Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности формирования рыночной конъюнктуры на рынке закупок




Спрос на рынке закупок подразделяется на:

- спрос на продукцию промышленного назначения.

- спрос на продукцию производственного назначения.

Продукция производственного назначения часто имеет вторичный характер, так как зависит от спроса на продукцию промышленного назначения.

Спрос на сырье и материалы определяется потребностями производителей товаров из этого сырья и зависит от спроса на их продукцию.

Баланс между спросом и предложением это и есть конъюнктура рынка.

Поле рыночных исследований состоит из трех частей:

-известный рынок, смежный рынок и новый рынок.

Известный рынок включают поставщики, у которых предприятие закупала ТМЦ в прошлых периодах.

Смежный рынок образуют поставщики, о которых известно. Но их продукция имеет отличительные особенности.

Новый рынок образуют поставщики, о продукции которых и о них самих предприятию ничего неизвестно.

Все возможные сочетания вариантов можно рассмотреть при помощи Продуктово рыночной матрицы:

Закупаемая продукция Потенциальный рынок
Известный Смежный Новый
Закупаемая «старая» продукция Частые повторные закупки. Установившиеся связи Модифицированные закупки. Расширенные рынки закупок Изменение рынка закупок
Частично измененная, модифицированная Модифицированная продукция Изменение закупок Изменение рынка закупок
Новая Новые закупки на старых рынках Переключение закупок на смежных поставщиков Инновация в закупках

 

Рис.3.1 Продуктово - рыночная матрица.

Как видно из матрицы, по каждому виду продукции возможно 3 варианта закупок, а всего возможно 9 вариантов. Прежде чем принимать решение, следует выполнить ряд определенных действий.

1.Анализ предложений.

2.Анализ конкуренции между покупателями.

При анализе предложений учитывают:

- продуктивность предложения, это оценка предлагаемых ресурсов с точки зрения их влияния на конечную продукцию. Обращать внимание на качество, стабильность показателей, т.е. стабильность качества. Уровень стабильности качества можно определить, если изучить: имидж данной продукции у других покупателей, уровень используемой техники и технологии, имидж самой фирмы и ее торговой марки, уровень внутризаводского менеджмента.

Продуктивность зависит и от обеспеченности предложения сервисом. Имеется в виду: техническая помощь и консультации по применению, гарантийное обслуживание, послепродажное негарантийное обслуживание.

Техническая помощь может включать- обеспечение специальной литературой и документацией по применению ТМЦ, прием для обучения специалистов покупателя, приезд специалистов продавца для обучения на месте.

Гарантийное обслуживание – обеспечивает ремонт и замену продукции в гарантийный срок, в случае ее негодности по вине поставщика.

Послепродажное негарантийное обслуживание обеспечивает покупателю качественный платный ремонт после гарантийного периода.

Издержки предложения, можно рассматривать как цену потребления закупаемой продукции, составляющую значительную долю затрат в будущей себестоимости продукции. Цена предложения является важнейшим исходным элементом, формирующим цену потребления продукции, в случае ее закупки. При этом надо учитывать стоимость всех дополнительных, возникаемых при переработке продукции.

Для этого следует выделить и изучить влияние следующих факторов:

-количество отходов, образующихся при переработке;

-стоимость обработки ТМЦ;

-сравнительную ценность гарантийного обслуживания;

-процент выполнения работ;

-процент загрузки оборудования;

-энергоемкость переработки;

-логистическую продуктивность.

При закупке больших партий товара, анализ предложений проводят в рамках в общей системы функционально-стоимостного анализа. Целью такого анализа является установление степени соответствия технических и стоимостных характеристик требованиям покупателя.

Проведение такого анализа позволяет выяснить6

-нужны ли все свойства материала;

-какие еще материалы можно использовать;

-как обеспечить выполнение тех же функций, но с меньшими издержками;

-существуют ли предложения такой же продукции, но по более низким ценам.

Важной стороной изучения предложения продукции является определение коммерческих рисков.

Риск – это возможность того или иного результата в сфере закупок, обусловленных влиянием случайных факторов на процесс закупок, которые могли бы привести к изменению цен, а так же неспособности поставщика выполнять обязательства по поставкам.

Важными факторами в рисках являются «время» и «пространство».

Время – после закупки и оплаты стоимость может уменьшиться.

Пространство – в процессе доставки продукция может перейти в собственность перевозчиков.

Для снижения рисков следует изучить:

-политические, социальные и экономические условия, формирующие внешнюю среду возможной закупки, учесть климатические условия;

-степень воздействия государства на сферу коммерческой деятельности, анализируя правовую, ценовую, налоговую, финансовую и таможенную политику государств;

-надежность качества продукции и исполнительскую дисциплину

поставщика: его технические и производственные возможности, финансовое положение, эффективность управления, кто руководит предприятием, его образование, прошлое, неформальные отношения которым придерживается поставщик.

Анализ конкуренции и его процесс.

Изучая конкуренцию среди поставщиков интересующей вас продукции необходимо получить ответ на два вопроса:

-что могут поставщики дать рынку;

-чем поставщики занимаются.

На вопрос «что могут» можно получит ответ, если проанализировать результаты производственной деятельности поставщиков.

Первым этапом такого анализа является идентификация всех реальных и потенциальных поставщиков. По каждому закупаемому ресурсу необходимо сформировать банк данных (список поставщиков).

Второй этап – установление потенциала каждого поставщика. Потенциал формируется его сбытовыми, производственными и финансовыми возможностями.

Изучая конкуренцию среди покупателей, необходимо идентифицировать всех своих конкурентов. Для этого можно воспользоваться матрицей:

Закупаемые ресурсы Производимая конечная продукция
одинаковая отличающая
Объекты закупок    
Закупаемое сырье    
Используемы технологии    

 

По строкам матрицы группируются конкуренты по объектам закупки, по сырью и по технологиям.

 

 

ЛК 3.2 Основные направления исследования рынка закупаемых материальных ресурсов

3.2.1.Задачи исследования рынка

Задача исследований по каждому из рынков включает следующие основные направления:

1. Закупаемые специфические сырье, продукция или услуги.

