КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6.1. Понятия, цели и место государственного регулирования страхования
Под государственным регулированием страхования понимается система направлений и используемых в них методов воздействия государства на процессы страхования материальных, нематериальных ценностей юридических, физических лиц, деятельности страховых компаний, их посредников и других контрагентов страховщиков для обеспечения прав и интересов страхователей и страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Целями государственного регулирования страхования являются: · установление нормативных требований (в законах, иных правовых актах) к проведению операций страхования и в целом к деятельности страховщиков, которые обеспечивают гарантированную страховую защиту материальных, нематериальных ценностей (благ) юридических, физических лиц, их имущественных интересов; · обеспечение эффективного формирования и использования (размещения) страховщиками страховых резервов и других денежных фондов; · создание организационных и экономических, технических и информационных условий для свободного и эффективного развития страхового рынка, его инфраструктуры. Государственное регулирование страхования осуществляется в основном в форме государственно-властных предписаний для участников страхового рынка и государственных органов регулирования и контроля, включая Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Такие предписания государства, воздействующие на поведение субъектов страховых отношений, представляют не что иное как нормы страхового права. Следовательно, нормы страхового права представляют важнейший инструментарий государственного регулирования страхования. Однако страховая деятельность страховщиков включает в себя, не только осуществление страховой защиты имущественных интересов юридических, физических лиц, формирование, распределение и эффективное использование страховых резервов, но также и взаимодействие страховщиков с посредниками, государственными органами. Поэтому значительная часть отношений страховщика, обусловленных его страховой деятельностью, не относится к страховым отношениям, а представляет совокупность иных (нестраховых) отношений в сфере страхования. Определенная часть нестраховых отношений страховщика (в частности, со страховыми агентами, брокерами, перестраховщиками, с исследовательскими, консультационными фирмами) полностью и во всех аспектах регулируется нормами гражданского права. Остальная же часть нестраховых отношений регулируется нормами административного и финансового права. Следовательно, в широком смысле понимания государственное регулирование охватывает все виды общественных отношений, действующих в сфере страхования. Существует и более узкое понимание государственного регулирования как совокупности определенных нормативных актов, их правовых норм, устанавливающих направления и методы действий государственных органов регулирования и контроля страховой деятельности, а также регулирующих и оценивающих деятельность страховщиков по ряду показателей финансовой устойчивости, платежеспособности и др. Здесь целесообразно рассмотреть государственное регулирование страхования в более узком его понимании, которое и определяет его место в воздействии на ограниченную часть отношений в сфере страхования. Можно выделить следующие основные направления государственного регулирования страхования: · государственный надзор за страховой деятельностью; · обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций; · пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке; · общий государственно-финансовый контроль за деятельностью страховых организаций; · прямое участие государства в становлении и развитии страховой защиты имущественных интересов субъектов страхования. Указанные направления достаточно тесто взаимосвязаны между собой. Однако присущие им специфические методы воздействия на отношения субъектов и процессы страхования и финансово-хозяйственной деятельности страховщиков обусловливают необходимость отдельного их рассмотрения. Функции и права ФСФР (ранее ФССН) 4 марта 2011 года Указом Президента РФ № 270 Федеральная служба страхового надзора (ФССН) была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Этим же Указом были переданы функции ФССН к ФСФР (п. 2 Указа), которая теперь и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности. Основными функциями и правами Федеральной службы по финансовым рынкам являются: · осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг; · обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации; · осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функций по контролю и надзору за субъектами страхового дела, в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж, бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов; · контроль и надзор в сфере страховой деятельности, включая ведение Реестра субъектов страхового дела, выдачу, приостановку и отзыв лицензий страховым, перестраховочным и брокерским компаниям, а также обществам взаимного страхования, контроль за исполнением нормативных актов, регулирующих страховую деятельность и выдачу предписаний об устранении нарушений, контроль финансовой устойчивости страховых организаций.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |