Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 1. Государственное регулирование – целенаправленное воздействие органов власти, наделенных компетенцией в сфере недропользования

Государственное регулирование – целенаправленное воздействие органов власти, наделенных компетенцией в сфере недропользования, посредством форм и методов, установленных нормативно-правовыми актами.

Государственное регулирование осуществляется в целях:

• Упорядочения общественных отношений;

• Развития общественных отношений;

• Охраны прав и законных интересов субъектов отношений;

• Защиты интересов всего населения страны.

Государственному регулированию отношений недропользования посвящен раздел 4 Закона РФ «О недрах».

Основная задача гос.регулирования отношений недропользования (ст. 35 Закона РФ «О недрах»):

• Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, её рациональное использование и охраны недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов РФ.

Задачи государственного регулирования:

• Определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по РФ в целом и по регионам;

• Обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

• Обеспечение геологического изучения территории РФ, её континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового Океана;

• Установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

• Введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;

• Установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с использованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.

В соответствии со ст. 35 Закона РФ «О недрах» государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством:

• Управления (гос.управление недропользованием);

• Лицензирования (система предоставления в пользование участков недр);

• Учета (результатов геологического изучения и освоения недр для обеспечения полноты геологического изучения территории и извлечения ПИ из месторождений);

• Контроля (соблюдения законодательства и условий пользования недрами, включая соблюдение норм и правил промышленной безопасности при производстве работ в сфере недропользования).

Статья 72 Конституции РФ относит вопросы владения, пользования и распоряжения ресурсами недр к совместному ведению РФ и её субъектов.

2.1. К компетенции федеральных органов гос.власти относится (ст. 3 Закона РФ «О недрах»):

1) разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах;

2) определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ;

3) установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов ПИ;

4) создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет гос.средств;

5) государственная экспертиза информации о разведанных запасах ПИ, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность (кроме ОПИ и местного значения);

6) официальное опубликование:

• Перечня участков недр федерального значения в официальном издании, определенном Правительством РФ;

• Формирование федерального фонда резервных участков недр;

• Установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;

7) формирование совместно с субъектами РФ региональных перечней ПИ, относимых к ОПИ и выделение участков недр местного значения;

8) осуществление гос.учета в сфере недропользования:

• Составление Государственного баланса запасов ПИ;

• Гос.учет участков недр, используемых для добычи ПИ и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ;

• Ведение гос.кадастра месторождений и проявлений ПИ,гос.регистрация работ по геологическому изучению недр;

9) распоряжение недрами континентального шельфа РФ;

10) защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ;

11) разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами РФ;

12) заключение международных договоров РФ по геологическому изучению, использованию и охране недр;

13) гос.контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения;

14) заключение соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр.

2.2. К компетенции органов гос.власти субъектов федерации относится (ст. 4 Закона РФ «О недрах»):

1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах;

2) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

3) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;

4) создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и соответствующих местных бюджетов;

5) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

6) составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

7) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и выделение участков недр местного значения;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 29.04.2008 N 58-ФЗ)

8) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

9) установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;

10) защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;

11) участие в определении условий пользования месторождениями ПИ (утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ);

12) участие субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;

(пп. 12 в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ)

2.3. К компетенции местных органов самоуправления относится (ст. 5 Закона РФ «О недрах»):

1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование;

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;

3) предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;

4) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений статьи 18 настоящего Закона;

5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

6) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Часть 2. История правового регулирования пользования недрами на территории Российского государства уходит глубоко в историю | Часть 2. Гос.управление отношениями недропользования осуществляется:
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.