КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы стратегий организации
1. Классификация стратегий конкурентной борьбы (по М. Портеру): – стратегия лидерства по издержкам. Компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции, что обеспечивает ей ценовой лидерство. Ценовой лидер выбирает низкий уровень продуктовой дифференциации и игнорирует сегментирование рынка. Он работает на среднего потребителя, обеспечивая пониженную цену; – стратегия дифференциации (специализации). Целью стратегии дифференциации является достижение конкурентного преимущества путем создания продуктов или услуг, которые воспринимаются потребителями как уникальные. При этом компании могут использовать повышенную (премиальную) цену. Достоинством стратегии дифференциации является безопасность компании от конкурентов до тех пор, пока потребители сохраняют устойчивую лояльность к ее продукции. Это обеспечивает ей конкурентные преимущества; – сфокусированная стратегия. Организация фиксирует свою деятельность на одном сегменте рынка за счет досконального выяснения потребностей в определенном товаре или услуге со стороны групп, покупателей и даже отдельных из них. Маркетинговая ниша может выделяться географически, типом потребителя, сегментом из диапазона продуктов. Выбрав сегмент, компания использует в нем или дифференциацию, или низкоценовой подход. Лидерство в снижении издержек означает, что фирма стремится стать производителем продукции с более низкими затратами, чем у конкурентов. Фирма ориентирована на большое число сегментов отрасли, а снижение издержек обеспечивается: · за счет экономии на масштабах; · на основе передовой технологии; · за счет свободного доступа к источникам сырья; · за счет более выгодного географического положения. Преимущества от снижения издержек достигаются: · при доминировании на рынке ценовой конкуренции и высокоэластичного по цене спроса; · при продаже стандартной продукции; · при наличии у покупателей свободы выбора поставщиков и отсутствии затрат на их смену; · если большинство покупателей используют продукцию одинаковым образом; · при отсутствии у покупателей потребности в дифференцировании продукции по маркам; · при растущем общем спросе; · при наличии крупных покупателей, имеющих возможность диктовать условия сделок, сбивая цену; · при наличии сильной распределительной сети. Силой стратегии лидерства по издержкам является то, что обеспечивается защита от конкуренции путем регулирования нижнего предела отраслевых цен. При этом фирма продолжает получать прибыль большую, чем ее основные конкуренты. Фирма, добившаяся лидерства в снижении издержек по критерию дифференциации продукции должна быть на равных с конкурентами, или незначительно уступать им, так как единственным способом сохранить свои позиции на рынке будет снижение цен, а это очень нестабильная стратегия. Стратегия снижения издержек: · требует постоянных инвестиций в обновление оборудования; · сдерживает развитие ассортимента; · предполагает строгий учет и анализ всех технологических новинок. Существует риск длительной ориентации только на снижение издержек: · технологические прорывы и открытия сводят на нет сделанные инвестиции в ноу-хау; · конкуренты-последователи достигают такого же преимущества в издержках путем имитации или инвестиций в современное оборудование; · неспособность вовремя уловить необходимость смены продукции из-за инерции отлаженного производства; · инфляционный рост издержек, который подрывает способность фирмы поддерживать достаточно высокий дифференциал цен, чтобы свести на нет усилия конкурентов или другие преимущества дифференциации. Стратегия лидерства по издержкам наиболее актуальна для крупных предприятий, называемых виолентами (v iolentus (лат.) — сильный, неукротимый, свирепый). Они: 1) отличаются крупносерийным производством стандартных изделий, поскольку оно требуют меньших издержек на единицу продукции, чем изготовление небольших партий отличающихся друг от друга видов продукции; в этом заключен огромный резерв для удешевления продукции. 2) стремятся доминировать на обширном рынке, где преобладают потребители со средним достатком, которые при покупке товара привлекает соотношение «цена—качество», а не его эксклюзивность; 3) имеют более высокую производительность труда; 4) могут проводить масштабные научные исследования прикладного характера; 5) инвестируют в новое оборудование и технологии, позволяющие снижать себестоимость продукции; 6) имеют широкую сбытовую сеть и могут реализовывать крупные рекламные кампании, что усиливает их положение на рынке Стратегия дифференциации, т. е. стремление фирмы к уникальности в каком-либо аспекте, существенном для большинства сегментов рынка или потребителей целевого рынка может заключаться: · в самой продукции; · в методах доставки; · формах продаж и сервиса; · в условиях маркетинга. Дифференциация позволяет фирме: · дифференцировать