2. Закупаемые основные сырье и товары.

3. Поставщики.

4. Система закупок.

При исследованиях рынка закупок пользуются следующими критериями

 

• ценность продукции или услуги с точки зрения получения прибыли (существующей или планируемой);

• рентабельность продукции;

• характеристика цены/стоимости (частота изменения цены, наличие сезонных колебаний цен, неконкурентоспособная стоимость конечной продукции, превышение стоимости сырья цены продукции);

• доступность (ограниченное число поставщиков, новых поставщиков, в дополнение к имеющимся, возможные международные источники поставок, возможность производства на предприятии или наличия внешних источников поставок);

• качество материальных ресурсов (имелись ли проблемы с качеством);

• качество информации (точность информации, наличие запаздываний информации, неоправданно высокая стоимость информации).

Исследования закупаемого специфического сырья, продукции или услуги. Касаются в основном закупаемой уникальной или дорогостоящей продукция и построены на анализе ценности, который был впервые разработан Лоренсом Майлсом - сотрудником компании General Electric. При анализе ценности сравнивают функцию, которую выполняют закупленные товары, с расходами, в

попытке найти вариант уменьшения расходов.

Областями анализа закупаемого специфического сырья,являются:

1. Анализ методов утилизации отходов (включая переработку).

2. Оценка вариантов целесообразности производства, аренды или покупки материальных ресурсов.

3. Исследование процессов упаковки материальных ресурсов для снижения расходов.

4. Анализ существующих спецификаций материальных ресурсов, чтобы исключить закупки ненужных товаров.

5. Анализ сфер применения конкретного товара и рассмотрение возможности комплексного использования одной номенклатурной позиции для удовлетворения ряда производственных потребностей.

6. Анализ технических и экономических возможностей замены номенклатурной позиции, закупаемой в настоящее время.

Исследования основного сырья и товаров. Направлено на составление краткосрочных или долгосрочных прогнозов в отношении основного закупаемого товара или изделия. Как правило, в фокусе такого анализа находятся сырье и товары, на покупку которых приходится основная доля оборотных средств.

Общее изучение сырья включает анализ следующих основных областей:

1. Текущий или будущий статус компании в качестве покупателя (описание товара, его использование в настоящее время и прогноз будущих потребностей, поставщики, цена, условия, ежегодное потребление, вид перевозки и текущие контракты).

2. Альтернативы производственного процесса (технология изготовления товара, использованное сырье, обеспеченность трудовыми ресурсами, расходы, фактор времени и др.).

3. Использование товаров (потребность, наличие возможных товаров-заменителей и стоимость замены).

4. Удовлетворение потребности (объем запаса и источники потребности, предполагаемое изменение).

5. Снабжение (возможности, каналы распределения, сильные и слабые стороны поставщиков, прогнозы технологических изменений, политические и экологические тенденции).

6. Цены (факторы, определяющие цену, расходы на производство и доставку, положения о тарифах и импорте, цены поставщиков и потребителей промышленной продукции).

7. Стратегии по сокращению расходов и/или обеспечению снабжения (прогноз снабжения, планы по снижению затрат, вопросы импорта, хеджирования, анализ ценности, контрактная деятельность).

Исследование поставщика. В этой области основной акцент делается на источнике закупок. Выделяют следующие направления исследований:

1. Анализ финансового положения поставщика. Изучение финансового состояния существующих или потенциальных поставщиков для оценки финансовых рисков их воздействия на компанию-покупателя. Такой анализ обычно проводится в финансовом отделе компании, но в некоторых случаях его проведение возлагается на отдел закупок.

2. Анализ производственных возможностей. Уточняются его возможности и ограничения производственной деятельности.

3. Поиск новых источников снабжения.

4. Анализ расходов, связанных с дистрибуцией. Исследуется выполнение этапов процесса доставки товаров от места производства до пункта, в котором компания приобретает на них право собственности, рассчитываются затраты для оценки эффективности каналов распределения.

5. Анализ производственных расходов. Исследуются расходы поставщика при производстве товара (прямые затраты на сырье, затраты труда, расходы на разработку, оборудование).

6. Исследование дисциплины и качества. Систематическое исследование того, как реально поставщики относятся к компании-покупателю и как они соблюдают условия договора.

7. Оценка деятельности поставщика. Сбор и анализ информации о том, насколько хорошо выполняется работа данным поставщиком, с тем, чтобы более осмысленно принимать решения об источниках повторных закупок и дать рекомендации об изменениях.

8. Оценка стратегии продаж поставщика. Изучение целей поставщика я средств, которыми он пользуется для достижения этих целей, с тем, чтобы предвидеть его действия и разработать стратегию закупок для обеспечения продолжительного снабжения необходимыми товарами по наименьшей цене.

Исследование системы закупок. Анализ системы закупок можно определить как изучение систем и процедур с особым акцентом на управление сырьем.

Такое исследование, как правило, включает следующие области:

1. Общие заказы. Исследование сферы применения обобщенных контрактов для обеспечения большей эффективности закупок и снижения административных расходов.

2. Формирование индекса цены. Рассчитывается для сырья, комплектующих и товаров для осуществления ремонта и содержания оборудования.

3. Ценовые скидки. Определяется экономическая целесообразность использования имеющихся скидок в оплате.

4. Котировки. Моделируются котировки по одному товару разных поставщиков и определяются сочетания поставок, ведущие к максимальной экономии.

5. Себестоимость. Выявляются расходы, связанные с приобретением товара, административные расходы и расходы, связанные с хранением товара.

6. Процедура оплаты. Исследование и улучшение системы оплаты счетов поставщика.

7. Системы контроля поставщика. Установка компьютерной системы, которая регулярно запрашивает и собирает информацию от поставщиков о статусе выполнения текущего заказа. Такая информация приводит к контролю выполнения заказа, размещенного у поставщика.

8. Метод оценки деятельности покупателя и отдела закупок. Выработка системы, с помощью которой реальный результат общих усилий по закупке можно сравнить с заранее определенным критерием.

