КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Использование этого метода в динамических наблюдениях дает возможность следить за приростами массы и длины тела, сообразуясь с интенсивностью и объемами тренировочных нагрузок
Следует подчеркнуть, что варьирование ДТ и МТ в популяции рассматривается как непрерывное от наносомии до мегалосомии, то есть от карликового роста до гигантов. В треугольнике соматотипирования левая сторона его соответствует нано- и микросом-ным субъектам, основание - мезосомным, правая сторона - макро- и мегалосомным субъектам. После суммирования баллов и деления на 2 результат размещают в треугольнике соматотипирования. Работа с графиком складывается из определения нужной возрастной линии регрессии для ДТ и отдельно МТ, на которой определяют точку, соответствующую конкретным длине и весу. Из этой точки опускают перпендикуляр на прямую абсцисс, в месте пересечения считают число баллов, соответствующее этим величинам. Выделяют следующие СТ: наносомный (НаС), микросомный (МиС), мезосомный (МеС), макросомный (МаС) и мегалосомный (МегС), а также переходные СТ - микромезосомный (МиМеС) и мезомакросомный (МеМаС). Целесообразно выделять пять основных и два переходных СТ, рассматривая их не как дискретные (отдельные) СТ, а как фрагменты непрерывного ряда варьирования. При отсутствии графиков можно воспользоваться формулой: где А - искомая величина (соматический тип); В - показатель, зафиксированный при измерении длины или массы тела, С и Д -константы, полученные эмпирическим путем. При использовании расчетного метода определения СТ перевод частного от деления в баллы производится по табл. 1.4. Таблица 1.4 Шкала коэффициентов соматических типов
Возникает вопрос: зачем нужна такая оценка СТ? Неужели недостаточно просто определения длины и массы тела? Исследования показали, что СТ, выделенный по первому уровню варьирования в четыре года, сохраняется на протяжении двадцати пяти лет. Произведя оценку СТ в раннем возрасте, мы сможем предвидеть, каков он будет по окончании полового созревания, то есть схема соматотипирования обладает прогностической ценностью. Основа прогностической ценности схемы соматотипирования заложена в том, что ДТ - величина, генетически детерминированная на 90-95%. МТ находится под менее жестким наследственным контролем, коэффициент детерминации около 75% (Никитюк Б.А., 1978). МТ связана с силовыми возможностями спортсмена. Перспектива развития силы у детей с большим весом (исключая ожирение) гораздо реальнее, чем с малым. Вопрос о влиянии спорта (направленных тренировочных занятий) на длину ДТ человека периодически поднимается на страницах популярных журналов и газет, где приводятся сенсационные заявления как о росте длины тела на 15-20 см и более под влиянием специальных (индивидуальных) тренировок, так и о его прекращении под влиянием занятий силовыми видами спорта. Исследования отечественных и зарубежных авторов показали, что такая высокая интенсивность роста может встречаться в период полового созревания совершенно независимо от занятий спортом. У детей, опережающих сверстников в развитии, она наблюдается в 11-13 лет и не вызывает удивления, а у лиц замедленного варианта развития, то есть отстающих в темпах роста, наблюдается в 17-19, а иногда в 20-21 год. Эти случаи длительной задержки ростовых процессов вызывают удивление.
Ранее установленная закономерность, что запредельные физические нагрузки снижают интенсивность роста кости, а нагрузки, соответствующие возрастным нормам, увеличивают его, не подтверждается исследованиями. Мнение о том, что занятия тяжелой атлетикой замедляют рост костей, сложилось вследствие неверного толкования конечного результата: штангисты - мастера спорта имеют длину тела и длину верхней конечности меньше средневозрастной, но это эффект отбора спортом, а не следствие прекращения ростовых процессов в результате тренировочных занятий. Особенно наглядно эта закономерность проявилась после введения двоеборья, когда жим был исключен из программы выступлений. Они стали более высокорослыми, более длиннорукими. С практической точки зрения необходимость и целесообразность выделения соматотип по габаритному уровню варьирования легко доказывается при анализе материала, характеризующего мастеров спорта в различных видах. Отмечено, что ростовые процессы в онтогенезе происходят неравномерно, имеют период ускоренного и замедленного развития. Это связано со скоростью развертки генетической программы. Косвенными показателями служат выраженность индикаторов биологической зрелости или интенсивность роста. Первые определяются при однократном обследовании, вторые - при продольных наблюдениях за одними и теми же детьми в течение нескольких лет. Определение биологического возраста с помощью биометрического профиля (Вукадинович, 1973) требует от тренера профессиональной и весьма критической позиции в вопросах диссоциации (расхождения) между отдельными показателями. И в средней динамике роста, но особенно в случаях акселерации, весьма часто встречаются неравномерность и несогласованность между отдельными показателями зрелости. Так, мальчик может быть по зрелости своей костной системы значительно ниже своего календарного возраста, а по своим антропометрическим измерениям и половым признакам превзойти свой возраст. Тренер обязан увидеть и профессионально оценить такого ученика, к тому же приспособить тренировочные и соревновательные нагрузки к его физиологическим возможностям. В противном случае тренер рискует, что следствие неподходящих или неоправданно высоких нагрузок окажет весьма вредное воздействие на спортсмена. Одно из возможных последствий - замедление или даже прекращение роста, и это результат не только неблагоприятного энергетического баланса, но и непосредственного влияния статических нагрузок (может привести к слишком раннему окостенению хрящей как адаптационной реакции на нефизиологические нагрузки на скелет). Примечание. Под этим углом следует рассматривать и высокую степень патологии позвоночного