цены на свою продукцию в сторону их повышения за счет отличительного качества; · повышать лояльность покупателей к фирменной марке; · расширять число покупателей за счет отличительных характеристик своего товара или спектра предоставляемых услуг. Удачная стратегия дифференциации защищает фирму от пяти сил конкуренции путем закрепления за собой покупателей, повышения их приверженности марке и готовности дополнительно платить за нее. Конкурентная сила стратегии дифференциации максимальна, когда: · нужды потребителей разнообразны; · существует множество путей дифференцирования продукции; · немногие соперники проводят дифференциацию на основе одинаковых характеристик; · конкуренты не могут быстро и дешево имитировать отличительные качества. Наиболее привлекательными стратегиями дифференциации являются те, которые трудно и дорого имитировать. Ключевым ресурсом здесь выступают знания, т. е. интеллектуальный капитал, которым располагает фирма. Вложения в интеллектуальный капитал фирмы позволяют ей обеспечить конкурентные преимущества при реализации стратегии дифференциации, основанной на: · техническом и технологическом превосходстве; · расширенном качестве товара (совокупности инструментальных и эмоциональных качеств); · предоставлении покупателю широкого набора услуг; · маркетинговых ноу-хау, позволяющих управлять спросом на основе воспринимаемой ценности товара. Опасности стратегии дифференциации: · слишком большой разрыв в издержках фирмы на дифференциацию и теми фирмами-конкурентами, которые избрали стратегию лидерства по издержкам, который не компенсируется особым ассортиментом, услугами или престижем; · слишком сильная дифференциация, в результате которой качество продукции или услуг превышает нужды потребителя; · с ростом информированности покупателей может снизиться потребность в дифференциации; · для отраслей, достигших зрелости, возможности дифференциации объективно снижаются. Организации, использующие в конкурентной борьбе стратегию дифференциации, называются патиентами (p atientla (лат.) — терпение, выдержка, стойкость). Их привлекают широко и повсеместно представленные на рынке продукты с низкими издержками и ценами. Главное для них — производство продукта с отличительными характеристиками, которые распознаются потребителями и привлекают их. Соответственно, предприятия--патиенты рассчитывают выиграть в конкурентной борьбе за счет более высоких качества предлагаемых изделий, их внешнего вида, простоты использования, престижности бренда и т. д. Стратегии лидерства по издержкам и дифференциации являются полярными, привлекательными для сегментов, предпочитающих или дешевую, или продукцию высокого качества, но дорогую. Большая часть покупателей попадает в промежуточный сегмент, отдавая предпочтение товарам среднего качества по средней цене. В этом случае наиболее эффективной стратегией конкуренции является стратегия производителя с наилучшими издержками. Такая стратегия представляет собой гибрид, позволяющий фирме соединить конкурентные преимущества низких издержек и дифференциации. Для потребителя это превосходная ценность в форме поддержания баланса низких издержек и дифференциации продукции. Эта стратегия ориентирована на обеспечение фирме конкурентных преимуществ в условиях скрытой ценовой конкуренции (достижение того же качества при меньших издержках или большего качества при той же цене). Стратегия фокусирования (стратегия рыночной ниши) представляет собой ориентацию на четко определенный целевой рынок и обслуживание клиентов лучше и эффективнее, чем это могут делать конкуренты. Существуют два вида стратегии фокусирования: · фокусирование внимания на снижении издержек (например, Япония); · фокусирование внимания на дифференциации (фирмы, производящие престижные товары, например автомобили «Rols-Rois»). Стратегии фокусирования имеют преимущества при следующих условиях: · размеры целевого рынка (ниши) должны обеспечить фирме прибыль; · ниша должна иметь хороший потенциал роста; · фирма обладает достаточными знаниями и ресурсами для эффективного обслуживания ниши; · конкуренты не рассматривают нишу в качестве привлекательной части рынка; · фирма защищена от давления конкурентов высокой приверженностью потребителя к ее продукции. Основу защиты фирмы от пяти сил конкуренции составляет ее особая квалификация, позволяющая успешно обслуживать целевую рыночную нишу. Специализированные знания действующей в нише фирмы являются барьером для входа на рынок других фирм, а также служат препятствием для проникновения на рынок товаров-заменителей. Опасности стратегии фокусирования связаны с: · усилением разрыва в издержках между фирмами, выбравшими стратегию фокусирования, и другими фирмами, выбравшими стратегию лидерства в издержках, что может свести на нет преимущества дифференциации, ориентированной на узкую целевую группу; · стиранием границ различий требований между целевыми рынками; · конкуренты могут найти целевые группы внутри рыночной ниши, обслуживаемой фирмой, и путем дробления сегмента свести на нет преимущества стратегии фокусирования. Наряду с преимуществами в конкурентной позиции общие стратегии связаны с определенным риском. Некоторые из возможных опасностей перечислены в таблицах 6.1. и 6.2. Таблица 6.1. –Общие конкурентные стратегии и условия их применения