9. Метод оценки деятельности поставщика. Разработка системы рейтинга, показывающая, насколько хорошо поставщики выполняют свои обязанности.

Полученные сведения важны для принятия решения о перекупке товара и в качестве основы для обеспечения обратной связи с поставщиком по тем вопросам, где необходимо усовершенствование.

Исследование рынка закупок вносит существенный вклад в данную деятельность, так как регулирует способность компании успешно решать будущую неопределенность с сырьем и материалами и повышать эффективность закупок.

 

3.2.2.Исследование упаковки материальных ресурсов.

Перемещение большинства товаров из сферы материального производства в сферу потребления невозможно без упаковки.

Упаковка – это средство или комплекс средств, которые обеспечивают защиту товаров от повреждений и потерь, а окружающую среду - от загрязнений. Основным элементом упаковки является тара, которую по выполняемым в процессе товарного обращения функциям подразделяют на транспортную, потребительскую и тару – оборудование.

Транспортная тара предназначена для защиты груза от воздействия внешних факторов, для сохранности во время перевозки и для обеспечения механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Типы и размеры транспортной тары регламентрованы стандартами, которые не только обеспечивают прочностные характеристики тары, но и дают возможность унифицировать ее со средствами перевозки.

Транспортная тара классифицируется:

-по сфере обращения - одноразовая и многоразовая;

-по способности сохранять форму – жесткая (ящики деревянные и полимерные, из ДВП, фанерные, бочки), полужесткая (картонные ящики, полимерные бутылки), мягкая (бумажные или текстильные мешки) и хрупкая (стеклянная).

Самое большое распространение получила картонная транспортная тара. Она используется для упаковки различных продовольственных и непродовольственных товаров. Ее основные преимущества – небольшая масса по отношению к массе затариваемого товара, низкая стоимость, возможность изготовления любой конфигурации и удобная транспортировка в сложенном виде.

Картонная тара изготавливается из многослойного гофрокартона. Ящик вырубается из листов. Складывается и склеивается. Для его производства применяется вторичная макулатура с добавлением или напылением целлюлозы. Основные марки гофрокартона – Т21, Т22 и Т23.

Чем выше марка гофрокартона, тем большую нагрузку выдерживает ящик из него. Размеры четырехклапанных ящиков стандартизированы и каждый имеет свой номер. Размеры ящиков и их назначение привязано к товару, для которого они предназначены по прочностным характеристикам и по грузовместимости. В результате масса брутто не превышает предельно допустимой массы, разрешенной к поднятию на производстве одним человеком. Картонные ящики хорошо формируются в пакеты.

Пакетом называется укрупненная грузовая единица товара, уложенная в один блок, размеры и масса которого соответствует рациональному размещению в транспортном средстве и позволяет использовать погрузочное оборудование.

Для создания пакетов применяют поддоны.

Сертифицированный европоддон (EUR-поддон или "Европул") имеет размеры 800х1200х145мм. Обязательно наличие фирменного клейма EUR в овале, выжженного на правых несущих ножках поддона. На остальных ножках также нанесена маркировка, указывающая производителя (PKP, FS, DB и т. п.) и цифровая информация (серия, год выпуска). Верхняя часть европоддона

состоит из пяти досок. Нижняя часть состоит из трех досок (узкая, широкая, узкая) со снятыми фасками. Обязательно наличие фасок на углах европоддона.

Сертифицированный финподдон (FIN-поддон или "Предпочтительный" ИСО 3676) имеет размеры 1000х1200х145мм. Обязательно наличие фирменного клейма FIN в прямоугольнике, выжженого на правых несущих ножках поддона. На центральных ножках также нанесена цифровая информация, указывающая код производителя и дату выпуска. Верхняя часть финподдона состоит из семи досок. Нижняя часть состоит из трех досок (узкая, широкая, узкая) со снятыми фасками. Обязательно наличие фасок на углах.

Поддоны широко используют во многих странах. При этом следует обратить внимание на следующее:

-конструкция поддона подразумевает его погрузку и передвижение погрузчиком или тележкой с любой из четырех сторон;

-в 20-футовый контейнер может быть загружено 11 "европоддонов" или 9-10 стандартных поддонов в один ярус;

-в 40-футовый контейнер может быть загружено 23 - 24 "европоддона" или 20-21 стандартных поддонов в один ярус.

Деревянные поддоны достаточно прочные, поэтому выдерживают вес трех ярусов при штабелировании на складах.

Транспортная тара, уложенная на поддон, не должна выступать за его края.

Правильность загрузки поддона можно оценить с помощью коэффициента использования объема:

КИо = КИпл х КИвыс, (2.3)

где: КИпл – коэффициент использования площади поддона, КИвыс – коэффициент использования высоты.

Если длина поддона Ап, ширина поддона Вп, длина ящика Ая а ширина ящика Вя, то количество ящиков в одном ряду на поддоне найдем по формуле:

(2.4)

Полученное значение округляется до целого значения вниз.

Если площадь основания ящика Sя, то коэффициент КИпл найдем из выражения:

(2.5)

Если высота ящика Ня а высота кузова транспортного средства Нк (расстояние от пола кузова до его крыши), то количество рядов ящиков на поддоне найдем по формуле:

, (2.6)

где: 0,145 – высота корпуса поддона.

Полученное значение Nр округляется до целого значения вниз.

Тогда коэффициент КИвыс будет равен:

(2.7)

 

Из приведенных зависимостей видно, что для оптимального формирования пакетов следует выбирать ящики с размерами кратными размерам поддона и высоты кузова.

Большинство транспортных средств имеет высоту кузова в пределах 2,48 – 2,74 м. Соответственно максимальная высота пакета будет лежать в пределах 2.14 – 2,40 м. При использовании поддона с размерами 1200 х 1000 м, максимальный объем пакета будет лежать в пределах 2,57 – 2,88 м куб.

Для предварительной оценки степени использования грузового объема формируемого пакета можно использовать данные, приведенные в табл.3.1.

