Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В системе подготовки музыкантов высшей квалификации




Продолжение яние лекции: 2 академических часа.

Вопросы лекции:

Первый Методика преподавания музыкальных дисциплин как наука и как учебный курс;

Вторая Цель, задачи, содержание и методическое обеспечение курса;

Третья Основные принципы современной музыкальной педагога гики.

 

Цель лекции: Охарактеризовать цель, задачи и содержание курса "Методика преподавания музыкальных дисциплин".

 

Первый Методика преподавания музыкальных дисциплин

как наука и как учебный курс

 

В переводе с греческого языка методика (methodike - греч.) имеет два значения: Во-первых, она трактуется как с в купно АСЦ ь пр ыёмав, способов, целесообразного проведения какой-либо деятельности. Во-вторых, методикой называется ответвление педагогической науки, которая исследует закономерности преподавания определенной учебной дисциплины. (Методика математики, истории, музыкальных дисциплин). Таким образом, методика преподавания музыкальных дисциплин ─ это, с одной стороны, комплекс конкретных приемов, способов, принципов, лежащих в основе обучения музыке. С другой стороны - это ответвление музыкальной педагогической науки, изучающая закономерности преподавания музыки.

Сразу хотелось бы сконцентрировать ваше внимание на том, что основой методики является не безразлична последовательность определенных приемов деятельности, а их целесообразность и логическая направленность. Что же касается методики преподавания, то она базируется на выделяет ных практикой логических и последовательных действиях, но и установленных педагогической наукой правилах и закономерностях обучения этим действиям.

Все приведенные выше объяснения касаются и методики преподавания специальных музыкальных дисциплин. Обращу ваше внимание на то, что, поскольку на нашем факультете музыкального искусства готовятся именно музыканты исполнители (искусствоведы учатся, как известно, на другом факультете), под специальными дисциплинами мы будем понимать дисциплины, направленные на подготовку именно музыкантов исполнителей ─ инструменталистов, певцов, дирижеров, солистов, исполнителей хора, ансамбля или оркестра. Таким образом, предметом нашей дисциплины являет ся комплекс приемов, способов целенаправленной деятельности по обучению юспециальным музыкальным дисциплинам.

Учебный курс "Методика преподавания специальных дисциплин» был введен в учебный план подготовки студентов всех специальностей на нашем факультете несколько лет назад. Основанием для этого было расширение перечня квалификаций в университете, которое представляло собой объективный процесс, соответствующий социально-политическим изменениям в обществе, новому статусу нашей высшей учебное заведения, а также современным требованиям профессиональной художественной практики и личным потребностям самих выпускников. Дополнительная педагогическая квалификация, которую сегодня получают наши выпускники все без исключения, убьет яспечвае социальную защиту специалистов, расширяет возможность поиска своего места в области музыкальной культуры страны.(Напомню, что еще десять лет назад квалификацию преподавателя в дипломе получали только те студенты, которые учились хорошо и отлично ─ приблизительно 30-35%. Студенты с удовлетворительными оценками получить такую ​​квалификацию не имели права).

Государственный стандарт высшего музыкального образования по профилю нашего вуза предполагает, что выпускники музыкального факультета должны иметь такую ​​педагогическую подготовку, которая бы давала возможность успешно выполнять не только задачи общего художественного воспитания детей и взрослых, ведения просветительской работы в области художественного творчества, но и позволяло бы им преподавать специальные дисциплины во всех видах учреждений систем художественного образования и воспитания: общеобразовательных школах, школах искусств, студиях и кружках, в клубных учреждениях, детских музыкальных школах, а также средних специальных учреждениях искусства и культуры. Более того, сегодня наши выпускники имеют возможность работать даже в вуз, окончив магистратуру и аспирантуру. Как свидетельствует практика, выпускники нашего факультета работают в Государственном педагогическом университете имени Максима Танка, в нашем университете, в областных филиалах Белорусском государственной академии музыки.

Университетский статус нашего учебного заведения предусматривает подготовку творчески, нравственной, культурной, образованной, национально - сознательной личности, педагога исследователя с глубоким знанием не только специальных методик, но и проблем общей педагогики и психологии, практическими навыками преподавателя методиста. Квалификационная характеристика нашего выпускника значительно более широкая, чем выпускника Педагогического университета, который готовит кадры для системы общего музыкального воспитания, или выпускника Академии музыки, работающий в системе специального музыкального образования.

