Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фрахт как объект морского страхования

Андеррайтинг грузов и грузовых контейнеров, принимаемых к морской перевозке

Обеспечение сохранности грузов, перевозимых морским пу­тем, является основным вопросом андеррайтинга для целей мор­ского страхования. Страховой риск, влекущий за собой возмеще­ние ущерба страхователю, рассматривается андеррайтером с позиций физических и химических свойств грузов, принимаемых к морской перевозке, а также выбранных условий перевозки, рода тары, вида упаковки, маркировки. В центре внимания андеррай­тера находятся четыре фактора:

I. Стоимостное выражение груза в валюте страхования, кото­рое должно отражать его действительную стоимость на день за­ключения договора страхования.

II. Натурально-вещественное выражение груза, т. е. количест­во коробок, ящиков, мешков, тюков и т. п., составляющих судо­вой груз и отраженных в соответствующих документах.

III.Внутренние пороки груза (точнее, их наличие или отсут­ствие), т. е. выявление физических, химических и иных свойств, которые могут привести к гибели или повреждению груза (в т. ч. утрате товарного вида) в результате естественной убыли, гидроскопичности, взрывоопасности, гниения, самовозгорания и т. п. во время морской перевозки, складирования и доставки грузопо­лучателю.

IV. Габариты груза, принимаемого к морской перевозке, т. е. максимальные размеры грузового места.

Андеррайтинг для целей страхования учитывает способ пере­возки и перевалки грузов. В этой связи принято различать гене­ральные, массовые и особорежимные грузы.

К числу объектов морского страхования традиционно отно­сится фрахт, точнее— потеря фрахта в валюте страхования, обусловленная теми или иными непредвиден­ными обстоятельствами, складывающимися в процессе морской перевозки. Имущественный интерес к данному страхованию имеет судовладелец (перевозчик), которому причитается к уплате сумма фрахта. Следовательно, страхователем в отношении фрах­та выступает судовладелец (перевозчик).

Размер фрахта может оговариваться в каждом отдельном слу­чае (при заключении чартера) либо исчисляться на основании та­рифа. В зависимости от условий договора фрахтования плата за перевозку грузов взимается с единицы массы или объема груза (фрахтовая единица), либо в виде общей суммы за перевозку (люмпсум). Обусловленная сторонами договора фрахтования ве­личина платы за перевозку груза одновременно может быть пред­метом договора морского страхования.

Через договор морского страхования судовладелец получает гарантии морского страховщика относительно фрахта, который по тем или иным причинам отказывается оплатить фрахтователь. Следовательно, страховой интерес в отношении причитающегося к оплате фрахта имеет судовладелец (морской перевозчик).

Уплата фрахта составляет обязанность того лица, с кем пере­возчик заключил договор фрахтования или договор перевозки груза по коносаменту. В первом случае в качестве плательщика фрахта выступает фрахтователь, а во втором — грузоотправитель.

Кроме того, в отдельных случаях плательщиком фрахта может выступать грузополучатель.

Андеррайтинг фрахта для целей морского страхования осно­ван на калькуляции фрахта.

Калькуляция фрахта исчисляется в зависимости от веса, меры или стоимости. Судовладелец имеет право избрать для себя наи­более выгодный базовый критерий при исчислении калькуляции фрахта. Если фрахт исчисляется в зависимости от меры, то осно­вой для расчета являются внешние размеры. Грузоотправитель должен будет платить фрахт за незаполненное пространство в трюме, то есть за место, не использованное для погрузки, ввиду груза, принятого на борт с неровными очертани­ями. Исчисление фрахта со стоимости груза означает, что грузы с разными ставками фрахта не должны быть упакованы вместе, иначе перевозчик вправе исчислить фрахт со всего грузо­вого места по высшей ставке.

При перевозке некоторых малоценных навалочных грузов (руда, уголь, шихта и т. п.) часто во избежание расходов на их пе­ревеску и связанной с этим потери времени применяется метод расчета фрахта по коносаментному количеству с предоставлени­ем фрахтователю скидки с фрахтовой ставки в размере 1-2% за невзвешивание.

Размер фрахта устанавливается соглашением сторон. При от­сутствии соглашения сторон размер фрахта исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте погрузки груза и во время погруз­ки груза. В случае, если груз погружен на судно в большем коли­честве, чем предусмотрено договором морской перевозки груза, размер фрахта соответственно увеличивается.

Если вместо предусмотренного договором морской перевоз­ки груза на судно погружен другой груз, размер фрахта за перевоз­ку которого больше, чем предусмотренный договором морской перевозки груза, фрахт уплачивается за перевозку действительно погруженного груза.

За груз, утраченный при его перевозке, фрахт не взимается и, если он уплачен вперед, возвращается. В случае, если утраченный груз окажется в последствие спасенным, то перевозчик имеет право на фрахт в размере, пропорциональном пройденному суд­ном расстоянию. При исчислении фрахта за фактически прой­денное судном расстояние учитывается соотношение части пути, пройденного судном с грузом, и протяженности всего пути обус­ловленного, рейса судна, а также соотношение расходов, затрат времени и труда, опасностей, которые связаны с пройденным судном с грузом расстоянием, и тех, которые обычно приходятся на оставшуюся часть пути.