 

Таблица 3.1

Средние значения массы некоторых товаров, сформированные в 1 м. куб. транспортного пакета

Наименование товарной группы Масса 1 м. куб, т
Консервы мясные 0,85
Сахар 0,75
Кондитерские изделия 0,50
Шампанское 0,30
Чай натуральный 0,32

 

Основное преимущество перевозки грузов в виде пакетов на поддонах – сокращение затрат на погрузочно-разгрузочных операциях.

Стоимость погрузки грузов вручную – около 10 у.е. за 1 тонну. Стоимость погрузки грузов на поддонах - около 2 у.е. за 1 тонну.

 

Лк 3.3 Материальный поток и его классификация

3.3.1. Понятие материального потока

Под объемом входящего материального потока понимается количество материальных ресурсов, которое будет закуплено и поставлено на предприятие за определенный период времени (год, квартал, месяц). С позиций логистики объем входящего материального потока представляет интерес в связи с необходимостью определения предстоящего объема потока грузов, трудоемкости их переработки, мощности складского хозяйства службы снабжения, расчета необходимого количества транспортных средств для их перевозки, потребности в погрузо-разгрузочных механизмах.

Общая величина материального потока, которая могла бы быть представлена одним числом, может быть выражена в денежном измерителе. Для практического использования в логистике этот показатель мало пригоден, так как с помощью его тяжело определить трудоемкость переработки грузов. Кроме этого на его величину существенное влияние оказывает изменение цен, что приводит к проблеме сопоставимости данных за разные периоды времени. В связи с этим прибегают к использованию условных физических единиц. Например, используя переводные коэффициенты для различных групп материальных ресурсов, можно определить общую величину грузопотока в тоннах.

Однако далеко не по всем материальным ресурсам имеются переводные коэффициенты, поэтому наряду с общей величиной материального потока еще больший интерес для специалистов по логистике представляют материальные потоки по отдельным видам материалов, которые выражаются в физических единицах (т, л, пог.м., куб.м., и др.).

Показатели, характеризующие величину входного материального потока, можно определить на основе баланса материально-технического обеспечения предприятия, пример которого представлен в таблице 3.1. Такой баланс разрабатывается по каждому материалу. Форма баланса может быть различной, однако в любом случае с его помощью определяется общая потребность предприятия в материале (левая часть), а также устанавливается плановая величина ресурсов, которыми будет располагать предприятие в будущем периоде (правая часть).

Изучение перечня показателей баланса материально-технического снабжения позволяет сделать вывод, что величина входящего материального потока будет соответствовать показателю предполагаемого объема закупки цемента.

 

Таблица 3.2. Баланс материально-технического обеспечения предприятия цементом М500

Потребность предприятия Источники удовлетворения потребности
№ пп Направления расхода Кол. т № пп Плановые ресурсы Кол. т
  Выпуск продукции     Остатки ож. на начало планового периода  
  Изменение незаверш. производства     Мобилизация внутренних резервов  
  Ремонтно-экспл. нужды     Объем закупки  
  Кап. строительство        
  НИОКР        
  Переходящий запас        
  Итого     Итого  

 

Для определения объема закупки необходимо предварительно рассчитать все другие показатели баланса, которые являются обоснованием планового объема закупки. В нашем примере объем закупки, а, следовательно, и величина входящего материального потока, составляет 368т (100+5+25+250+1+8-15-6).

 

 

Основой для определения величины входящего материального потока является потребность предприятия в материальных ресурсах для обеспечения своей производственно-хозяйственной деятельности. Но величина потребности в материалах хоть и близка по величине к объему закупки, но обычно с ним не совпадает. Это объясняется тем, что движение материальных потоков предполагает создание определенных запасов во всех звеньях товаропроводящей сети. В сфере закупки формируются производственные запасы. Как видно из баланса, по запасам устанавливаются два показателя (переходящий запас на конец планового периода и ожидаемые остатки на начало этого периода).

Переходящий запас устанавливается на уровне нормы, рассчитанной на плановый период. Он включается в расходную часть баланса и рассматривается как показатель потребности в материале на создание производственного запаса. В правую часть баланса включается другой показатель по запасам, который отражает прогнозируемую величину запаса на начало планового периода. Включение показателей по запасам в различные части материального баланса позволяет выявить их изменение в течение планового периода. Если происходит рост запасов, то это приводит к увеличению планового объема закупки, и наоборот их снижение позволяет уменьшить размер закупки. Уменьшению объема закупки способствует также работа предприятия по выявлению внутренних резервов экономии материалов (снижение норм расхода, восстановление и повторное использование и др.)

Концепция логистики предполагает тщательное обоснование каждого показателя, характеризующего материальные потоки. Но в закупочной логистике наиболее трудоемким и ответственным является этап определения потребности предприятия в материальных ресурсах, причем ставится задача определения оптимальной ее величины.

 

3.3.2. Классификация материальных ресурсов по методу ABCXYZ

Выбор методов расчета потребности в материальных ресурсах зависит от множества факторов: объема и регулярности потребления, нормативной базы, цен на материалы, их дефицитности и др. Однако, наиболее существенными факторами, предопределяющими выбор того или иного метода расчета потребности в материалах, являются их объемы, стоимость и регулярность потребления. В связи с этим целесообразно классифицировать материальные ресурсы по критериям, которые учитывают перечисленные факторы. На практике используются достаточно известные группировки материалов по указанным признакам ABC и XYZ.

В таблице 3.3 представлены наиболее существенные признаки отнесения продукции к той или иной группе.