Именно поэтому в содержании подготовки наших студентов дисциплины психолого-педагогического блока представлен довольно значительно. Так, методологическую основу художественно-педагогической подготовки студентов составляет философия, в частности, эстетика. Огульно педагогическую подготовку специалистов музыкального профиля в нашем университете обеспечивают психология (общая, возрастная, художественного творчества и социальная) и педагогика (общая и профессиональная). Более совершенной профильной подготовке специалистов способствуют курс "Методика преподавания специальных дисциплин» и частные методики, такие, как, например, методика работы с оркестром, ансамблем, хоровым коллективом, методика обучения игре на инструменте и т.д.). И, наконец, завершает подготовку преподавателя музыканта педагогическая практика.

Первая половина курса "Методика преподавания специальных музыкальных дисциплин» имеет фундаментальный характер и выполняет важные задачи в профессиональной подготовке специалиста, потому, что дает общую методическую подготовку студентов музыкантов к будущей педагогической деятельности и является необходимым условием перехода к узко профильных методических дисциплин. Содержание курса создает необходимый фундамент до более глубокого и детального изучения специфических методических вопросов, касающихся каждой конкретной исполнительской специальности и специализации.

18 лекционных часов 6 часов практических занятий посвящен вопросам истории и теории методики. Практические занятия предусматривают самостоятельную работу студентов с различными методическими источниками, целью их является закрепление теоретических знаний и перевод их в практические умения и навыки. По окончании курса студенты сдают зачет. В течение всего семестра студенты выполняют творческие практические задания и контрольно-проверочные тесты, которые являются основанием для допуска к зачету.

В целом курс "Методика преподавания специальных музыкальных дисциплин» имеет тесную связь с курсами общей и музыкальной педагогики, психологии, теории, истории и практики исполнительского искусства, истории и теории музыки и опирается на знания и практические навыки, которые студенты уже получили по своей специальности. Курс построен по концентрического принципа, то есть продолжает, расширяет и углубляет содержание основных положений методики, с которыми студенты знакомились в курсе методики в средних специальных учебных учреждениях.

Вторая Цель, задачи, содержание и методическое обеспечение курса

 

В системе специальной педагогической подготовки музыканта курс методики выполняет особую функцию. Он позволяет не только сформировать систему знаний о цели, задачах, содержании и технологии обучения музыканта исполнителя, но и вывести на уровень обобщения многоаспектный процесс формирования будущего специалиста как творческой личности.

Целью курса является формирование педагогического мастерства студентов через ознакомление их с современными принципами и наиболее эффективными способами и приемами преподавания специальных музыкальных дисциплин.

В задачи курса входит:

- усвоение закономерности, логики и конкретных алгоритмов, которые носят универсальный характер, являются общими для всех специальностей и составляют суть методики преподавания музыкальных дисциплин;

- комплексное развитие личных качеств и профессиональных умений и навыков будущих специалистов в области музыкальной педагогики;

- развитие профессионального интереса к педагогической деятельности;

- дальнейшее совершенствование общих и профессиональных музыкальных способностей студентов.

Содержание курса составляют:

- история развития музыкальной методики;

- теоретические основы методики;

- современные методические системы и педагогические исполнительские школы;

- технология формирования творческой личности и развития музыкальных способностей в процессе преподавания музыкальных дисциплин;

- универсальные способы и методы работы над музыкальным образом и отдельными срод ками музыкальной выразительности.

Третья Основные принципы современной музыкальной педагогики

Современные, кардинально новые социальные и художественные требования общества оказали непосредственное влияние на всю систему образования, в том числе и музыкальную. Они привели к новой образовательной парадигмы, ориентированной на личность, способную к саморазвитию, творчеству, ответственности и самостоятельного выбора. Поэтому современная музыкальная методика опирается на личностно-ориентированный, деятельностный, развивая и творческий подходы.

Личностно-ориентированный подход подразумевает субъектнасць позиции студента. Это отмечает, что каждый студент имеет возможность иметь свой ​​личный взгляд, высказать собственное мнение, предложить конкретную тему для обсуждений, получить необходимую индивидуальную консультацию или помощь.

Деятельностный подход заключается в стремлении превратить теоретические знания студентов в практические умения и навыки (самостоятельная работа над произведением, педагогическая практика в ДМШ или музыкальном училище).

Развивая подход реализуется как в личном, так и в профессиональном планах. Студент учится думать и действовать как музыкант преподаватель, самостоятельно решать педагогические исполнительские задачи, приобретая навыки анализа собственной педагогической и исполнительской деятельности.

Творческий подход проявляется не в овладении сбором дагматывных правил, а в выявлении противоречий в образовании музыканта и умения находить пути их решения.

В современных условиях перестройки и демократизации всех сторон общественной жизни коренные изменения должны происходить и в музыкальной педагогике. Но новое качество осмысления учителем своего назначения может появиться только в социально творческой атмосфере. Поэтому до тех пор, пока содержательная деятельность преподавателя будет руководствоваться жестокой инструкцией, а ее результат оцениваться административно, о настоящей творчества не может быть речи. Творчество и демократизация возможен только в условиях реально включенных в деятельность свободы, инициативы, доверия и ответственности.

