КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Периоды наиболее эффективного развития физических качеств
ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ МОРФОБИОМЕХАНИЧЕСКИХ ТИПОВ Канадские, японские и австралийские исследователи в экспериментальных работах на генетическом уровне показали, что каждый соматический (конституциональный) тип имеет свойственные только ему обменные процессы, особенности роста и формирования тканей, а также биохимические и временные особенности. Спортивная морфология не просто изучает изменения морфологических структур под влиянием направленных тренировочных нагрузок, но и создает биологическую базу для их научного обоснования, позволяющую так использовать тренировочные нагрузки, чтобы они не приводили к патологическим изменениям как в опорно-двигательном аппарате, так и в других жизненно важных системах. Субъекты женского пола опережают лиц мужского пола на год в период от 4 до 7 лет, на два года - в период от 7 до 12 лет, затем опережение плавно снижается и к 18 годам полностью сглаживается. Коэффициент вариации поверхности тела изменяется в пределах от 6 до 12%, повторяя типичную для ДТ и МТ кривую, напоминающую параболу, с максимумом в 11 лет у лиц женского и в 13 лет - у лиц мужского пола. Имеется период снижения интенсивности роста у лиц женского пола от 4 до 8,5 лет и у лиц мужского пола - от 4 до 9,5 лет. Поверхность тела является фактором, определяющим многие функциональные и морфологические свойства организма. Ростовые кривые поверхности тела подобны ростовым кривым массы и длины тела, которые легли в основу ее расчета. В период с 4 до 11 лет достоверных различий между поверхностью тела у мальчиков и девочек нет. С 11 до 14 лет они достоверно больше у лиц женского пола. Важно не оценить конституциональные реакции, а установить частные особенности и проявления в ответ на новые для человека (и его возраста) нагрузки, которые на уровне целостного организма обеспечиваются генетическими способами реагирования в ответ на экзогенные и эндогенные изменения. Физическое качество - способность человека успешно выполнять двигательные действия, решая первоначально поставленную задачу (быстрее, выше, сильнее). Рассматривая физические качества - силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость, - надо помнить, что все они взаимосвязаны, и рассматривать их следует с учетом сенситивных и критических периодов, присутствующих в динамике развития детского организма. Критические периоды характеризуются повышенной активностью отдельных генов и их комплексов, контролирующих развитие конкретных качеств организма. В эти периоды происходят: значительная перестройка регуляторных процессов; качественный и количественный скачок в развитии отдельных органов и функциональных систем, результатом чего является возможность адаптации к новому уровню существования организма и его взаимодействия со средой. Такая перестройка увеличивает число степеней свободы организма, открывает новые горизонты поведения человека, то есть по сути - это «опережающее отражение действительности». Сенситивные периоды - это периоды снижения генетического контроля и повышенной чувствительности организма к средовым влияниям, в том числе педагогическим и тренировочным. Критические и сенситивные периоды совпадают лишь частично. Если критические периоды создают морфофункциональную основу существования организма в новых условиях жизнедеятельности (например, переходный возраст у подростка), то сенситивные периоды реализуют эти возможности, обеспечивая адекватное функционирование систем организма соответственно новым требованиям окружающей среды. Для тренеров и педагогов, работающих в области физического воспитания и спорта, знание сенситивных периодов чрезвычайно важно, так как один и тот же объем физической нагрузки, число тренировочных занятий, подходов к снарядам и т.п. лишь в сенситивный период обеспечивают наибольший тренировочный эффект. Такого эффекта в другие возрастные периоды достигнуть намного труднее. Учет сенситивных периодов также необходим при проведении спортивного отбора для правильной оценки состояния организма спортсмена и особенностей развития его двигательных способностей. Сенситивные периоды для различных двигательных способностей гетерохронны, то есть проявляются в разное время. Хотя имеются индивидуальные варианты сроков их наступления, но все же можно в среднем выделить общие закономерности. Так, сенситивный период проявления различных показателей скоростных способностей приходится на возраст 11-14 лет, к 15-летнему возрасту достигается его максимальный уровень. Близкая к этой наблюдается картина в онтогенезе и для проявления координационных способностей и гибкости. Несколько позже отмечается сенситивный период для силовых способностей.