столба у некоторых спортсменов (игровых видов) экстра-класса, особенно у тех, которым на силовой тренировке приходилось при недостаточно квалифицированных руководителях заниматься штангой. Трудно сказать, какова роль в этом явлении рано примененных или неадекватно дозированных нагрузок, но правильно будет указать на возможность возникновения такого рода нежелательных процессов и результатов. Несмотря на то, что анализ проблемы роста и двигательного развития занимающегося и их значения для отбора даны в очень сжатой форме, мы считаем, что они все же позволяют в заключение указать на следующие общие правила спортивного отбора и ориентации: - период акселерации во время переходного возраста весьма неблагоприятен для прогнозирования конечного результата, и не только в отношении прогнозирования роста и развития, но и в отношении развития и совершенствования технических качеств; - физические нагрузки в этой фазе роста и развития должны быть приспособлены к индивидуальным особенностям учеников. Это означает, что тренер должен с особым вниманием наблюдать за индивидуальными качествами учеников и дозировать свои требования согласно этим критериям и в меньшей мере в связи с какими-либо нормами и стандартами; - качества самых юных игроков при тренировочных и игровых нагрузках определяются их биологическим, а не календарным возрастом. Это означает, что от тренера в его работе ждут ориентирования на профессиональные, а не на административные критерии, определяющие возрастные границы; - работа по развитию техники в период акселерации в переходном возрасте должна ограничиваться повторением и совершенствованием элементов техники, которыми ученик уже овладел. Обучение более трудным и сложным элементам техники неоправданно в связи с уже описанными морфологическими несоответствиями и временной дисфункцией моторного поведения; - акселерация в переходном периоде особенно благоприятна для проведения работы по обучению коллективной тактике. Это положение имеет и свое психологическое объяснение. Центр тяжести переносится на сотрудничество, а не на индивидуальные качества, и с точки зрения как психологии, так и педагогики лучше, чтобы возможные ошибки лишь углубляли и обогащали сотрудничество. И наоборот, работа в сфере индивидуальной тактики подчеркивала бы недостатки индивидуальной технической подготовленности, что может в связи с другими проблемами, возникающими в переходном возрасте, привести к дестимулированию юного спортсмена; - вполне оправданно раннюю специализацию передвинуть в направлении более низкого календарного возраста (8 лет -и для мальчиков, и для девочек), чтобы ребята еще до наступления пубертатной фазы овладели элементами техники и индивидуальной тактики. Приспособление (как один из примеров был выбран баскетбол) игры к этой возрастной границе может быть осуществлено путем оригинальной или модифицированной формы мини-баскетбола; - в связи с пересмотром совершенно анахроничных административных категорий баскетбольного детского возраста авторы считают, что было бы оправданно (хотя бы в разряде младших школьников) ввести классификацию игроков на основании игрового возраста, как это предложил Прокоп. Создав такую однородность групп самых юных баскетболистов, можно было бы достичь выравнивания условий для низкорослых, игроков среднего роста и акселератов.
Прокоп предлагает для определения игрового возраста следующую формулу: возраст по росту + возраст по весу + двойной календарный возраст Уже при рассмотрении формулы видно, что Прокоп стремится к, грубому, но определению биологического возраста. Все же эта формула, помимо своей практической ценности, может послужить и в качестве примера применения определенного теоретически-методического принципа.
Теоретическая позиция, на основании которой биологический возраст предпочитается календарному последовательно сопровождается методическим приемом (формулой), распределяющим игроков по группам на основании критерия биологической зрелости. Группы же детей, сформированные по варианту развития без Учета их габаритного варьирования, создадут хроноизоморфную группу. Для детей такой группы можно планировать одинаковые тренировочные режимы. На начальных фазах тренировки он предпочтителен, но в дальнейшем нуждается в коррекции. При спортивной ориентации группы целесообразно создавать, опираясь на два критерия - габаритный и временной. Иными словами, создавать группы детей, однородных по длине, массе тела и варианту развития. Вариант развития (ВР) - это индивидуальная временная характеристика особи, отражающая скорость протекания ростовых процессов. Выражается вариант развития в процентах прибавки размера за интересующий интервал времени. Обычно это год или полгода. При наблюдении за одним и тем же субъектом на протяжении 2-3 лет возможно прогнозировать возраст сенситивных периодов (сенс - чувство), то есть периодов повышенной чувствительности организма к внешним факторам, в том числе и тренировочным. Оценка варианта развития производится при продольных динамических наблюдениях, когда в руках исследователя имеются результаты трех-четырех измерений, проведенных с интервалом 6 месяцев. Оценивается он по интенсивности роста (ИР), которая вычисляется по формуле: ИР = ДТ2-ДТ1: 0,5х(ДГ1 +ДГ2)х100, где ДТ\ - длина тела при первом измерении, ДТ2 - длина тела при втором измерении (с интервалом 0,5 года). Формула показывает, на какую величину (в процентах от средней) изменился изучаемый параметр за интересующий нас отрезок времени. Полученная величина сравнивается с должной, приведенной. Примечание. Если ИР ниже должной, вариант развития оценивается как растянутый; если величина ИР больше должной, ВР оценивается как укороченный; при совпадении результатов расчета и должных показателей ВР оценивается как обычный (банальный). Анализ кривых интенсивности роста позволяет выделить ростовые периоды, для которых типичны свои закономерности ростовых процессов и формирования функциональных показателей.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |