КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фрахт как объект морского страхования
Андеррайтинг грузов и грузовых контейнеров, принимаемых к морской перевозке Обеспечение сохранности грузов, перевозимых морским путем, является основным вопросом андеррайтинга для целей морского страхования. Страховой риск, влекущий за собой возмещение ущерба страхователю, рассматривается андеррайтером с позиций физических и химических свойств грузов, принимаемых к морской перевозке, а также выбранных условий перевозки, рода тары, вида упаковки, маркировки. В центре внимания андеррайтера находятся четыре фактора: I. Стоимостное выражение груза в валюте страхования, которое должно отражать его действительную стоимость на день заключения договора страхования. II. Натурально-вещественное выражение груза, т. е. количество коробок, ящиков, мешков, тюков и т. п., составляющих судовой груз и отраженных в соответствующих документах. III.Внутренние пороки груза (точнее, их наличие или отсутствие), т. е. выявление физических, химических и иных свойств, которые могут привести к гибели или повреждению груза (в т. ч. утрате товарного вида) в результате естественной убыли, гидроскопичности, взрывоопасности, гниения, самовозгорания и т. п. во время морской перевозки, складирования и доставки грузополучателю. IV. Габариты груза, принимаемого к морской перевозке, т. е. максимальные размеры грузового места. Андеррайтинг для целей страхования учитывает способ перевозки и перевалки грузов. В этой связи принято различать генеральные, массовые и особорежимные грузы. К числу объектов морского страхования традиционно относится фрахт, точнее— потеря фрахта в валюте страхования, обусловленная теми или иными непредвиденными обстоятельствами, складывающимися в процессе морской перевозки. Имущественный интерес к данному страхованию имеет судовладелец (перевозчик), которому причитается к уплате сумма фрахта. Следовательно, страхователем в отношении фрахта выступает судовладелец (перевозчик). Размер фрахта может оговариваться в каждом отдельном случае (при заключении чартера) либо исчисляться на основании тарифа. В зависимости от условий договора фрахтования плата за перевозку грузов взимается с единицы массы или объема груза (фрахтовая единица), либо в виде общей суммы за перевозку (люмпсум). Обусловленная сторонами договора фрахтования величина платы за перевозку груза одновременно может быть предметом договора морского страхования. Через договор морского страхования судовладелец получает гарантии морского страховщика относительно фрахта, который по тем или иным причинам отказывается оплатить фрахтователь. Следовательно, страховой интерес в отношении причитающегося к оплате фрахта имеет судовладелец (морской перевозчик). Уплата фрахта составляет обязанность того лица, с кем перевозчик заключил договор фрахтования или договор перевозки груза по коносаменту. В первом случае в качестве плательщика фрахта выступает фрахтователь, а во втором — грузоотправитель. Кроме того, в отдельных случаях плательщиком фрахта может выступать грузополучатель. Андеррайтинг фрахта для целей морского страхования основан на калькуляции фрахта. Калькуляция фрахта исчисляется в зависимости от веса, меры или стоимости. Судовладелец имеет право избрать для себя наиболее выгодный базовый критерий при исчислении калькуляции фрахта. Если фрахт исчисляется в зависимости от меры, то основой для расчета являются внешние размеры. Грузоотправитель должен будет платить фрахт за незаполненное пространство в трюме, то есть за место, не использованное для погрузки, ввиду груза, принятого на борт с неровными очертаниями. Исчисление фрахта со стоимости груза означает, что грузы с разными ставками фрахта не должны быть упакованы вместе, иначе перевозчик вправе исчислить фрахт со всего грузового места по высшей ставке. При перевозке некоторых малоценных навалочных грузов (руда, уголь, шихта и т. п.) часто во избежание расходов на их перевеску и связанной с этим потери времени применяется метод расчета фрахта по коносаментному количеству с предоставлением фрахтователю скидки с фрахтовой ставки в размере 1-2% за невзвешивание. Размер фрахта устанавливается соглашением сторон. При отсутствии соглашения сторон размер фрахта исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте погрузки груза и во время погрузки груза. В случае, если груз погружен на судно в большем количестве, чем предусмотрено договором морской перевозки груза, размер фрахта соответственно увеличивается. Если вместо предусмотренного договором морской перевозки груза на судно погружен другой груз, размер фрахта за перевозку которого больше, чем предусмотренный договором морской перевозки груза, фрахт уплачивается за перевозку действительно погруженного груза. За груз, утраченный при его перевозке, фрахт не взимается и, если он уплачен вперед, возвращается. В случае, если утраченный груз окажется в последствие спасенным, то перевозчик имеет право на фрахт в размере, пропорциональном пройденному судном расстоянию. При исчислении фрахта за фактически пройденное судном расстояние учитывается соотношение части