После сравнительно небольших темпов ежегодных приростов силы в дошкольном и младшем школьном возрасте происходит некоторое их замедление в возрасте 11-13 лет. Затем, в 14-17 лет, наступает сенситивный период для развития мышечной силы, когда ее прирост в процессе спортивной тренировки особенно значителен. К 18-20 годам у юношей (у девушек на 1-2 года раньше) значения темпов прироста становятся максимальными. В онтогенезе человека есть такие периоды, когда обучение движениям или развитие определенных физических качеств происходят наиболее успешно, но способность к овладению другими двигательными действиями понижена. Такие периоды, как отмечалось выше, называются сенситивными и характеризуются повышенной восприимчивостью и реактивностью организма ребенка к физической нагрузке, предпочтительностью к обучению определенным видам движений.
При характеристике возрастных границ сенситивных периодов важно ориентироваться не на паспортный, а на биологический возраст и ВР занимающихся. Это необходимо в связи с тем, что с акселерацией детей и подростков расширился диапазон индивидуальных различий, так как наряду с акселератами определилась группа ретардантов - детей, на определенных этапах онтогенеза отстающих в росте и формировании организма. В результате один и тот же паспортный возраст объединяет различный по степени биологической зрелости контингент детей. В спортивной практике недостаточно глубокий анализ взаимосвязи между биологическим возрастом и спортивными достижениями нередко вводит в заблуждение тренера в отношении истинных способностей юных спортсменов. Нередко высокий спортивный результат в детские годы является следствием не высокой спортивной одаренности, а генетически более ранних сроков биологического созревания организма ребенка (рис. 35). Возраст, лет Отличительная особенность двигательной функции человека -способность формировать из одних и тех же элементов двигательного аппарата необозримое число самых разнообразных двигательных актов. С механической точки зрения это свойство обусловлено множеством степеней свободы. Благодаря этому свойству, с одной стороны, обеспечивается возможность формировать самые разнообразные движения, но, с другой стороны, возникают трудности, связанные с их регуляцией и управлением. Наиболее существенные приобретения организма детей связаны с развитием их двигательной системы. Человеческий организм с точки зрения биомеханики двигательного аппарата представляет собой сложную двигательную систему, имеющую 244 степени свободы. Верхние и нижние конечности имеют по 30 степеней свободы. Понятно, что система с таким числом свобод может выполнять одну и ту же задачу, проводя движения по существенно меняющимся траекториям. Следовательно, при выполнении движения необходим постоянный контроль за работающими мышцами, так как никакие двигательные импульсы, распространяющиеся в мышцах, (как бы точны они ни были) не могут сами по себе обеспечить точность движения (Губа В.П., 1986). Именно в детском возрасте формируются базовые двигательные умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности. На основе фундамента двигательной деятельности ребенка впоследствии и складывается двигательная деятельность взрослого человека (Вавилова Е.Н., 1983; Губа В.П., 1985,1987). Исследуя показатели силы и быстроты мышечных сокращений, А. В. Коробков и соавт. (1962) выделили несколько этапов развития двигательной функции. К 4-5 годам у ребенка формируется способность развивать направленные усилия. Этот период авторы назвали периодом первичного становления двигательной функции. На следующем возрастном этапе (от 4-5 до 6-10 лет) происходит становление произвольной регуляции движений, совершенствование координационных механизмов ЦНС. В возрасте с 6-7 до 13-14 лет наступает период активного совершенствования двигательной функции. На протяжении этого периода совершенствуются функциональные возможности организма, идет становление координационных механизмов, обеспечивающих высокий уровень проявления двигательных качеств и слаженную деятельность двигательного аппарата в соответствии с возрастной периодизацией. Вместе с тем организм ребенка еще не полностью сформирован, и это сказывается на выполнении длительных и интенсивных физических упражнений. Двигательные