Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периоды наиболее эффективного развития физических качеств




ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ МОРФОБИОМЕХАНИЧЕСКИХ ТИПОВ

Канадские, японские и австралийские исследователи в экспери­ментальных работах на генетическом уровне показали, что каж­дый соматический (конституциональный) тип имеет свойственные только ему обменные процессы, особенности роста и формиро­вания тканей, а также биохимические и временные особенности.

Спортивная морфология не просто изучает изменения морфоло­гических структур под влиянием направленных тренировочных нагрузок, но и создает биологическую базу для их научного обо­снования, позволяющую так использовать тренировочные нагруз­ки, чтобы они не приводили к патологическим изменениям как в опорно-двигательном аппарате, так и в других жизненно важ­ных системах.

Субъекты женского пола опережают лиц мужского пола на год в период от 4 до 7 лет, на два года - в период от 7 до 12 лет, затем опережение плавно снижается и к 18 годам полностью сглаживается. Коэффициент вариации поверхности тела изменяется в пределах от 6 до 12%, повторяя типичную для ДТ и МТ кривую, напоминающую параболу, с максимумом в 11 лет у лиц женского и в 13 лет - у лиц мужского пола.

Имеется период снижения интенсивности роста у лиц женского пола от 4 до 8,5 лет и у лиц мужского пола - от 4 до 9,5 лет.

Поверхность тела является фактором, определяющим многие функциональные и морфологические свойства организма. Росто­вые кривые поверхности тела подобны ростовым кривым массы и длины тела, которые легли в основу ее расчета. В период с 4 до 11 лет достоверных различий между поверхностью тела у мальчиков и девочек нет. С 11 до 14 лет они достоверно больше у лиц женского пола.

Важно не оценить конституциональные реакции, а установить частные особенности и проявления в ответ на новые для человека (и его возраста) нагрузки, которые на уровне целостного организ­ма обеспечиваются генетическими способами реагирования в ответ на экзогенные и эндогенные изменения.

Физическое качество - способность человека успешно выпол­нять двигательные действия, решая первоначально поставленную задачу (быстрее, выше, сильнее).

Рассматривая физические качества - силу, быстроту, выносли­вость, ловкость, гибкость, - надо помнить, что все они взаимосвя­заны, и рассматривать их следует с учетом сенситивных и крити­ческих периодов, присутствующих в динамике развития детского организма.

Критические периоды характеризуются повышенной активно­стью отдельных генов и их комплексов, контролирующих разви­тие конкретных качеств организма. В эти периоды происходят: значительная перестройка регуляторных процессов; качественный и количественный скачок в развитии отдельных органов и функ­циональных систем, результатом чего является возможность адап­тации к новому уровню существования организма и его взаимо­действия со средой. Такая перестройка увеличивает число степеней свободы организма, открывает новые горизонты поведения че­ловека, то есть по сути - это «опережающее отражение действи­тельности».

Сенситивные периоды - это периоды снижения генетического контроля и повышенной чувствительности организма к средовым влияниям, в том числе педагогическим и тренировочным.

Критические и сенситивные периоды совпадают лишь частич­но. Если критические периоды создают морфофункциональную основу существования организма в новых условиях жизнедеятель­ности (например, переходный возраст у подростка), то сенситив­ные периоды реализуют эти возможности, обеспечивая адекватное функционирование систем организма соответственно новым тре­бованиям окружающей среды.

Для тренеров и педагогов, работающих в области физического воспитания и спорта, знание сенситивных периодов чрезвычайно важно, так как один и тот же объем физической нагрузки, число тренировочных занятий, подходов к снарядам и т.п. лишь в сенси­тивный период обеспечивают наибольший тренировочный эффект. Такого эффекта в другие возрастные периоды достигнуть намного труднее. Учет сенситивных периодов также необходим при прове­дении спортивного отбора для правильной оценки состояния орга­низма спортсмена и особенностей развития его двигательных спо­собностей.

Сенситивные периоды для различных двигательных способно­стей гетерохронны, то есть проявляются в разное время. Хотя име­ются индивидуальные варианты сроков их наступления, но все же можно в среднем выделить общие закономерности. Так, сенситив­ный период проявления различных показателей скоростных спо­собностей приходится на возраст 11-14 лет, к 15-летнему возрасту достигается его максимальный уровень. Близкая к этой наблюда­ется картина в онтогенезе и для проявления координационных способностей и гибкости.