Демократизация профессионального музыкального образования, характерная для нашего времени, не является, к сожалению, традиционной для советской музыкальной педагогики и методики. Более привычными являются большие упущения в музыкальном воспитании, если у тех, кто хочет получить профессиональное музыкальное образование, разрушены или заглушен собственно творческие способности (и это при сохранении сенсорных ─ слух, память, ритм и т.д.).

Известный оптимизм советской музыкальной педагогики, которая утверждает, что большинство молодежи может обучаться музыкальному искусству. Но повод для этого оптимизма ─ только показатели элементарной музыкальнасци. Но при этом не учитывается то, что лицо молодого го человека нередко дэфарм Авана излишним прагматизмом, поп-культурой, бездарностью преподавателей обще образовательной, а иногда и музыкальной школ. В ситуации перестройки, которая сложилась сегодня, значительно повышаются требования к музыканта-преподавателя. Все это привело современную музыкальную педагогику к выработке новых методических принципов музыкального образования.

Принцип первый: Точкой отсчета в педагогическом процессе является личность ученика, но не музыкальное произведение, не учебная дисциплина, не собственный забота учителя о своем авторитете или назначении музыкальной культуры.

К сожалению, в существующей музыкально образовательной практике приоритет придается чаще всего формированию музыкально исполнительских навыков. Но в формировании и развитии творческой личности музыканта важное положение занимают общение с преподавателем по специальным дисциплинам, творческие профессиональные взаимоотношения учителя и ученика. Гуманизация образования предполагает полное исключение авторитарности, развитие диалога, сотрудничества, построение субъект ─ субъектных отношений. При этом эмоциональный характер самой музыки, которая является главным средством коммуникации в процессе музыкального образования, создает атмосферу творческого восторга. (Цыт. Нейгауз, С.197).

Принцип второй: Личность ученика развивает только преподаватель, который сам развивается. Этот принцип проявляет себя только благодаря творческим усилиям преподавателя, который создает условия развития ученика, только в процессе собственного развития. Педагогическое развитие ─ поиски таких способов личных отношений, основанных на признании учителем личности ученика, его возможности понимать лучшие образцы музыкальных произведений.

Принцип третий: Содержанием музыкального образования является не освоение информационно-знаковых сторон музыкальных т вора, а воспитание личного (ли чностного) способа отношений как к произведениям искусства, так и к миру, другим людям, лично к себе. Это отмечает, что выпускник не может быть только специалистом профессионалам, эрудированным в области музыки: владеть музыкальным инструментом (или голосом) уметь анализировать музыкальные произведения с точки зрения формы, уметь иллюстрировать свои выступления. Он должен иметь художественные отношения ко многому мира, быть художником и гражданином, ответственным за эстетическое и нравственное воспитание своего поколения. Основанием для такого гуманистического гражданского подхода является новый подход к решению проблемы "человек ─ мир", суть которого ─ в переживания неразрывной связи и зависимости человека от мира и мира от человека. Творческое сознание ученика заключается не в его умении быстро схватить заъваги учителя, а в том, что благодаря диалогу с ним и с музыкальным произведением он приобретает личный способ отношения к этому произведению, а через него ─ до целого мира. Это и положит начало его художественной самостоятельности, которая составляет необходимый фундамент профессионального образования музыканта.

Выводы:

- Методика преподавания музыкальных дисциплин - совокупность приемов и способов целесообразного обучения музыке;

- Важнейшей задачей курса является усвоение закономерности, логики и конкретных алгоритмов преподавания музыкальных дисциплин, общих для всех музыкальных специальностей;

- Современная музыкальная методика опирается на личностно-ориентированный, деятельностный, развивая и творческий подходы;

- Методика преподавания музыкальных дисциплин основывается на принципах новой педагогики: личность ученика, как центральный момент педагогического процесса; неразрывное развитие преподавателя, как необходимое условие развития ученика; формирование у учащихся личностных отношений к произведениям искусства, мира, к самому себе как основное содержание музыкального образования.

Ключевые понятия: методика, музыкальные дисциплины, ученик, преподаватель, музыкальное образование.

Вопросы для самопроверки:

Первый Какие значения имеет термин "методика"?

Вторая Что является целью и задачами курса "Методика преподавания музыкальных дисциплин?

Третья На какие новые педагогические принципы опирается современная музыкальная методика?

Четвёртое Раскроить содержание принципа «развитие учащихся обеспечивает только такой преподаватель, который сам неразрывно развивается".

 

Литература:

Первый Кузьминич М. Художественная творчество. - Мн.: Белорусский наука, 1998. - С.6 - 8; 30 - 39; 137 - 141.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.