способности юного спортсмена тесно связаны и с его телосложением, которое в результате возрастного развития претерпевает значительные изменения. При этом результаты в одной спортивной деятельности, например в беге, не зависят от тотальных размеров тела, тогда как иная спортивная деятельность (спортивная гимнастика) во многом обусловлена распределением массы. Если на протяжении школьного возраста ДТ выросла в два раза, то поперечник мышц может увеличиться в 4, а масса - в 8 раз. На самом деле возрастное развитие морфометрических и функциональных свойств отличается от приведенной гипотетической схемы, однако основная тенденция четко прослеживается. Более всего увеличивается МТ, затем его линейные размеры и в значительно меньшей степени изменяются функциональные характеристики. Значение каждого из этих показателей в организации движений на последовательных этапах онтогенеза различно. Например, если повышение силы и уровня лабильности мышечной системы способствует росту максимальной частоты движений, то удлинение рычагов, наоборот, воздействует противоположным образом. Самые существенные изменения в развитии физических качеств детей происходят в дошкольном и младшем школьном возрасте. Развитие моторики у детей идет не по плавно восходящей линии. Нетрудно заметить, что уже с 6-7 лет у детей наблюдается повышенная двигательная активность. Дети 7-10 лет расположены к воспитанию быстроты. Причем наибольший ежегодный прирост частоты движений наблюдается с 4 до 9 лет. Под воздействием тренировочного процесса ее наибольший прирост зафиксирован в возрасте 9-12 лет. Если говорить о быстроте реакции, то у детей до 9-11 лет латентный период уменьшается быстро, после 13-14 лет - медленно. Следовательно, если до 12 лет целенаправленно не работать над совершенствованием быстроты реакции, то в последующие годы возникшее отставание ликвидировать будет очень сложно. Сенситивные периоды развития двигательных способностей детей и подростков в возрасте 6-15 лет (на основании собственных исследований и результатов, полученных другими авторами) К воспитанию общей выносливости, в основе которой лежит максимальное потребление кислорода, дети очень чувствительны с 8 до 12 лет. У мальчиков это качество, по данным исследователей, хорошо развивается с 8 до 11 лет, а у девочек - с 9 до 12. Принимая во внимание то обстоятельство, что двигательная активность детей является и условием, стимулирующим факторы развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, становится очевидной необходимость научной разработки вопросов учебно-тренировочного процесса и физического воспитания детей и подростков. Таким образом, развитие биомеханических систем двигательных действий, детерминирующих эффективность и качество спортивно-технической и тактической подготовки, а также обеспечивающих это развитие морфофункциональных преобразований, наиболее интенсивно происходит в детском и подростковом возрасте (Бальсевич В.К., 1994; Барчукова Г.В., 1996, 1997; Платонов В.Н., 1997; J. SecretinJ., 1986; Oiu-Zhonhui, Wu-Huangun, Zhuang-Liatu, 1974; Bodin D., 1995). Этот процесс (как в естественной и индивидуальной возрастной эволюции человека, так и в спортивном онтогенезе) происходит неравномерно и характеризуется благоприятными и неблагоприятными периодами развития важных для спортивной результативности физических качеств и координационных способностей (Бальсевич В.К., 1994). Хорошо сбалансированная система многолетней спортивной подготовки, например, теннисиста должна предусматривать возможность организации обучающих и тренирующих воздействий адекватно сенситивным периодам возрастного развития параметров двигательной функции, обеспечивающих успешность стимулируемого развития спортивной техники и тактической подготовленности. Итак, в жизни ребенка двигательная деятельность является фактором активной биологической стимуляции и физического развития. И не воспитывать физические качества с раннего возраста, ждать до 12 лет - значит потерять время и не решить проблем, которые в дальнейшем будут определять результативность спортивной деятельности. В настоящее время установлены сенситивные периоды развития основных физических качеств (табл. 3.1, 3.2).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |