Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Публичные призывы к осуществлению экстремистской

УК РФ)

Преступления против основ конституционного строя и

Против государственной власти

Тема № 6. Актуальные проблемы квалификации преступлений

безопасности государства (ст.ст. 275, 276, 280, 282, 282 [56], 282 [57],

Основы конституционного строя РФ определены в гл. 1 Конституции РФ, закрепляющей исходные принципы экономических отношений, политической системы, статуса личности, общественного и государственного строя. Основы закрепляют форму государственной власти (в ст. 1 Конституции РФ названы форма государственного устройства, форма правления и политический режим), признают человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), провозглашают многонациональный народ носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ (ст. 3), устанавливают суверенитет Российской Федерации, включая верховенство Конституции РФ и федеральных законов, на всей территории РФ (ст. 4), определяют принципы, связанные с гражданством Российской Федерации (ст. 6), провозглашают и гарантируют свободу экономической деятельности и равенство всех форм собственности (ст. 8), закрепляют принцип разделения властей на самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10), признают идеологическое и политическое многообразие (ч.ч. 1–4 ст. 13) и вместе с тем запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13), определяют соотношение действия Конституции РФ, других законов и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ (ст. 15), решают ряд других основополагающих вопросов.

Родовым объектом преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства согласно разделу Х УК РФ считается государственная власть. На нее посягают также преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК), преступления против правосудия (гл. 31 УК) и преступления против порядка управления (гл. 32 УК). Поэтому определяющее значение для квалификации деяний, относящихся к названным группам, приобретают их видовые и непосредственные объекты.

Видовым объектом преступлений, предусмотренных в гл. 29 УК, являются основы конституционного строя и безопасность государства (взаимосвязанные понятия).

Безопасность государства представляет собой часть национальной безопасности Российской Федерации наряду с безопасностью личности и общества. Исходя из положений федерального закона РФ от 28 декабря 2010 г. № 390 «О безопасности»[58], ее можно определить как состояние защищенности конституционного строя, суверенитета, обороноспособности, территориальной целостности и других жизненно важных интересов РФ от внешних и внутренних угроз.

Суверенитет Российской Федерации означает ее самостоятельность, независимость от других государств во внешних и внутренних делах, осуществление государственной власти на основе верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ.

Обороноспособность – это состояние экономического, политического, военного, морального потенциала, обеспечивающее надежную защиту страны от нападения извне. Она является результатом осуществления специальных оборонных мер. В п. 1 ст. 1 федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»[59] (в редакции федерального закона от 01.07.2011 г. № 169-ФЗ) под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Целостность и неприкосновенность территории РФ – неделимость территории и нерушимость государственных границ РФ как важнейшее условие существования государства и осуществления суверенитета РФ.

Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства отличает их направленность на соответствующий объект. В одних случаях она прямо вытекает из содержания нормы (например в ущерб внешней безопасности при совершении государственной измены – ст. 275 УК). В других – определяется специальной целью (как, например, при вооруженном мятеже – ст. 279 УК). В третьих – текстуально выражена в норме через направленность деяния на определенные события или факты (например, на насильственный захват или насильственное удержание власти – ст. 278 УК). В четвертых случаях (в частности, при диверсии – ст. 281 УК) законодатель говорит о промежуточной направленности деяния на такие события (факты), как разрушение или повреждение ключевых народнохозяйственных объектов, и вместе с тем определяет специальную цель – подрыв экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации. Таким образом, направленность деяния следует понимать как объективно-субъективный признак, выражающий строго определенную связь субъекта с объектом, точное установление которой – необходимое условие правильной квалификации преступлений рассматриваемой группы.

Государственная измена (ст. 275 УК РФ)

Совершение государственной измены в общем понимании означает нарушение гражданином Российской Федерации верности своему государству путем совместной с иностранными силами враждебной деятельности против собственной страны. Фактически это своеобразная форма соучастия гражданина Российской Федерации во враждебной деятельности представителей иностранных государств и организаций против России (в том числе с легальных позиций). Юридически государственная измена представляет собой нарушение гражданином Российской Федерации конституционных и других законодательно установленных обязанностей, вытекающих из российского гражданства, и выражается в оказании информационной либо иной помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Под внешней безопасностью Российской Федерации как объектом государственной измены понимается состояние защищенности конституционного строя, суверенитета, целостности и неприкосновенности территории, обороноспособности и других жизненно важных интересов Российской Федерации от внешних угроз.

