Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности административной ответственности специальных субъектов

 

Как уже отмечалось в ракурсе изложения состава административного правонарушения, к специальным субъектам административных правонарушений принадлежат должностные лица, несовершеннолетние, иностранцы и лица без гражданства, военнослужащие, другие лица. Заметная особенность специальных субъектов - наличие определенных дополнительных признаков по сравнению с общими субъектами административных правонарушений.

1. Несовершеннолетние. Говоря о несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, следует отметить, что действующее законодательство (статье 12, 24-1 КУоАП) определяет реакцию государства относительно правонарушителей указанной вековой категории. При совершении административных правонарушений к несовершеннолетним в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет могут быть применены такие меры воздействия:

1) обязательство публично или в другой форме попросить извинения у потерпевшего;

2) предупреждение;

3) выговор или строгий выговор;

4) передача несовершеннолетнего под присмотр родителям или лицам, которые их замещают, под присмотр педагогическому или трудовому коллективу по их согласию, а также отдельным гражданам по их просьбе.

В целом же все правонарушения, за совершение которых несовершеннолетние могут быть привлечены к административной ответственности, можно разделить на три группы:

- правонарушения, за совершение которых к несовершеннолетним применяются специальные меры воздействия (подавляющее большинство правонарушений, определенных действующим КУоАП);

- правонарушения, за совершение которых несовершеннолетние подлежат административной ответственности на общих основаниях, или (с учетом характера совершенного правонарушения и лица правонарушителя) к отмеченным лицам могут быть применены меры воздействия. К этой категории правонарушений принадлежат:

а) незаконные производство, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта в небольших размерах (ст. 44 КУоАП);

б) мелкое похищение чужого имущества (ст. 51 КУоАП);

в) административные правонарушения в сфере транспорта (статье 121-127 КУоАП);

г) управление транспортными средствами или судами лицами, которые находятся в состоянии опьянения (ст. 130 КУоАП);

д) мелкое хулиганство (ст. 173 КУоАП);

є) стрельба из огнестрельного, холодного метательного или пневматического оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах или с нарушением установленного порядка (ст. 174 КУоАП);

є) административные правонарушения, связанные с огнестрельным, холодным или пневматической оружием (статье 190-195 КУоАП);

- правонарушения, за совершение которых несовершеннолетние подлежат административной ответственности исключительно на общих основаниях. К этой группе принадлежит единственное правонарушение - злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, военнослужащего (ст. 185 КУоАП). Исходя из этого обстоятельства можно сделать вывод, что, согласно с требованиями действующего законодательства, само указанное правонарушение может считаться в наибольшей степени общественно опасным (из тех, которые совершают несовершеннолетние в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет).

Последнее, на что целесообразно обратить внимание в характеристике административной ответственности несовершеннолетних, - роль родителей и лиц, которые их заменяют в случае совершения несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет административного правонарушения. В соответствии со ст. 184 КУоАП, совершение несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет административного правонарушения тянет за собой наложение штрафа на родителей или лиц, которые их заменяют, от трех до пяти необлагаемых минимумов доходов граждан. В свою очередь, совершение несовершеннолетними деяний, которые содержат признаки преступления, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины, если они не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, влечет за собой наложение штрафа на родителей, или лиц, которые их заменяют, от десяти до двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан.

 

2. Должностные лица. Когда речь идет об указанной категории специальных субъектов административных правонарушений, необходимо осознавать, что речь идет об особенных правонарушениях. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил обеспечение выполнения которых относится к их служебным обязанностям. Степень общественной опасности таких нарушений является выше.

Давая определение должностным лицам, целесообразно указать, что это -граждане, которые осуществляют организационно предписывающие и административно-хозяйственные функции в государственных и коммунальных органах и организациях. Ключевым признаком должностного лица может считаться наличие властных полномочий. Именно это обстоятельство характеризует негативный аспект административных правонарушений со стороны должностных лиц.

Важным обстоятельством, на которое необходимо указать в контексте административной ответственности должностных лиц, является коррупция и корупционное деяние. Под коррупцией понимается деятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, направленная на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ (Закон Украины от 5 октября в 1995 г. «О борьбе с коррупцией»). В соответствии с указанным нормативно-правовым актом лица, уполномоченные на выполнение функций государства (к ним принадлежат государственные служащие, Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр, вице-премьер-министры, министры, народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутаты сельских, поселковых, городских, районных в городах, районных, областных советов, должностные лица местного самоуправления, военные должностные лица Вооруженных Сил Украины и других военных формирований). В виде взысканий применяются штрафы или отказы в назначении на должность и лишение права баллотироваться в депутаты или на выборные должности в государственные органы.

3. Военнослужащие и другие лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальственного составов органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. При нарушении правил, норм и стандартов, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения, санитарно-гигиенических и санитарно противоэпидемических правил и норм, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, совершение коррупционных деяний и других правонарушений, связанных с коррупцией, нарушение тишины в общественных местах, неправомерное использование государственного имущества, незаконное приобретение или хранение специальных технических средств для снятия информации с каналов связи, других средств негласного получения информации, непринятие мер по отдельному постановлению суда или отдельному постановлению судьи, относительно представления органу дознания, следователя или протеста, предписания или представления прокурора, уклонения от выполнения законных требований прокурора, нарушения законодательства о государственной тайне, нарушении порядка учета, хранения и использования документов и других носителей информации, которые содержат конфиденциальную информацию, которая является собственностью государства, эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. К отмеченным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест (ст. 15 КУоАП).

4. Иностранцы и лица без гражданства. Указанные категории лиц, которые находятся на территории Украины, подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Украины. Вопросы об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Украины иностранцами, которые по закону действующими и международными договорами Украины пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Украины, решаются дипломатическим способом (ст. 16 КУоАП).

Относительно иностранцев и лиц без гражданства может использоваться выдворение за пределы Украины. Иностранец и лицо без гражданства, который совершил преступление или административное правонарушение, после отбывания назначенного ему наказания или выполнения административного взыскания может быть выдворен за пределы Украины. Решение о выдворении его за пределы Украины после отбывания им наказания или выполнения административного взыскания принимается органом внутренних дел по месту его пребывания с последующим извещением на протяжении 24 часов прокурора об основаниях для принятия такого решения. Также основаниями для выдворения могут стать ситуации, по которым действия иностранца и лица без гражданства грубо нарушают законодательство о статусе иностранцев и лиц без гражданства, или противоречат интересам обеспечения безопасности Украины или охраны общественного порядка, или когда это необходимо для здравоохранения, защиты прав и законных интересов граждан Украины (Закон Украины от 4 февраля в 1994 г. «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства»).

Следует указать, что относительно выдворения иностранцев и лиц без гражданства имеет место практическая деятельность административных судов, которые действуют в нашей стране с недавних пор. Так, орган внутренних дел или орган охраны государственной границы могут задержать и принудительно выдворить из Украины иностранца или лицо без гражданства только на основании постановления административного суда. Такое постановление принимается судом по обращению органа внутренних дел, органа охраны государственной границы или Службы безопасности Украины, если иностранец или лицо без гражданства уклоняются от выезда после принятия решения о выдворении или есть обоснованные основания считать, что они будут уклоняться от выезда.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правила наложения административных взысканий | Особенности административной ответственности юридических лиц
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.