Несколько позже отмечается сенситивный период для силовых способностей.

 

После сравнительно небольших темпов ежегодных приростов силы в дошкольном и младшем школьном возрасте про­исходит некоторое их замедление в возрасте 11-13 лет. Затем, в 14-17 лет, наступает сенситивный период для развития мышеч­ной силы, когда ее прирост в процессе спортивной тренировки осо­бенно значителен. К 18-20 годам у юношей (у девушек на 1-2 года раньше) значения темпов прироста становятся максимальными.

В онтогенезе человека есть такие периоды, когда обучение дви­жениям или развитие определенных физических качеств происхо­дят наиболее успешно, но способность к овладению другими дви­гательными действиями понижена.

Такие периоды, как отмечалось выше, называются сен­ситивными и характеризуются повышенной восприимчивостью и реактивностью организма ребенка к физической нагрузке, пред­почтительностью к обучению определенным видам движений.

 

При характеристике возрастных границ сенситивных перио­дов важно ориентироваться не на паспортный, а на биологиче­ский возраст и ВР занимающихся. Это необходимо в связи с тем, что с акселерацией детей и подростков расширился диапазон ин­дивидуальных различий, так как наряду с акселератами опреде­лилась группа ретардантов - детей, на определенных этапах онто­генеза отстающих в росте и формировании организма. В результате один и тот же паспортный возраст объединяет различный по сте­пени биологической зрелости контингент детей.

В спортивной практике недостаточно глубокий анализ взаимо­связи между биологическим возрастом и спортивными достижени­ями нередко вводит в заблуждение тренера в отношении истин­ных способностей юных спортсменов. Нередко высокий спортивный результат в детские годы является следствием не вы­сокой спортивной одаренности, а генетически более ранних сро­ков биологического созревания организма ребенка (рис. 35).

Возраст, лет

Отличительная особенность двигательной функции человека -способность формировать из одних и тех же элементов двигатель­ного аппарата необозримое число самых разнообразных двигатель­ных актов. С механической точки зрения это свойство обусловлено множеством степеней свободы. Благодаря этому свойству, с одной стороны, обеспечивается возможность формировать самые разно­образные движения, но, с другой стороны, возникают трудности, связанные с их регуляцией и управлением. Наиболее существен­ные приобретения организма детей связаны с развитием их двига­тельной системы. Человеческий организм с точки зрения биомеха­ники двигательного аппарата представляет собой сложную двигательную систему, имеющую 244 степени свободы. Верхние и нижние конечности имеют по 30 степеней свободы. Понятно, что система с таким числом свобод может выполнять одну и ту же зада­чу, проводя движения по существенно меняющимся траекториям.

Следовательно, при выполнении движения необходим посто­янный контроль за работающими мышцами, так как никакие двигательные импульсы, распространяющиеся в мышцах, (как бы точны они ни были) не могут сами по себе обеспечить точ­ность движения (Губа В.П., 1986). Именно в детском возрасте фор­мируются базовые двигательные умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности. На основе фундамента дви­гательной деятельности ребенка впоследствии и складывается дви­гательная деятельность взрослого человека (Вавилова Е.Н., 1983; Губа В.П., 1985,1987).

Исследуя показатели силы и быстроты мышечных сокращений, А. В. Коробков и соавт. (1962) выделили несколько этапов разви­тия двигательной функции. К 4-5 годам у ребенка формируется способность развивать направленные усилия. Этот период авто­ры назвали периодом первичного становления двигательной фун­кции. На следующем возрастном этапе (от 4-5 до 6-10 лет) про­исходит становление произвольной регуляции движений, совершенствование координационных механизмов ЦНС.

В возрасте с 6-7 до 13-14 лет наступает период активного со­вершенствования двигательной функции. На протяжении этого периода совершенствуются функциональные возможности орга­низма, идет становление координационных механизмов, обеспечи­вающих высокий уровень проявления двигательных качеств и сла­женную деятельность двигательного аппарата в соответствии с возрастной периодизацией. Вместе с тем организм ребенка еще не полностью сформирован, и это сказывается на выполнении дли­тельных и интенсивных физических упражнений.