За груз, погибший или поврежденный вследствие его естест­венных свойств или зависящих от отправителя обстоятельств, фрахт уплачивается полностью.

По общему правилу, право на получение фрахта возникает у судовладельца (перевозчика) после того, как он выполнит свои обязательства перед фрахтователем. Момент, когда у судовладель­ца (морского перевозчика) возникает право на получение фрахта, не обязательно совпадает с фактическими сроками платежа. В со­ответствии с условиями чартера фрахт может быть выплачен как в порту погрузки, так и в порту выгрузки. В некоторых случаях в до­говоре предусматривается оплата части фрахта в порту погрузки с окончательным расчетом в порту выгрузки.

На практике может случиться, что к морской перевозке под неправильным наименованием сдан груз легковоспламеняющий­ся, взрывчатый или опасный по своей природе. Одновременно при приеме груза перевозчик не мог посредством наружного ос­мотра удостовериться в его опасных свойствах. Фрахт за перевоз­ку такого груза не возвращается. В случае, если при отправлении груза фрахт не был уплачен, перевозчик вправе взыскать его пол­ностью.

Страхование фрахта принимает во внимание аванс фрахт.

Предварительно уплаченный фрахт вся сумма фрахта, целиком внесенная отправителем перевозчику в счет бу­дущего выполнения заключенного договора морской перевозки груза. Судовладелец стремится поставить условие о предварительно оплаченном фрахте, когда не имеет достаточных сведе­ний, позволяющих с достаточной степенью достоверности судить о фактическом финансовом положении фрахтователя.

Когда вся сумма фрахта выплачивается вперед, то перевозчик обычно экономит на страховании фрахта, который он предполагает получить за доставку груза в порт назначения.

Мертвый фрахт — фрахт за непогруженное или недогруженное против указанного в договоре морской перевозки количество груза, которое фрахтователь обязан был предъявить к перевозке. На практике мертвый фрахт означает плату за плани­руемую к использованию грузоподъемность или грузовмести­мость судна. Фактически грузоотправитель не смог предоставить груз или не обеспечил доставку всего согласованного количества груза, предназначенного к морской перевозке.

Люмпсум твердая фиксированная сумма фрахта, взимаемая аккордно за все судно или его часть, безотно­сительно к фактическому количеству перевозимого груза. Оплата люмпсума обычно практикуется в тех случаях, когда к перевозке принимается разнородный груз, массу и объем которого заранее трудно определить, либо когда фрахтователь (фрахтователи) не может гарантировать полного использования грузоподъемности или грузовместимости. Люмпсум подлежит уплате независимо от того, как используется грузоотправителем помещение: полно­стью, частично или совсем не используется.

Обратный фрахт — фрахт, который грузовладелец обязан оплатить перевозчику за обратную доставку груза в порт отправления, если он не может быть сдан в порту назначения по причинам, не зависящим от перевозчика. Может случиться, что перевозчик получил указание от грузоотправителя доставить при­нятый к перевозке груз в какой-либо порт, ближе первоначально указанного в коносаменте. В качестве возмещения ущерба на грузоотправителе лежит обязанность оплатить перевозчику всю пол­ную сумму первоначально обусловленного фрахта. Если закон­ный представитель перевозчика, в лице капитана судна, в интере­сах грузоотправителя сочтет целесообразным перевозку груза в иной порт назначения, чем предусмотренный коносаментом (на­пример, морская блокада первоначального порта назначения в виду военных действий), то грузоотправитель обязан уплатить до­полнительный фрахт в качестве обратного фрахта.

Пропорциональная часть фрахта часть платы перевозчику за доставку груза пропорционально части выполнен­ного рейса к порту назначения. Имеется в виду, что по взаимному соглашению сторон, т. е. грузоотправителя и перевозчика, достиг­нута договоренность на получение груза в промежуточном порту.

Все перечисленные обстоятельства фрахта учитывает стра­ховщик при составлении условий договора морского страхова­ния, предметом которого является денежная плата за перевозку груза морем.

Применительно к этим терминам и понятиям страховой инте­рес к фрахту может иметь не только судовладелец (морской пере­возчик), но также и грузовладелец в лице грузоотправителя или грузополучателя. Это обстоятельство связано с тем, кто оплачивает и кто получает фрахт, применительно к каждым конкретным усло­виям договора морской перевозки груза. Если страховой интерес в отношении фрахта имеет судовладелец (перевозчик), то фрахт при­нимается на страхование в том же порядке, что и судно (каско). Ес­ли страховой интерес в отношении фрахта имеет грузовладелец, то страхование фрахта производится в том же порядке, что и страхо­вание груза, предназначенного к морской перевозке.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие введенного судна | Гражданско-правовая ответственность судовладельца как объект морского страхования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.