 

 

Таблица 3.3. Особенности классификационных группировок по методу ABC и XYZ

Группы материалов А Высокая стоимость объема потребления, 80% В Средняя стоимость объема потребления, 15% С Низкая стоимость объема потребления, 5%
X Регулярное потребление АX BX CX
Y Колебл.потр AY BY CY
Z Нерегул. потр. AZ BZ CZ

 

 

Основным признаком деления материалов на группы ABC является стоимость объема потребления за исследуемый период, а на группы XYZ – регулярность потребления. Чаще всего Группа А согласуется с группой Х. Материалы, входящие в группу А, занимают до 80% стоимости годового объема потребления, обычно это материалы, используемые на основное производство, они являются определяющими в материалоемкости выпускаемой продукции. Но именно эти материалы характеризуются и регулярностью потребления, а следовательно и высокой предсказуемостью объемов потребления, поэтому их можно одновременно отнести и к группе Х. На группу А, а следовательно и Х, падает львиная доля транспортно-заготовительных и складских расходов. Все это предопределяет необходимость наибольшего внимания к материалам этих групп со стороны логистиков при планировании и осуществлении входящих материалопотоков. В то же время надо иметь в виду, что и в группах В и С могут присутствовать регулярно потребляемые материалы, но со средней или низкой стоимостью и небольшими объемами потребления. Точно также в группах Y и Z могут встречаться материалы с высокой стоимостью, но нерегулярным потреблением. Поэтому важно выявить эти особенности и учесть при выборе методов планирования и контроля и регулирования материальных потоков.

Пример классификации материальных ресурсов по методу ABC представлен в таблице 3.4. В данном случае в группу А входят только два материала, что составляет 18,2 % от всей номенклатуры потребляемых материалов, но по объему потребления они занимают 77,7 % от общей стоимости годового потребления материальных ресурсов. В то же время достаточно широкая номенклатура материалов, входящих в группу В и С (более 36 % каждая группа). Но в объеме потребления группа В занимает только 13,8 %, а группа С еще меньше – 8,3 %. Это означает, что если в расчетах потребности в материалах группы А будут допущены ошибки, потребность будет завышена или занижена, то отрицательные последствия для предприятия будут весьма ощутимыми.

 

Таблица 3.4. Классификация материальных ресурсов по методу АВС

№   Наименование материала Ед. изм. Годовой объем потребле-ния, в нат. изм. Цена, за единицу, тыс.руб. Годовой объем потребле-ния, в ден.выр. Доля в об-щей стои-мости материаль-ных ресур-сов, % Доля в общем количестве номенклатурных позиций, %
               
Группа А 77,7 18,2
  Проволока кг       68,5  
  Электроды кг   12,6   9,2  
Группа В 13,8 36,3
  Труба ПВХ м   1,2   4,0  
  Лента ограждающая рул       3,5  
  Олово кг     1322,4 3,2  
  Фольга алюминиевая кг   8,143   3,1  
Группа С 8,3 36,4
  Труба ПВХ элетромонтаж-ная м   0,45 1155,15 2,8  
  Пруток бронзовый кг   6,6 673,2 1,6  
  Лист медный кг   8,85 635,154 1,6  
  Короб ПВХ м   2,9 495,6 1,2  
  Пудра алюминевая кг   5,95 470,05 1,1  
Итого 40904,6    

 

При завышенной потребности необоснованно увеличится объем завозимых грузов, затраты на их перевозку,

складирование и хранение, что неизбежно приведет к замедлению оборачиваемости оборотных средств. И наоборот, занижение потребности может привести к перебоям или даже остановке производства, так как материалы данной группы являются основными в технологическом процессе. Следствием этого могут быть: невыполнение заказов потребителей, снижение объемов сбыта продукции, недополучение запланированной суммы прибыли, ухудшение финансового положения предприятия.

В целях избежания негативных последствий, а также учитывая, что номенклатура материалов группы А узкая, необходимо использовать самые точные методы расчета потребности в материалах, если они даже являются трудоемкими.

По этим материалам есть смысл организовать на предприятии строгое нормирование расхода их и на этой основе точно установить необходимое количество для выполнения производственной программы. Разумно организовать регулярное поступление этих материалов на предприятие.

 

Что касается материалов других групп, то здесь можно применить упрощенные методы расчета потребности в них. Небольшие объемы потребления позволяют прибегнуть даже к срочным закупкам без больших финансовых потерь.

Основным критерием, применяемым на практике, для отнесения материалов к группам X,Y и Z, является показатель отклонения фактических объемов закупки от плановых или же показатель неравномерности закупок. Так, к группе X относят материалы, по которым фактическое отклонение не превышает 10 %, к группе Y, если этот показатель находится в границах от 10 % до 25 %, и к группе Z, если отклонение превышает 25%. Пример классификации продукции по методу XYZ в таб.3.5.

 

Таблица 3.5. Классификация материалов по методу XYZ

№ п.п   Наименование материала Единица измерения Плановый объем потребления Фактический объем потребления Выполнение плана закупки, %
           
Группа X
  Проволока кг     100,2
  Электроды кг     99,7
  Олово кг      
Группа Y
  Труба ПВХ м     113,8
  Лента ограждающая рул      
  Фольга алюминиевая кг   35,2  
Группа Z
  Труба ПВХ электромонтажная м      
  Пруток бронзовый кг      
  Лист медный кг      
  Короб ПВХ м   70,6  
  Пудра алюминиевая кг      

 

Тема 4 (4 часа) Определение потребности в материальных ресурсах

 

Лк. 4.1. Материальные ресурсы предприятия

 

4.1.1Назначение материальных ресурсов

 

Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах:

- на основное производство;

-на потребности на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода;

- и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную.

При расчете потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать наличие средств для их покрытия. Источниками покрытия могут быть собственные или заемные средства. Потребность в материальных ресурсах планируется по всей номенклатуре материалов в стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие определяются режимом их производственного потребления, созданием и поддержанием необходимого уровня производственных запасов.

Объем требуемых материальных ресурсов складывается из потребности в материалах, необходимых для внедрения новой техники, для изготовления оснастки и инструмента, на эксплуатационные и технологические нужды, на создание необходимого задела незавершенного производства и на образование переходящих запасов.

Потребность в материальных ресурсах определяется на основе баланса материально-технического обеспечения предприятия с учетом остатков и внутренних источников обеспечения.

 

4.1.2. Источники покрытия потребности в материальных ресурсах.