Двигательные способности юного спортсмена тесно связаны и с его телосложением, которое в результате возрастного развития претерпевает значительные изменения. При этом результаты в одной спортивной деятельности, например в беге, не зависят от тотальных размеров тела, тогда как иная спортивная деятельность (спортивная гимнастика) во многом обусловлена распределением массы.

Если на протяжении школьного возраста ДТ выросла в два раза, то поперечник мышц может увеличиться в 4, а масса - в 8 раз. На самом деле возрастное развитие морфометрических и функцио­нальных свойств отличается от приведенной гипотетической схе­мы, однако основная тенденция четко прослеживается.

Более всего увеличивается МТ, затем его линейные размеры и в значительно меньшей степени изменяются функциональные характеристики. Значение каждого из этих показателей в органи­зации движений на последовательных этапах онтогенеза различ­но. Например, если повышение силы и уровня лабильности мы­шечной системы способствует росту максимальной частоты движений, то удлинение рычагов, наоборот, воздействует проти­воположным образом.

Самые существенные изменения в развитии физических качеств детей происходят в дошкольном и младшем школьном возрасте. Развитие моторики у детей идет не по плавно восходящей ли­нии.

Нетрудно заметить, что уже с 6-7 лет у детей наблюдается по­вышенная двигательная активность. Дети 7-10 лет расположены к воспитанию быстроты. Причем наибольший ежегодный прирост частоты движений наблюдается с 4 до 9 лет. Под воздействием тренировочного процесса ее наибольший прирост зафиксирован в возрасте 9-12 лет.

Если говорить о быстроте реакции, то у детей до 9-11 лет ла­тентный период уменьшается быстро, после 13-14 лет - медленно. Следовательно, если до 12 лет целенаправленно не работать над совершенствованием быстроты реакции, то в последующие годы возникшее отставание ликвидировать будет очень сложно.

Сенситивные периоды развития двигательных способностей

детей и подростков в возрасте 6-15 лет (на основании собственных

исследований и результатов, полученных другими авторами)

К воспитанию общей выносливости, в основе которой лежит максимальное потребление кислорода, дети очень чувствительны с 8 до 12 лет. У мальчиков это качество, по данным исследовате­лей, хорошо развивается с 8 до 11 лет, а у девочек - с 9 до 12.

Принимая во внимание то обстоятельство, что двигательная активность детей является и условием, стимулирующим факторы развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, ста­новится очевидной необходимость научной разработки вопросов учебно-тренировочного процесса и физического воспитания детей и подростков.

Таким образом, развитие биомеханических систем двигатель­ных действий, детерминирующих эффективность и качество спортивно-технической и тактической подготовки, а также обеспе­чивающих это развитие морфофункциональных преобразований, наиболее интенсивно происходит в детском и подростковом возра­сте (Бальсевич В.К., 1994; Барчукова Г.В., 1996, 1997; Платонов В.Н., 1997; J. SecretinJ., 1986; Oiu-Zhonhui, Wu-Huangun, Zhuang-Liatu, 1974; Bodin D., 1995).

Этот процесс (как в естественной и индивидуальной возраст­ной эволюции человека, так и в спортивном онтогенезе) происхо­дит неравномерно и характеризуется благоприятными и небла­гоприятными периодами развития важных для спортивной результативности физических качеств и координационных способ­ностей (Бальсевич В.К., 1994).

Хорошо сбалансированная система многолетней спортивной подготовки, например, теннисиста должна предусматривать воз­можность организации обучающих и тренирующих воздействий адекватно сенситивным периодам возрастного развития парамет­ров двигательной функции, обеспечивающих успешность стиму­лируемого развития спортивной техники и тактической подготов­ленности.

Итак, в жизни ребенка двигательная деятельность является фактором активной биологической стимуляции и физического раз­вития. И не воспитывать физические качества с раннего возраста, ждать до 12 лет - значит потерять время и не решить проблем, которые в дальнейшем будут определять результативность спортивной деятельности.

В настоящее время установлены сенситивные периоды разви­тия основных физических качеств (табл. 3.1, 3.2).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.