Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6.1. Понятия, цели и место государственного регулирования страхования




 

Под государственным регулированием страхования понимается система направлений и используемых в них методов воздействия государства на процессы страхования материальных, нематериаль­ных ценностей юридических, физических лиц, деятельности стра­ховых компаний, их посредников и других контрагентов страховщи­ков для обеспечения прав и интересов страхователей и страховщи­ков, иных заинтересованных лиц и государства.

Целями государственного регулирования страхования являются:

· установление нормативных требований (в законах, иных право­вых актах) к проведению операций страхования и в целом к деятель­ности страховщиков, которые обеспечивают гарантированную стра­ховую защиту материальных, нематериальных ценностей (благ) юри­дических, физических лиц, их имущественных интересов;

· обеспечение эффективного формирования и использования (раз­мещения) страховщиками страховых резервов и других денежных фондов;

· создание организационных и экономических, технических и ин­формационных условий для свободного и эффективного развития страхового рынка, его инфраструктуры.

Государственное регулирование страхования осуществляется в основном в форме государственно-властных предписаний для учас­тников страхового рынка и государственных органов регулирования и контроля, включая Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Такие предписания государства, воздействующие на поведение субъектов страховых отношений, представляют не что иное как нор­мы страхового права. Следовательно, нормы страхового права пред­ставляют важнейший инструментарий государственного регулиро­вания страхования. Однако страховая деятельность страховщиков включает в себя, не только осуществление страховой защиты имущественных интересов юридических, физических лиц, формирование, распределение и эффективное исполь­зование страховых резервов, но также и взаимодействие страховщи­ков с посредниками, государственными органа­ми. Поэтому значительная часть отношений страховщика, обуслов­ленных его страховой деятельностью, не относится к страховым отношениям, а представляет совокупность иных (нестраховых) от­ношений в сфере страхования.

Определенная часть нестраховых отношений страховщика (в ча­стности, со страховыми агентами, брокерами, перестраховщиками, с исследовательскими, консультационными фирмами) полностью и во всех аспектах регулируется нормами гражданского права. Осталь­ная же часть нестраховых отношений регулируется нормами адми­нистративного и финансового права.

Следовательно, в широком смысле понимания государственное регулирование охватывает все виды общественных отношений, дей­ствующих в сфере страхования. Существует и более узкое понима­ние государственного регулирования как совокупности определен­ных нормативных актов, их правовых норм, устанавливающих на­правления и методы действий государственных органов регулирования и контроля страховой деятельности, а также регулирующих и оценивающих деятельность стра­ховщиков по ряду показателей финансовой устойчивости, платежес­пособности и др.

Здесь целесообразно рассмотреть государственное регулирование страхования в более узком его понимании, которое и определяет его место в воздействии на ограниченную часть отношений в сфере стра­хования.

Можно выделить следующие основные направления государ­ственного регулирования страхования:

· государственный надзор за страховой деятельностью;

· обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособнос­ти страховых организаций;

· пресечение монополистической деятельности и недобросове­стной конкуренции на страховом рынке;

· общий государственно-финансовый контроль за деятельнос­тью страховых организаций;

· прямое участие государства в становлении и развитии страхо­вой защиты имущественных интересов субъектов страхования.

Указанные направления достаточно тесто взаимосвязаны между собой. Однако присущие им специфические методы воздействия на отношения субъектов и процессы страхования и финансово-хозяй­ственной деятельности страховщиков обусловливают необходимость отдельного их рассмотрения.

Функции и права ФСФР (ранее ФССН)

4 марта 2011 года Указом Президента РФ № 270 Федеральная служба страхового надзора (ФССН) была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Этим же Указом были переданы функции ФССН к ФСФР (п. 2 Указа), которая теперь и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Основными функциями и правами Федеральной службы по финансовым рынкам являются:

· осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

· обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функций по контролю и надзору за субъектами страхового дела, в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж, бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов;

· контроль и надзор в сфере страховой деятельности, включая ведение Реестра субъектов страхового дела, выдачу, приостановку и отзыв лицензий страховым, перестраховочным и брокерским компаниям, а также обществам взаимного страхования, контроль за исполнением нормативных актов, регулирующих страховую деятельность и выдачу предписаний об устранении нарушений, контроль финансовой устойчивости страховых организаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.