Определение потребности в материальных ресурсах является наиболее ответственным этапом планирования закупок. Руководит этой работой отдел закупок. Но планирование закупок не заканчивается определением общей потребности в них. Не менее ответственный этап – выявление источников ее покрытия.

Источниками покрытия являются:

-закупаемые материалы;

-остатки на складе;

-экономия за счет применения новых технологий.

Ожидаемые остатки на складе на начало планируемого периода:

Оо = Оф + Зо + Ро,

Где: Оф – фактические остатки на 1-е число месяца, в котором разрабатывается план; Зо – завоз ожидаемый; Ро – расход ожидаемый.

На завершающем этапе определяется величина закупки Вз путем разработки баланса закупок:

Вз = Оп – Оо

Где Оп – общая потребность предприятия на планируемый период.

 

4.1.3. Методы определения потребности в материальных ресурсах.

Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществить тремя

методами:

-детерминированным - на основе планов производства и нормативов расхода;

-стохастическим - на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые периоды;

- оценочным - на основе опытно-статистической оценки. Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов

 

Своевременное и бесперебойное обеспечение предприятия материальными ресурсами зависят от точного определения потребности и полного учета всех направлений их использования.

Потребность должна быть обоснована расчетами по следующим направлениям:

-основное производство;

-капитальное строительство;

-НИР;

-ремонтно-эксплуатационные нужды;

-изготовление технологической оснастки и инструмента;

-создание производственных запасов.

В случае, когда известны количество и номенклатура выпускаемой продукции, отдел закупок: разрабатывает номенклатуру потребляемых ресурсов, определяет бюджет закупок, устанавливает технически-обоснованные нормы расхода ресурсов.

Номенклатура потребляемых ресурсов – это систематизированный перечень ресурсов, применяемых для изготовления продукции на предприятии.

Номенклатура потребляемых ресурсов, время их поставки и переработки могут быть определены при помощи методики MRP 1 (планирование потребности в материалах). Это зависимый спрос на ресурсы.

Исходными данными для расчета являются:

-производственный график (что должно быть сделано и когда);

-данные о наличии материалов на складе;

-количество материалов в заявке на покупку;

-период времени необходимый на получение.

Пример производственного графика для изделия А:

Недели            
Изделие А            

 

Это общий план производства. Для определения номенклатуры потребляемых ресурсов для производства изделия А, необходимо рассчитать потребное количество составных частей данного изделия.

Для выполнения таких расчетов используют различные методики, из которых самой распространенной является метод прямого счета.

Он основан на использовании двух показателей – объема производства продукции и нормы расхода материальных ресурсов.

Потребность в материальных ресурсах определяется по формуле:

,

где: m – количество разновидностей продукции, в которой используется данный материал; Hij – норма расхода i-го материала на единицу j-го вида продукции; Пi- плановый объем производства j-ой продукции.

В зависимости от объекта, на который установлена норма расхода, различают поиздельный и подетальный методы прямого счета.

В первом случае потребность определяется исходя из программы производства изделий и нормы расхода на одно изделие. Этот метод используется на начальной стадии планирования в укрупненной номенклатуре.

Во втором случае – на основе программы производства деталей и нормы расхода на одну деталь. Используется при спецификации и расчете лимитов на отпуск материалам цехам.

Потребность в составных частях для производства одного изделия А:

В=2; С=3.

Для производства двух изделий В потребуется:

D=2*2=4; Е=3*2=6.

Для производства 3-х изделий С потребуется:

Е=1*3=3; F=2*3=6

Для производства 6-и изделий F потребуется:

D=2*6=12; G=1*6=6.

Итого для производства 1-го изделия А потребуется:

В=2, С=3, D=(4+12)=16, Е=(6+3)=9, F=6, G=6.

Для производства 50 изделий А потребуется:

В=2*50=100, С=3*50=150, D=D(В)+D(F)=4*50+12*50=200+600=800, Е=Е(В)+Е(С)=6*50+3*50=300+150=450, F=6*50=300,G=6*50=300.

Кроме сведений о потребности в составных частях изделия, необходимы данные о графике изготовления.

 

 

Изделие Потребность, ед Время на изготовление, мин/ед Время изготовления партии, мин Время изготовления партии, час
А   1,2 1,2*50=60  
В   2,4 2,4*100=240  
С   4,0 4*150=600  
D(B)   0,6 0,6*200=120  
D(F)   0,6 0,6*600=360  
E(В)     2*300=600  
Е(С)     2*150=300  
F        
G     2*300=600  
Итого:  

 

Сетевой (ленточный) график изготовления будет иметь вид:

 

 

Из графика видно, что общее время на изготовление партии изделия А в 50 штук составит 26 часов.

Поставка начинается с сырья для изделия G. Через 4 часа должно поставляться сырье для изготовления изделий D в количестве 600 шт.

Через 10 часов от начала работ поставляется сырье для изготовления изделий Е в количестве 150 шт. Через 11 часов поставляется сырье для изготовления изделия Е в количестве 300 шт.

Через 19 часов начинается поставка сырья для изготовления изделия D в количестве 200 шт.

 

Лк. 4.2. Другие методы расчета потребности в сырье и материалах

4.2.1 Метод аналогий

Метод аналогииприменяется тогда, когда на запланированное к производству изделие еще нет норм расхода. Изделие приравнивается к другому, аналогичному изделию, на которое имеются уже утвержденные нормы расхода. При этом особенности нового изделия по сравнению с аналогом учитываются с помощью поправочного коэффициента К:

Pi = Ha х Пj х К,

Где: Ha – норма расхода на аналогичное изделие; Пj – план производства изделия.

При большом разнообразии изделий программа производства может устанавливаться по группе изделий в целом, хотя материалоемкость отдельных изделий в группе будет различна. В этом случае используется типовой представитель группы, нормы расхода которого наиболее близка к средневзвешенной. Называется это Метод типовых представителей. Получил распространение в радиотехнической. электротехнической, инструментальной и легкой промышленности. Потребность материалов по этому методу определяется путем умножения нормы расхода типового представителя на общую программу производства всех изделий.