Таблица 6.2. – Риск применения общих конкурентных стратегий
Ниже приведены примеры организаций, выбравших различные стратегии конкурентной борьбы. Среди компаний, избравших стратегию лидерства по издержкам, – Wall-Mart (розничная торговля); Bic (шариковые авторучки); Black & Decker (производство и торговля инструментами); Stride Rite (производство обуви); Nucor (металлургия); General Electric и Whirlpool (бытовая техника); Ameritrade (брокерские услуги в Internet). К компаниям, поставившим во главу дифференциацию следует отнести: Dr. Pepper, Listerine – уникальные вкусовые качества; Microsoft – разнообразие потребительских свойств; Caterpillar – срочная поставка запчастей (доставка запасных частей в любую точку не более чем за 48 часов, в случае нарушения сроков – поставка бесплатно); McDonald's, Wal-Mart –повышенная потребительская ценность при прежней цене; Mercedes, BMW – уникальный дизайн и отделка; Rolex – престиж и неповторимость, Johnson & Johnson – надежность и безопасность; Michelin, Honda – качество исполнения. Примерами компаний, избравших различные сфокусированные стратегии, являются: eBay (электронные аукционы); Porsche (спортивные автомобили); Chanel, Rolls-Royce, отели Ritz-Carlton, создавшие сфокусированные стратегии дифференциации, ориентированные на элитные сегменты рынка, в которых требуются товары и услуги с наилучшими свойствами. 2. Стратегии развития, отражающие четыре основные стратегические альтернативы, которые стоят перед организацией: – ограниченный рост. Этой альтернативы придерживается большинство организаций, для нее характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Это наиболее легкий, удобный и наименее рискованный способ действия. Данную стратегию применяют в зрелых стабильных отраслях; – рост. Стратегическая альтернатива роста осуществляется путем значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года; – сокращение – стратегия, реализация которой предполагает уменьшение объемов производства и реализации товаров в условиях снижения спроса или под влиянием прочих факторов; – сочетание – стратегия сочетания вышеприведенных альтернатив, которой придерживаются крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях. 3. Классификация стратегий по методам конкурентной борьбы: – наступательные стратегии включают действия, направленные на то, чтобы противостоять сильным сторонам конкурента или превзойти их; действия, направленные на использование слабостей конкурента; одновременное наступление на нескольких направлениях и др.; – оборонительные стратегии включают расширение номенклатуры выпускаемой продукции; разработка моделей и сортов изделий с характеристиками, которые конкуренты уже имеют или могут иметь; предложение моделей, наиболее близких по своим характеристикам к продукции конкурентов, по более низким ценам; подписание с дилерами и дистрибьюторами эксклюзивных договоров, чтобы оттеснить конкурентов от их сети распределения; увеличение объемов продаж в кредит для дилеров и/или других покупателей; сокращение времени поставки запасных частей; подписание эксклюзивных контрактов с лучшими поставщиками с целью закрытия доступа к ним агрессивных конкурентов и др. 4. Классификация стратегий по функциональным направлениям деятельности: – стратегии, ориентированные на внутреннюю сферу деятельности: стратегии планирования, контроля, координации, структурного построения, мотивации, информационного обеспечения и др.; – стратегии, ориентированные на внешнюю сферу деятельности: стратегии инвестирования, ресурсообеспечения, экологические, технологические, маркетинговые и др. стратегии. 5. Стратегии, связанные с началом и завершением деятельности организации: – стратегии входа на рынок. К ним относятся: а) приобретение – покупка уже действующей компании; б) новое внутреннее предприятие – создание предприятия путем постепенного приобретения зданий, оборудования, набора персонала, построения каналов распространения и др.; в) совместное предпринимательство – организация совместного бизнеса с уже работающей организацией. – стратегии ухода. Компания может реализовывать три стратегии в этом случае: а) «раздевание» – включает продажу бизнеса другой компании; б) «сбор урожая» – включает контролируемое изъятие инвестиций для оптимизации денежных потоков компании при выходе компании из данной отрасли; в) ликвидация – полное завершение деятельности с распродажей активов и изъятием денежных средств.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |