новые идеи. И, наконец, полученное в результате знание надо сравнить с чувственным опытом, с результатами эксперимента.

Декарт предложил новый метод познания. Его совет: при встрече с затруднением определите то ясное и отчетливое, что не вызывает никаких сомнений; разбейте его на части; последовательно переходите от известных и доказанных вопросов к неизвестным.

Декарт – яркий представитель философии рационализма

Против декартовой концепции врожденных ясных идей выступил англичанин Джон Локк (1632 - 1704). С чего начинается процесс познания, по Локку? Первое, что получает человек - это ощущения. Благодаря ощущениям у человека появляются простые идеи внешнего опыта (данный предмет такого-то цвета, такой-то длины). В результате сложения первоначальных идей методом индукции (от частного к общему) мы приходим к более сложным идеям. Локк - сенсуалист, он считает, что всякое знание можно получить только непосредственно из чувственного, жизненного опыта. Человек с рождения, по Локку, - tabula rasa («чистая доска»).

Локку принадлежит учение о первичных и вторичных качествах. Первичные качества предметов существуют сами по себе (объем, плотность, форма, расположение), вторичные качества (цвет, запах, вкус, звук) – результат воздействия предметов на органы чувств. С этим был не согласен еще один представитель английского сенсуализма (эмпиризма) Дэвид Юм (1711 – 1776). Нельзя, например, плотность называть первичным качеством, это качество мы воспринимаем органами чувств, которые существуют в уме, а не в самом предмете. (Если бы человек был как атом, то мир не казался бы таким плотным: расстояние от ядра до электрона составило бы 5 км). Все качества предметов являются вторичными. Мы не способны внешний мир познать таким, каков он есть сам по себе. Юм – представитель агностицизма (учения о том, что мир до конца не познаваем).

На спор рационалистов (Декарт, Спиноза, Лейбниц) и сенсуалистов - эмпиристов ( Ф.Бэкон, Локк, Юм ) современная философия смотрит иначе. Идеи, вопреки мнению Декарта, не даются нам от рождения, они являются научным изобретением. Идеи, вопреки мнению Локка, невозможно вывести только из опытов, эксперимента. Идея - это итог поиска, удачи в упорядочении экспериментального и теоретического материала, часто методом проб и ошибок.

Рационализм в познании опирался на разум, а эмпиризм – на опыт

И.Кант – основоположник немецкой классической философии

В центре внимания Иммануила Канта (1724 – 1804) – гносеология (теория познания) и первейший вопрос: что я могу знать? В своей книге «Критика чистого разума» Кант отстаивал идею агностицизма.

Большинство философов до Канта видело в качестве причин агностицизма сложность и загадочность окружающего мира. Кант говорит: не в мире дело, а в ограниченных возможностях разума. Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки, он наталкивается на неразрешимые противоречия (антиномии):

  • ограниченность пространства (мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве, с другой стороны, мир не имеет начала во времени и безграничен);
  • простое и сложное (существуют только простые элементы, с другой стороны, в мире нет ничего простого);
  • свобода и причинность (существует не только причинность, но и свобода, с другой стороны свободы не существует, все совершается силу строгой причинности по законам природы);
  • наличие бога (бог есть, с другой стороны, бога нет).

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий, получается: разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство агностицизма.

Процесс познания направлен на получение знаний. Кант классифицирует знание как:

  • апостериорное знание — знание, которое получает человек в результате жизненного опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным.
  • априорное знаниедоопытное (существует в разуме изначально и не требует доказательства, например: «Человеческая жизнь протекает во времени» - это очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее: нельзя представить жизнь живого человека, протекающую вне времени). Априорное знание абсолютно достоверно и надежно.
  • «Вещь в себе» - это сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом до конца.

 

Само сознание (чистый разум), по Канту, включает в себя:

чувственность (первоначальная систематизация ощущений в пространстве и времени);

рассудок (с помощью категорий как предельно общих понятий (например, количество, качество, возможность, невозможность) происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений);

разум (высший уровень сознания, высшие идеи, такие как идея Бога; идея души).

Философия, по Канту, является наукой о высших идеях




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.