Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Учебная дисциплина «История» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

Учебная дисциплина «История» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX -начале XXI вв.;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

Уважаемые обучающиеся, основная задача курса – создать условия для формирования обучающимся собственного мировоззрения – гражданской позиции, в основе которой лежит естественное стремление развивать свои способности и силы, с тем чтобы повысить свою конкурентоспособность в социуме и нашей Родины в современном мире.

Конспект лекций охватывает события, свидетелями и участниками которых были и являются ныне живущие люди, в том числе и мы с вами. Неизбежная особенность современной истории в том, что она прямо и непосредственно затрагивает интересы и чувства ныне живущих людей. У каждого из нас есть собственное видение и понимание событий, которые еще живы в памяти и являются предметом жарких споров. В отношении многих затрагиваемых тем в конспекте лекций обсуждения в обществе и среди специалистов еще не окончены. Поэтому прошу обучающихся быть корректными при обсуждении спорных вопросов.

Курс истории охватывает следующие периоды:

1) 1964-1982 гг. Период «развитого социализма», или «застоя». Связан с именем пришедшего к руководству страной после отставки с поста Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева Л.И. Брежнева. Характеризуется углублением кризиса государственного управления, консервативной идеологией, зависимостью советской экономики от поставок энергоресурсов на мировой рынок. Но с другой стороны – с очевидным повышением уровня жизни советских граждан.

2) 1982-1985 гг. Период попытки преодоления кризиса административными мерами Ю.В. Андроповым (1982-1984) и реставрацией элементов застоя К.У. Черненко (1984-1985).

3) 1985-1991 гг. Период «перестройки», или реформ М.С. Горбачева. В экономической сфере – это ускорение, повышение рентабельности предприятий, кооперативное движение. В идеологии – концепция нового политического мышления, либерализация отношений. В государственном управлении – борьба с консервативной частью аппарата, увеличение роли представительных органов власти. Глубина кризиса, не всегда последовательное и половинчатое проведение реформ не позволили М.С. Горбачеву успешно завершить их. Результатом стало то, что в декабре 1991 г. СССР прекратил свое существование.

С 1991 г. фактически начинается современная история России. Формально эту дату соотносят с 12 июня 1990 г. – днем принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В периодизации современной истории России мы можем выделить несколько этапов.

1) 1991 – 1999 гг. Период становления новой российской государственности. Это крайне сложный и противоречивый период отечественной истории. С одной стороны, он характеризуется экономическим упадком, кризисом государственного управления, деградацией социальной сферы. С другой стороны – были заложены основы рыночной экономики, государственно-правовой структуры, многопартийности. Президенту Б. Н. Ельцину и его команде удалось в непростое время удержать страну в конституционных рамках.

2) 2000-2008 гг. Период усиления роли государства в жизни общества, повышение роли права, устойчивого экономического роста, развития социальной инфраструктуры, повышения роли России на международной арене. Президенту РФ В.В. Путину, не изменяя в целом демократические принципы управления, удалось усилить вертикаль государственной власти.

 

 

Раздел 1 Развитие СССР и его место в мире в 80-е гг. XX века

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История | Основные тенденции развития СССР в 80-е гг
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.