Гражданин Российской Федерации может иметь отношение к внешним угрозам только в случаях, когда он оказывает содействие представителям иностранного государства или иностранной организации в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации. Это предполагает контакт (основанную на взаимном согласии двухстороннюю связь) гражданина Российской Федерации с каким-либо из указанных адресатов. Инициатива установления такого контакта может исходить от любой из сторон. Контакт может быть как личным, так и безличным (с помощью средств связи, тайников, посредников и т. д.). Главное при этом – согласованность действий, их совместность. Установление контакта может быть: а) предварительным; б) в процессе совершения измены (более характерно для выдачи государственной тайны); в) предстоящим (например, при инициативном собирании сведений, составляющих государственную тайну, с целью передачи иностранной разведке). Еще не состоявшийся, предстоящий контакт учитывается в качестве субъективного признака применительно к усеченному составу (измена в форме шпионажа) либо неоконченной измене (приготовление, покушение).

Иностранное государство в качестве адресата государственной измены подразумевается в целом или в лице его органов, прежде всего – спецслужб. Иностранная организация – государственная, межгосударственная или негосударственная зарубежная организация. Представитель иностранного государства или иностранной организации – официальное или неофициальное лицо, уполномоченное действовать в их интересах, например, руководитель или сотрудник государственного органа, руководитель, сотрудник или член организации либо иное лицо, выполняющее поручение этих структур.

С объективной стороны совершение государственной измены предусмотрено в трех формах: 1) шпионаж; 2) выдача государственной тайны; 3) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Измена в форме шпионажа и в форме выдачи государственной тайны представляет собой специфическое (информационное) оказание помощи иностранному государству или иностранной организации в добывании государственных секретов Российской Федерации или других интересующих их сведений, что ставит под угрозу внешнюю безопасность Российской Федерации, создает возможность нанесения ей реального ущерба.

Измена в форме шпионажа по объективным признакам не отличается от шпионажа – самостоятельного преступления (данный состав мы будем рассматривать ниже). Их различие – по субъекту: измену в форме шпионажа совершает гражданин Российской Федерации, а шпионаж по ст. 276 – иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Измена в форме выдачи государственной тайны заключается в сообщении или передаче соответствующих сведений (предметов) представителю иностранного государства или иностранной организации.

В отличие от измены в форме шпионажа выдача совершается, во-первых, в отношении сведений, которыми лицо располагало по службе или работе, но не собирало и не получило их от другого лица для передачи указанным адресатам. Во-вторых, предметом выдачи являются только сведения, составляющие государственную тайну.

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (см.: Закон РФ «О государственной тайне»). Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, предусмотрен законом, а конкретизированный перечень по представлению Правительства утверждает Президент РФ (см. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 в редакции от 11.06.2011 г. № 787)[60]. Установлено три степени секретности этих сведений: «особой важности»; «совершенно секретно»; «секретно» (см. постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870).

Выдача признается оконченным преступлением с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали достоянием представителя иностранного государства или иностранной организации. Для ответственности за измену в форме выдачи обязательно осознание лицом характера сведений в смысле их отнесения к государственной тайне, а также характера адресата – иностранное государство, иностранная организация или их представители. Умышленное сообщение тех же сведений иностранному гражданину как частному лицу, вне связи с иностранным государством или иностранной организацией, образует разглашение государственной тайны (ст. 283 УК).

Измена в форме иного оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации совершается только в контакте (совместно) с указанными представителями.

Враждебная деятельность охватывает: 1) разведывательно-подрывную деятельность иностранных спецслужб и организаций против России, а также создание условий для ее проведения; 2) вмешательство во внутренние или внешние дела Российской Федерации, подрывающее ее суверенитет; 3) угрожающую России военную деятельность, провокацию международного или внутреннего конфликта, подготовку и осуществление акта агрессии против России; 4) иные явно недружественные политические акции в отношении России, создающие напряженность, кризисную ситуацию и т. п.

Участие гражданина Российской Федерации в подобных актах враждебной деятельности и образует иное (кроме шпионажа и выдачи государственной тайны) оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям, направленное в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Эта форма государственной измены может выразиться в следующем: а) сотрудничество гражданина Российской Федерации с иностранной спецслужбой или организацией, проводящей враждебную деятельность против России; б) организация или подстрекательство к подрывной, вооруженной или террористической деятельности политического характера, направленной на дестабилизацию обстановки, захват власти, насильственное изменение конституционного строя, нарушение территориальной целостности РФ; в) финансирование указанной деятельности, поставка оружия и материальных средств для целей такой деятельности, вербовка, обучение, засылка или использование в ней наемников; г) участие в направленных на подрыв внешней безопасности Российской Федерации актах вредительства, в частности в области финансов, внешнеэкономической деятельности, научно-технических, опытно-конструкторских и технологических разработок; д) иное содействие обеспечению и осуществлению разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против Российской Федерации. Многие проявления указанной враждебной деятельности одновременно являются противоправными по международному уголовному праву.

Оказание враждебной помощи соответствующим адресатам, предусмотренное ст. 275 УК, может выражаться в совершении других преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (ст.ст. 277–282 УК), а также может быть сопряжено с совершением преступлений против общественной безопасности (например, ст.ст. 205–212, 222, 223, 226), преступлений против мира и безопасности человечества (например, ст.ст. 353, 354, 356–360) и др.

Рассматриваемая форма государственной измены признается оконченным преступлением с началом оказания гражданином Российской Федерации фактической помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям (при наличии контакта с ними) в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России.

С субъективной стороны государственная измена характеризуется прямым умыслом, направленным на совместное с иностранными (внешними) силами создание угрозы нанесения ущерба внешней безопасности Российской Федерации или на реальное его причинение. Гражданин Российской Федерации осознает, что совершает шпионаж, выдачу государственной тайны или оказывает иную помощь иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России и желает такое деяние совершить.

Мотивы и цели государственной измены (корыстные, политические и др.) не являются признаками состава преступления, но могут иметь значение для определения направленности деяния в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, квалификации содеянного по совокупности преступлений и учитываются при назначении наказания.

Субъектом (исполнителем) государственной измены может быть только гражданин Российской Федерации, достигший 16-летнего возраста. Соучастниками в качестве организаторов, подстрекателей и пособников могут быть также иностранные граждане и лица без гражданства. Наличие у гражданина Российской Федерации одновременно гражданства иностранного государства (двойное гражданство) само по себе не исключает его ответственности по ст. 275 УК. Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, двойное гражданство не освобождает лицо от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

В примечании к ст. 275 УК, которое распространяется также на ст.ст. 276 и 278 УК, содержится специальное основание освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего оконченное преступление, если это лицо добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Добровольность в данном случае означает отсутствие вынуждающих обстоятельств. Своевременность оценивается по наличию у органа власти реальной возможности предотвратить дальнейший ущерб (по смыслу нормы – более существенный, чем нанесенный). Способствование предотвращению дальнейшего ущерба иным образом сводится к принятию личных мер либо к действиям лица под руководством соответствующих органов власти. Отсутствие при этом в действиях лица иного состава преступления – условие полного освобождения его от уголовной ответственности. Наличие же иного состава преступления при соблюдении других условий, указанных в примечании к ст. 275 УК, влечет ответственность за совершенное иное преступление.

Шпионаж (ст. 276 УК РФ)

По предмету преступления шпионаж подразделяется на два вида: 1) шпионаж в отношении сведений, составляющих государственную тайну; 2) шпионаж в отношении иных сведений[61].

Иные сведения – это не относящиеся к государственной тайне любые сведения, интересующие иностранную разведку и предназначенные для использования в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Адресатами шпионажа, как и государственной измены, выступают иностранное государство, иностранная организация или их представители (см. выше).

Объективную сторону шпионажа образуют передача указанных в ст. 276 УК сведений какому-либо из перечисленных адресатов, а равно собирание, похищение или хранение их (для передачи тем же адресатам). Причем похищение и хранение сведений отнесены только к шпионажу первого вида с учетом характера его предмета – государственной тайны. Передача сведений предполагает, что они были собраны, похищены или хранились лично либо другим лицом и предназначались для передачи соответствующим адресатам. Передача добытых сведений может осуществляться путем личного контакта с адресатом, включая связных, а также с использованием тайников, технических средств связи, почтовых отправлений, иногда – неосведомленных или введенных в заблуждение граждан и т. д. Собирание сведений охватывает всевозможные способы завладения ими, их восприятия или фиксации: выведывание; визуальное наблюдение; подслушивание; радиоперехват; съем информации с электронных средств; аудио-, видеозапись; фото-, киносъемка; копирование документов; взятие образцов почвы, растений, воды; приобретение за деньги и др. Собирание иных сведений может осуществляться также посредством найма частного детектива, секретаря, консультанта и т. д., не осведомленных о шпионаже нанимателя. Похищение – специфический способ добывания, как правило, охраняемых сведений, доступ к которым ограничен. Оно обычно бывает тайным, но может быть и открытым, в частности путем нападения. Похищение при шпионаже направлено на содержащие государственную тайну документы, чертежи, схемы, технические описания, технологические карты, специальную литературу, образцы изделий, блоки, узлы, детали, материалы и другие носители секретной информации. Хранение сведений, составляющих государственную тайну, имеет самостоятельное значение, когда лицо их не добывало, а получило от другого лица на сохранение (для последующей передачи адресатам шпионажа). Этот признак может также приобрести самостоятельное значение в случаях недоказанности личного собирания или похищения хранившихся лицом секретных сведений (с целью их передачи адресатам шпионажа). В остальных случаях хранение сочетается с предшествующим ему личным собиранием или похищением секретных сведений, т. е. рассматривается наряду с указанными действиями. Шпионаж первого вида может совершаться как по заданию иностранной разведки, так и по собственной инициативе, шпионаж второго вида – только по заданию иностранной разведки, причем с осознанием предназначения сведений для использования в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Если собираемые по заданию иностранной разведки сведения не затрагивают интересов России, а касаются исключительно интересов третьей страны, то состав шпионажа по УК отсутствует.

Шпионаж признается оконченным преступлением с момента собирания, похищения или хранения соответствующих сведений, предназначенных для передачи адресату, либо с момента передачи адресату сведений, собранных другим лицом.

Субъективная сторона шпионажа характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает характер совершаемых им действий, указанных в ст. 276 УК, их направленность в ущерб внешней безопасности Российской Федерации и желает такое деяние совершить. Мотивы и цели шпионажа не являются признаками его состава и учитываются при назначении наказания. Они могут быть корыстными, продиктованными интересами службы, националистическими, политическими или даже патриотическими с позиций субъекта-иностранца. Указанная же в ст. 276 УК цель передачи сведений соответствующим адресатам не является специальной целью преступления. Она лишь обозначает связь отдельных действий с общей направленностью деяния.

Субъектами шпионажа по ст. 276 УК являются иностранные граждане и лица без гражданства (включая постоянно проживающих в Российской Федерации), достигшие 16-летнего возраста. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, за шпионаж против России, совершенный за рубежом, отвечают в соответствии с ч. 1 ст. 12 УК. Лица без гражданства, постоянно проживающие вне пределов Российской Федерации и совершившие там шпионаж против России, несут ответственность согласно ч. 3 ст. 12 УК. Лица с двойным гражданством – Российской Федерации и иностранного государства – должны отвечать за шпионаж по ст. 275 УК (что вытекает из ч. 2 ст. 62 Конституции РФ), если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

На ст. 276 УК РФ распространяется действие специальной нормы об освобождении от уголовной ответственности согласно примечанию к ст. 275 УК РФ.

деятельности (ст. 280 УК РФ)

Статья 280 УК предусматривает ответственность за одно из преступлений, связанных с экстремизмом. Экстремизм как радикалистский способ достижения целей в политике посягает на конституционный строй, безопасность государства и другие элементы политической системы. Призывы к экстремизму хотя и не могут сами по себе нанести материальный вред, однако опасны тем, что подстрекают других лиц к совершению противоправных насильственных антигосударственных действий, тем самым создавая предпосылки к нанесению вреда таким правоохраняемым благам и интересам, как государственный и общественный строй, права и свободы человека, здоровье граждан, общественный порядок, общественная безопасность, собственность, законные интересы физических и (или) юридических лиц и т. д., т. е. опосредованно посягают на совокупность целого ряда объектов уголовно-правовой охраны.

Объективная сторона рассматриваемого преступления – это призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Понятие экстремистской деятельности определено в ст. 1 федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»[62] (в редакции от 29 апреля 2008 г. № 54-ФЗ) не как конкретное преступление, а гораздо шире. Под это определение подпадают многие составы УК. Экстремистская деятельность (экстремизм) определяется как: деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

– насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

– подрыв безопасности Российской Федерации;

– захват или присвоение властных полномочий;

– создание незаконных вооруженных формирований;

– осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма;

– возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

– унижение национального достоинства;

– осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

– пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

– пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

– публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

– финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

Публичность призывов обеспечивается обращением к достаточно большому числу людей: толпе, собранию, коллективу, а также характеризуется повышенной эмоциональностью. Тем самым они отличаются от выражения частного мнения, высказываемого лицу или нескольким лицам.

Квалифицирующий признак, обозначенный в ч. 2 ст. 280 УК, называет способ, обладающий повышенной общественной опасностью, связанной с увеличением масштабов воздействия на общество, т. е. осуществление призывов к насильственному изменению конституционного строя РФ через периодическую печать, телевидение, радио, Интернет.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла: лицо осознает, что публично призывает к какому-либо из видов экстремистской деятельности, и желает этого. Мотивы и цели в данном случае лежат за рамками состава и не влияют на квалификацию.

Субъектом может быть любое лицо, достигшее 16 лет.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблемы квалификации экологических преступлений | Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.