Pi = Hi х П,

Где: Hi – норма расхода материала для типового изделия; П – план производства.

Эти методы хороши, когда производственная программа по сравнению с прошедшим периодам не меняется. При изменениях – точность расчетов снижается.

Во всех рассмотренных случаях потребность в материальных ресурсах определялась на основе норм расхода.

 

4.2.2. Метод динамических коэффициентов.

При отсутствии норм расхода, применяется Метод динамических коэффициентов.Потребность на плановый период устанавливается исходя из фактического расхода за соответствующий прошлый период, индексов динамики программы производства и индексов норм расхода:

Рi = Рф х Jн х Jп,

Где: Рф- фактический расход данного материала в прошлый период, Jн – индекс норм расхода, Jп – индекс программы производства.

Метод динамических коэффициентов отличается исключительной простотой, однако его следует использовать только тогда, когда невозможно использовать другие методы.

Это связано с тем, что при данном методе нельзя учесть все особенности потребления в прошедшем периоде. В результате на планируемый период автоматически переносятся все случаи нерационального использования ресурсов.

 

4.2.3 Метод рецептурного состава

В некоторых отраслях пищевой промышленности, металлургии, промышленности строительных материалов для определения потребности в материальных ресурсах используют метод рецептурного состава.

Потребность определяется в несколько этапов.

1.Сначала рассчитывается объем годной продукции Гп, необходимой для выполнения производственной программы П по формуле:

Гп = Чп * П,

Где: Чп – черновой вес продукции.

2.Затем с помощью коэффициента выхода Кв (в долях) определяется увеличенный объем потребной продукции:

.

4.2.4. Расчет потребности с помощью формул химических реакций

В некоторых отраслях химической промышленности потребность в сырье и материалах P для производства продукта определяется с помощью формул химических реакций с учетом молекулярного веса готовой продукции и исходного сырья, процентного содержания чистого вещества в сырье и готовом продукте, величины потерь.

Такие расчеты проводит технологическая служба предприятия по формуле:

 

,

где: П – план производства готовой продукции; Мс – молекулярная масса сырья; Кс- содержание полезного вещества в сырье, %; Мп – молекулярная масса готового продукта; Кп – содержание полезного вещества в готовом продукте, %; В – плановый выход готового продукта из сырья, %.

В процесс разработки плана закупок необходимо предусматривать определенное количество ресурсов на создание задела или величины незавершенного производства.

Рз = (Vк – Vн) х Н,

Где: Vк – задел на конец периода, Vн – задел на начало периода, норма расхода.

 

4.2.5. Расчет потребности во вспомогательных материалах

Помимо основных материалов на предприятиях используют вспомогательные материалы для обслуживания технологических процессов, заводского транспорта, реализации готовой продукции. Потребность во вспомогательных материалах определяется в соответствии с нормами расхода:

-по таре и упаковке норма устанавливается на единицу затариваемой продукции;

-по смазочным и обтирочным материалам на единицу времени работы оборудования.

Когда трудно установить измеритель расхода вспомогательных материалов (канцелярские принадлежности, хозяйственные товары), потребность в них рассчитывается путем анализа данных о расходе за прошлые годы.

Потребность предприятия в инструменте и спецодежде определяется с учетов нормативов срока износа. Например, количество режущего инструмента Рр рассчитывается по формуле:

,

где: Вм – машинное время работы данным инструментом; Кс – коэффициент случайных потерь и поломок; Та – время использования инструмента до полного износа; Кп – коэффициент повторного использования инструмента.

Необходимое количество топлива на технологические и энергетические нужды определяется прямым счетом на основании норм расхода условного топлива, устанавливаемых на единицу продукции:

,

где: Pi – потребность в i-том топливе; Пj – план производства j-ой продукции;

Hj – норма расхода условного топлива на выпуск единицы j-ой продукции; Qi – калорийный эквивалент i-го вида топлива.

Потребность в топливе для отопления Pi рассчитывается исходя из объема отапливаемых зданий, продолжительности отопительного периода, разности внутренней и наружной температур и нормы расхода условного топлива на отопление 1 м куб зданий на 1 град С разницы в сутки:

,

где: Hv-суточная норма расхода условного топлива на 1градС разницы внутренней и наружной температуры, кг на 1 м куб объема зданий; V –внутренний объем отапливаемого здания, м куб; D – продолжительность отопительного периода, дн; Tb – температура внутри здания; Tn-средняя температура наружного воздуха за отопительный период; Qi – калорийный эквивалент i-го вида топлива, 1000000-поправочный коэффициент приведения показателей к единым единицам измерений.

Потребность предприятий в материальных ресурсах для технического развития и модернизации производства определяется с учетом работ по совершенствованию технологий, механизации и автоматизации производства, освоению и внедрению новой техники и НИОКР, НИР.

Расчет потребности в оборудовании производится исходя из необходимости замены физически и морально устаревшего, расширения производственной мощности в связи с увеличением производственной программы и т.д.

Различают общую потребность в оборудовании и потребность для заказа.

Общая потребность определяется на основании объема работы в плановом периоде, утвержденных норм времени на выполнение единицы работы, рабочего фонда времени оборудования с учетом коэффициентов полезного использования и перевыполнения норм выработки.

,

где: Pi-потребность в i-том оборудовании, Hij- норма машинного времени работы i-го оборудования в станко-часах для производства единицы j-той продукции; Пj- программа производства; Т- рабочий фонд времени оборудования; Kt-коэффициент использования оборудования во времени; Kп – коэффициент перевыполнения норм выработки.

 

Тема 5 (6 час) Моделирование потребности в сырье и материалах

 

Лк.5.1 Использование матричной модели

5.1.1 Алгоритм решения задачи

Алгоритм расчета следующий:

(5.1)

где Рi– потребность в i–м материале; Нij – нормы расхода i–го вида материала на j–й вид продукции; i – количество видов используемых предприятием материалов; Пj – количество выпускаемых предприятием видов продукции.