пути, пройденного судном с грузом, и протяженности всего пути обусловленного, рейса судна, а также соотношение расходов, затрат времени и труда, опасностей, которые связаны с пройденным судном с грузом расстоянием, и тех, которые обычно приходятся на оставшуюся часть пути. За груз, погибший или поврежденный вследствие его естественных свойств или зависящих от отправителя обстоятельств, фрахт уплачивается полностью. По общему правилу, право на получение фрахта возникает у судовладельца (перевозчика) после того, как он выполнит свои обязательства перед фрахтователем. Момент, когда у судовладельца (морского перевозчика) возникает право на получение фрахта, не обязательно совпадает с фактическими сроками платежа. В соответствии с условиями чартера фрахт может быть выплачен как в порту погрузки, так и в порту выгрузки. В некоторых случаях в договоре предусматривается оплата части фрахта в порту погрузки с окончательным расчетом в порту выгрузки. На практике может случиться, что к морской перевозке под неправильным наименованием сдан груз легковоспламеняющийся, взрывчатый или опасный по своей природе. Одновременно при приеме груза перевозчик не мог посредством наружного осмотра удостовериться в его опасных свойствах. Фрахт за перевозку такого груза не возвращается. В случае, если при отправлении груза фрахт не был уплачен, перевозчик вправе взыскать его полностью. Страхование фрахта принимает во внимание аванс фрахт. Предварительно уплаченный фрахт — вся сумма фрахта, целиком внесенная отправителем перевозчику в счет будущего выполнения заключенного договора морской перевозки груза. Судовладелец стремится поставить условие о предварительно оплаченном фрахте, когда не имеет достаточных сведений, позволяющих с достаточной степенью достоверности судить о фактическом финансовом положении фрахтователя. Когда вся сумма фрахта выплачивается вперед, то перевозчик обычно экономит на страховании фрахта, который он предполагает получить за доставку груза в порт назначения. Мертвый фрахт — фрахт за непогруженное или недогруженное против указанного в договоре морской перевозки количество груза, которое фрахтователь обязан был предъявить к перевозке. На практике мертвый фрахт означает плату за планируемую к использованию грузоподъемность или грузовместимость судна. Фактически грузоотправитель не смог предоставить груз или не обеспечил доставку всего согласованного количества груза, предназначенного к морской перевозке. Люмпсум — твердая фиксированная сумма фрахта, взимаемая аккордно за все судно или его часть, безотносительно к фактическому количеству перевозимого груза. Оплата люмпсума обычно практикуется в тех случаях, когда к перевозке принимается разнородный груз, массу и объем которого заранее трудно определить, либо когда фрахтователь (фрахтователи) не может гарантировать полного использования грузоподъемности или грузовместимости. Люмпсум подлежит уплате независимо от того, как используется грузоотправителем помещение: полностью, частично или совсем не используется. Обратный фрахт — фрахт, который грузовладелец обязан оплатить перевозчику за обратную доставку груза в порт отправления, если он не может быть сдан в порту назначения по причинам, не зависящим от перевозчика. Может случиться, что перевозчик получил указание от грузоотправителя доставить принятый к перевозке груз в какой-либо порт, ближе первоначально указанного в коносаменте. В качестве возмещения ущерба на грузоотправителе лежит обязанность оплатить перевозчику всю полную сумму первоначально обусловленного фрахта. Если законный представитель перевозчика, в лице капитана судна, в интересах грузоотправителя сочтет целесообразным перевозку груза в иной порт назначения, чем предусмотренный коносаментом (например, морская блокада первоначального порта назначения в виду военных действий), то грузоотправитель обязан уплатить дополнительный фрахт в качестве обратного фрахта. Пропорциональная часть фрахта — часть платы перевозчику за доставку груза пропорционально части выполненного рейса к порту назначения. Имеется в виду, что по взаимному соглашению сторон, т. е. грузоотправителя и перевозчика, достигнута договоренность на получение груза в промежуточном порту. Все перечисленные обстоятельства фрахта учитывает страховщик при составлении условий договора морского страхования, предметом которого является денежная плата за перевозку груза морем. Применительно к этим терминам и понятиям страховой интерес к фрахту может иметь не только судовладелец (морской перевозчик), но также и грузовладелец в лице грузоотправителя или грузополучателя. Это обстоятельство связано с тем, кто оплачивает и кто получает фрахт, применительно к каждым конкретным условиям договора морской перевозки груза. Если страховой интерес в отношении фрахта имеет судовладелец (перевозчик), то фрахт принимается на страхование в том же порядке, что и судно (каско). Если страховой интерес в отношении фрахта имеет грузовладелец, то страхование фрахта производится в том же порядке, что и страхование груза, предназначенного к морской перевозке.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |