Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологический подход в обучении школьников

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМЫ ТРУДОВОГО

Технологические достижения в последние годы привели к смене очень важной образовательной парадигмы, смысл, которого в переходе от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь».

Наступающие быстро технологические изменения изменяют структуру рынка труда и квалификационные требования к персоналу. Это приводит к тому, что базового образования не хватает на всю жизнь. Человеку приходится осваивать новые знания и даже менять профессию.

Какова же должна быть технологическая подготовка, чтобы учащиеся не только обладали универсальными знаниями и умениям, но также были бы мобильны в умении пополнять свои знания, самостоятельно, добывать нужную информацию и умели бы ею воспользоваться.

Речь идет о такой образовательной деятельности, в центре которой стоит познание, а не преподавание. Традиционная схема учитель-ученик-учение заменяется на новую ученик-учебник-учитель.

Организация такой деятельности является самым важным звеном в процессе образования. Это, прежде всего, личностно-ориентированные подходы к образованию. К ним относятся:

- модульное и разноуровневое обучение;

- обучение в сотрудничестве;

- метод проектов;

- обучение с использовованием компьютерных коммуникаций.

Итак, наиболее важные парадигмы образования для преподавания Технологии, которые изменялись в последние годы, следующие:

1) «От образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь»;

2) Гуманизация образования (центральное место - развитие человека);

3) Тенденция отказа от идеологии «формирования» и направленность на идеологию «развития».

(НМ и Мочаловы,1997)

 

Увеличение количества преподаваемых школьникам дисциплин, усложнение материала самих предметов повело к нарушению посильности обучения. Эта же причина заставляет преподавателя уменьшать объем самостоятельных работ школьников, в особенности в области творческой деятельности.

Акцент преподавания переносится на более экономичные по времени информационные методы обучения. Но учеными доказано, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть переданы или сообщены. Всякий, кто хочет к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственным напряжением.

Все искусство воспитания и образования - это по существу искусство возбуждения «то, что человек приобрел не своими силами – не его».

Итак, главнейшей задачей учителя является создание эффективной образовательной многомерной среды, учитывающей индивидуальные различия, сплоченности и запросы учащихся. Именно учителю предстоит стать главным руководителем творчества в рамках учебного процесса, прибегая к формуле М. Монтессори: – помоги мне это сделать самому.

Творчество помогает учащимся осознать, что в образовании знания должны не столько передаваться, сколько создаваться, сотворяться и присваиваться обучающимися, что целью образования должно стать воспитание умения учиться как потребности в развитии и совершенствовании, как потребности действовать разумно.

Резервом уменьшения нагрузки должно стать увеличение эмоционально-образовательного способа представления за счет современных технических средств обучения (ТСО).

В творчестве открываются возможности для соединения ума и рук, образованности и практического опыта учащихся. Ведь 70% учебного времени уделяется практической работе по овладению учащимися обще-трудовыми и технологическими умениями и навыками. А перед учителем стоит двойная цель – объединение творческого и практического обучения.

В 1998 году Министерство образования РФ утверждает новый вариант БУПа, который обеспечил единство образовательного пространства на территории РФ. На его основе создаются региональные школьные учебные планы с учетом традиций и видов учебных общеобразовательных учреждений, которые обладают Инвариантностью и вариативностью, заключающиеся в том, что необходимо:

- выполнение минимума содержания образования (инвариантность) и

- создание городского тематического планирования (дополнительного творчества исходя из местных условий) (вариативность).

Область «Технология» обеспечивает передачу общей и технологической культуры, подготовку молодежи к самостоятельной жизни, культуру деловых межличностных отношений, приобретение знаний и умений в прикладной творческой деятельности.

Mинимум содержания технологического образования призван способствовать формированию целостной картины знаний о мире профессий и технологий, освоению обучающимися опыта культуросообразной преобразовательной деятельности человека по различным видам труда (технический, обслуживающий, сельскохозяйственный) и предусматривает варианты примерных программ с включением в них региональных и школьных компонентов плюс программа «Черчение и графика».

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ООТ

Обязательный минимум содержания в средней общеобразовательной школе состоит из общего и специального технологических компонентов.

Общий технологический компонент является обязательным и включает в себя: основные технологические понятия и виды деятельности; основы преобразовательной и проектной деятельности, технологической и потребительской культуры, профессиональной ориентации.

Его содержание интегрируется с одним из двух вариантов специального технологического компонента: направлениями или областями трудовой деятельности человека.

Выбор направления или области трудовой деятельности осуществляется общеобразовательным учреждением с учетом учебно-материальной базы, наличия педагогических кадров, интересов и образовательных потребностей обучающихся.

Такой подход позволяет изучать основы технологической культуры как элемент общей культуры в классах социально-гуманитарной, гуманитарно-филологической, естественнонаучной, физико-математической и др. ориентации, обеспечивая политехнический характер профильной подготовки и прикладную направленность обучения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия технологического образования | Специальный технологический компонент
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.