На практике использование матричной модели предполагает разработку четырех матриц:

· нормативной, в которой представлены нормы расхода материалов и других ресурсов на единицу готовой продукции и полуфабрикатов;

· натуральной, в которой представлена общая потребность в ресурсах для выполнения производственной программы в натуральных измерителях;

· матрицы цен;

· стоимостной матрицы, в которой отражается стоимостная оценка необходимых предприятию ресурсов.

В табл. 5.1 и 5.2 представлены примеры соответственно нормативной матрицы и натуральной матрицы.

Таблица 5.1.

Нормативная матрица

  Наименование продукции, полуфабрикатов, сырья Шоколад и шоколадные изделия, т Шоколоадные полуфабрикаты, т Карамель, т Конфеты, т Выпуск готовой продукции, т Выпуск готовой продукции с учетом внутризаводского оборота, т
1 квадрант 2 квадрант
Шоколад и шоколадные изделия, т - - - -    
Шоколадные полуфабрикаты, т - - 0,1 0,2 -  
Карамель, т - - - 0,1    
Конфеты, т - - - -    
3 квадрант 4 квадрант
Шокол.полуфабр, т - - 0,1 0,2    
Какао-бобы, т 0,7 0,8 - -    
Сахар-песок, т 0,2 0,1 0,8 0,6    
Орехи, т 0,1 - 0,1 0,1    
Прочее сырье, т 0,09 0,1 0,09 0,19    
Вспом. материалы 0,01 - 0,01 0,01    
Расход электр., квт-ч/т            
Трудоемк. 1 т, чел-час            
Время работы оборуд., машино-ч/т            

 

Таблица 5.2

Натуральная матрица

Наименование продукции, полуфабрикатов, сырья Шоколад и шоколадные изделия, т Шоколоадные полуфабрикаты, т Карамель, т Конфеты, т Общая потребность, т Выпуск готовой продукции, т Выпуск готовой продукции с учетом внутризаводского оборота, т
1 квадрант 2 квадрант
Шоколад и шоко-ладные изд., т - - - -      
Шоколад. и Полуфаб., т - -       -  
Карамель, т - - -        
Конфеты, т - - - -      
3 квадрант 4 квадрант
Шоколад.полу. т - -          
Какао-бобы, т     - -      
Сахар-песок, т              
Орехи, т   -          
Прочее сырье, т              
Вспомогатель-ные материалы   -          
Расход электроэнергии, квт-ч/т   11,3     275,3    
Трудоемкость 1 т, чел-час   28,25     417,25    
Время раб. обор., машино-ч/т   2,26 10,6   30,86    

 

В первом квадранте матричного плана работы предприятия отображаются производственные связи между внутренними подразделении-ями предприятия. Он позволяет выявить потребность в полуфабрикатах для собственного производства.

Во втором квадранте показываются конечные результаты работы предприятия. Здесь представлена производственная программа предприятия как с учетом внутризаводского оборота, так и товарная продукция.

Третий квадрант представляет собой план потребности предприятия в материальных, а также в других видах ресурсов. Именно этот квадрант содержит информацию, для определения величины входящих материальных потоков.

В четвертом квадранте указываются объемы покупных материалов и полуфабрикатов, которые продаются на сторону или отпускаются собственным непроизводственным подразделениям.

 

5.1.2 Использование экономико-математической модели оптимальной производственной программы.

Применение матричной модели плана даст еще больший эффект, если одновременно проводятся работы по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому представляет интерес использование экономико-математической модели оптимальной производственной программы.

Математическая модель задачи может быть представлена в следующем виде:

Макс Z = Pj Xj (5.2)

при ограничения

A ij Xj <= Bi, i = 1,m; (5.3)

Xj >= 0, j = 1,n.

где Z - чистый доход предприятия, P - прибыль на единицу выпускаесмой продукци; X - виды продукции, которые может выпускать предприятие, n - количество видов выпускаемой продукции, m - количество видов ресурсов, применяемых в производстве данного ассортимента продукции, A - норма расхода ресурсов на единицу продукции, B - общее количество ресурсов, которыми располагает предприятие в плановом периоде, i - вид применяемых ресурсов, j - вид выпускаемой продукции.

Задачу оптимизации производственной программы можно сформулировать следующим образом: определить, какие виды продукции и в каком количестве целесообразно выпускать в плановом периоде при имеющихся ресурсах, чтобы удовлетворить запросы покупателей и получить максимальную прибыль. Решается она методами математического программирования. При этом целесообразно использовать Excel, диалоговое окно «Поиск решения».

Более наглядно постановка задачи и показатели, которые необходимо определить для ее решения, представлены в таблице 3.7.

Как видим, таблица сосотит из двух разделов. В верхней части таблицы представлены показатели, характеризующие производственные возможности предприятия. К ним относятся: используемые для производства продукции материальные и трудовые ресурсов, нормы расхода этих ресурсов на единицу каждого из выпускаемых изделий и общая потребность в каждом виде ресурса для выполнения предполагаемого объема производства готовой продукции. Вторая часть таблицы отражает требования рынка к ассортименту и количеству выпускаемой продукции.

Данная задача представляет интерес для закупочной логистики потому, что в результате ее решения наряду с оптимизацией производственной программы выявляется оптимальная потребность в материальных ресурсах. По существу мы имеем матричную модель плана выпуска продукции, составными элементами которой являются: вектор производимой продукции, матрица норм расхода ресурсов и вектор требующихся ресурсов. Для практического применения эта модель удобна тем, что всякие изменения в ассортименте продукции и объемах ее выпуска автоматически отражаются на показателях применяемых ресурсов для производства.

Этим обеспечивается комплексный подход к планированию ассортимента и объемов выпускаемой продукции, а также закупок оборудования, сырья, материалов и комплектующих изделий.

На практике довольно часто встречаются ситуации, когда ассортимент предлагаемых поставщиками материальных ресурсов не в полной мере соответствует запросам потребителей по размерам.

 

5.1.3. Табличное представление задачи оптимальной производственной программы

Таблица 5.3. Табличное представление задачи оптимальной производственной программы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.33 сек.