Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6: Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета

План:

  1. Объекты и цели проведения инвентаризации.
  2. Общие правила проведения инвентаризации.
  3. Документальное оформление результатов инвентаризации и регулирование расхождений.

 

I. Не все хозяйственные операции могут быть оформлены документами в момент их совершения. Например, некоторые товары изменяют свой вес под влиянием колебаний влажности и температуры. Потери товаров могут быть при перевозке, продаже, из-за неправильного хранения или ошибок при приемке и отпуске. Все эти потери изменяют величину имущества организации. Для их выявления проводят инвентаризацию.

Объектами инвентаризацию являются:

- основные средства

- нематериальные активы

- финансовые вложения

- производственные запасы

- товары

- готовая продукция

- денежные средства

- кредиторская задолженность

- кредиты банков, займы, резервы

Инвентаризация финансовых обязательств – это сверка расчетов.

Слово «инвентаризация» с латинского означает опись хозяйственных предметов. Она проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Проводить инвентаризацию следует в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» (ст.12) и методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ №49 от 13.06.95г.

Инвентаризация проводится по графику, утвержденному руководителем. Проведение инвентаризации обязательно в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального Закона «О бухгалтерском учете»:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Основными целями инвентаризации являются:

- выявление фактического наличия имущества;

- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

- проверка полноты отражения в учете обязательств.

 

II. В каждой организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (руководитель, главный бухгалтер, начальники отделов, представители общественности). Она организует проведение инвентаризаций, контролирует их качество, рассматривает результаты, принимает решение по их отражению в учете.

Непосредственно инвентаризацию проводит рабочая инвентаризационная комиссия, которая назначается приказом или распоряжением руководителя организации. В приказе определяется состав комиссии, срок проведения, причина инвентаризации, дата сдачи материалов инвентаризации в бухгалтерию. Приказ вручается председателю рабочей инвентаризационной комиссии, при необходимости с комиссией проводится инструктаж.

Первоочередные действия рабочей комиссии на месте инвентаризации:

1. Вручить приказ директору предприятия, оповестить работников об инвентаризации.

2. Опломбировать подсобные помещения, запасные входы и выходы.

3. Снять остатки наличных денег в кассе, составить акт.

4. Получить последние отчеты материально ответственных лиц, завизировать их и первичные документы, которые к ним приложены.

5. Взять расписку с материально ответственных лица, что все документы приложены к отчету

6. Проверить весоизмерительное оборудование.

7. Все ценности разложить по легко просчитываемым рядам.

8. Проверить фактическое наличие товарно-материальных ценностей, составить инвентаризационные описи по местам хранения.

Фактическое наличие имущества определяется путем обязательного пересчета, взвешивания, обмеривания. Грубейшей ошибкой считается заполнение описи со слов материально ответственных лиц.

9. Взять подписку о том, что все ценности проверены в присутствии материально ответственных лиц и претензий к комиссии у них нет.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи разных форм, которые составляются не менее чем в двух экземплярах. На каждое изолированное помещение составляется отдельная инвентаризационная опись.

Каждое наименование товара записывается в инвентаризационную опись отдельной строкой с указанием единиц измерения, количества, цены и суммы. В конце каждой страницы указывается прописью количество порядковых номеров, общее количество единиц фактически, сумма фактически. На последней странице подсчитываются итоги по описи в целом. Свободные строки прочеркиваются, ошибки исправляются и оговариваются подписями всех членов комиссии.

По окончании инвентаризации могут осуществляться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации.

Комиссия составляет акт о контрольной проверке и если будет установлено несоответствие, то назначается новая комиссия для повторной инвентаризации.

III. Предварительные результаты инвентаризации можно выявить в подразделении, где она проводилась. Для этого надо сравнить фактические остатки ценностей по описям с остатками по отчетам материально ответственных лиц.

Окончательные результаты выводятся в бухгалтерии. Для их определения составляется сличительная ведомость, в ней указываются данные о фактических остатках ценностей и об остатках по данным бухгалтерского учета.

Если фактические остатки меньше учетных, то результат инвентаризации – недостача, а если наоборот, то – излишки.

В соответствии со статьей 12 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» пункт 3:

- выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации – на увеличение финансирования (фондов);

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли сносятся на издержки производства или обращения, сверх норм – на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов).

 

Отражение на счетах результатов инвентаризации

Дебет Кредит Содержание
50,10,41,43,01 911 «Прочие доходы» - оприходование излишки денежных средств в кассе, материалов, товаров, готовой продукции, основных средств
94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 50,43,41… - отражение недостачи ценностей в момент выявления
44 «Расходы на продажу», 26 «Общехозяйственные расходы»   - списание недостачи в пределах норм естественной убыли за счет организации
732 «Расчеты по возмещению материального ущерба»   - списание недостачи за счет виновных лиц

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 5: Документирование хозяйственных операций | Тема 7: Формы бухгалтерского учета
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.